Контрольная работа по биологии для 5 класса в рамках ФГОС, в 2 вариантах
Подготовила учитель биологии Щербинина Галина Ивановна
ЛГМБОУ «СОШ №3» г. Лангепас, ХМАО – ЮГРА, Тюменская обл.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения контрольной работы по предмету биология в 5 классе по программе ФГОС в 2015-2016 учебном году.
Изучение курса «Биология. 5 класс» направленно на овладение обучающимися следующих умений и навыков:
*характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов(клеток, организмов),их практическую значимость.
*применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения, сравнивать, объяснять, описывать биологические объекты и процессы.
*ориентироваться в системе познавательных ценностей- оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, практической значимости растений и животных в природе и жизни человека.
*осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе.
*проводить наблюдения, фиксировать их в виде рисунков, схем, таблиц.
*пользоваться увеличительными приборами.
*выявлять существенные признаки биологических процессов протекающих в живых организмах( обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение)
Структура контрольной работы.
Работа составлена в 2 вариантах. Каждый вариант включает 14 заданий и состоит из 3 частей, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 8 заданий с кратким ответом в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа;
Часть 2 содержит 3 задания: одно задание с кратким ответом в виде - исключи лишнее; одно задание с множественным выбором; одно задание - на сравнение биологических объектов, процессов, явлений.
Часть 3 включает одно задание - на сравнение биологических объектов, процессов, явлений; одно задание графическое; одно задания с развернутым ответом.
Ответы на задания 1 части дается в виде цифры задания и буквы ответа.
Ответы 2 части – множественное перечисление.
Ответы 3 части : краткие буквенные и развернутый ответ, собственные суждения.
2. Экзаменационная работа составлена на основе изученного материала 11 уроков и состоит из блоков:
1 Блок. Биология – наука о живом мире (9 часов)
\наука о живой природе, свойства живого, методы изучения природы, увеличительные приборы, строение клетки и ткани, химический состав клетки, процессы жизнедеятельности клетки, великие естествоиспытатели/
2 Блок. Многообразие живых организмов (3часа)
/царства живой природы, бактерии: строение и жизнедеятельность, значение бактерий в природе и для человека/
3.Распределение заданий по частям контрольной работы.
№ Часть 1 Часть2Часть 3
1 С кратким ответом в виде 1 цифры 8
2 одно задание с кратким ответом в виде - исключи лишнее 1 3 С множественным выбором 1 4 На определение
последовательности биологических объектов, процессов, явлений. 1 5 Задание на сравнение биологических объектов. 1
6 Графическое задание
1
7 Задания с развернутым ответом.
1
Итого 8 3 3
Задания 1 части проверяют:
-владение биологическими терминами, методами изучения живой природы, признаков и особенностей биологических объектов;
- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, использовать биологические знания в практической деятельности;
-умения определять, сравнивать, устанавливать взаимосвязь.
Задания 2 части направлены на проверку умений: применять знания, анализировать, систематизировать знания.
Задания 3 части проверяют умения сравнивать, работать с графическими рисунками, умение формулировать собственные мысли.
4.Распределение заданий по уровню сложности.
Уровень сложности Количество заданий Максимальный бал Базовый 8 8 1*1
Повышенный 3 9 1*3
Высокий 3 9 1*3
Всего 14 максимальное количество баллов
26 5. Продолжительность контрольной работы.
На выполнение контрольной работы отводится 45 мин(1 урок)
Примерное время отводится на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 - 1 мин. ( 8мин )
2) для каждого задания части 2 - 5мин. (15мин)
3) для каждого задания части 3 -7 мин (21 мин.)
4) Оформление работы 1 мин.
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки пятиклассников по предмету биология в условиях ФГОС.
код элемента элементы содержания контрольной работы
1 Биология – наука о живом мире
1.1 Наука о живой природе.
1.2 Свойства живого
1.3 Увеличительные приборы, методы изучения природы.
1.4 Строение клетки и ткани
1.5 Химический состав клетки
1.6 Процессы жизнедеятельности клетки
1.7 Великие естествоиспытатели
1.8 Систематика и классификация
2 Многообразие живых организмов
2.1 Царства живой природы
2.2
2.3 Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и для человеа.
3 3.1
3.2
Царства живой природы
Строение клетки и ткани
3.3 Бактерии: строение и жизнедеятельность.
Значение бактерий в природе и для человеа.
Вариант №1
задание 1 Как называют первобытных людей питающихся семенами, плодами, корнями растений?
а) крестьянами б) охотниками в) собирателями г) грибниками
задание 2 Назовите организм который способен к обмену веществ
а)камень б) кружка в) собака г)перчатки
задание 3 Ученый специально предложил птицам на выбор разные варианты домиков, что бы опытным путем определить , какие из искусственных гнезд окажутся наиболее удобными для разных видов птиц. Каким методом пользовался ученый?
а) наблюдение б)эксперимент в) описание г)моделирование
задание 4 Этот органоид важнейшая часть клетки. Это плотное округлое тельце, расположенное в центральной части клетки. В нем хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и организма в целом.
как называется этот организм?
а) вакуоли б) хлоропласты в) митохондрии г) ядро
задание 5 Неорганическое вещество, содержится во всех частях всех живых организмов, участвует во всех жизненно важных процессах клетки.
а) соли б) вода в) жиры г)белки
задание 6 В этом процессе происходит передача всех признаков от материнской клетки к дочерней. Как называется этот процесс?
а) рост б) раздражимость в) обмен веществ г) размножение
задание 7 Этого шведского натуралиста знают во всем Мире. Он первый создал классификацию организмов которой пользовались на протяжении многих лет. Кто этот ученый?
а)Чарльз Дарвин б)Аристотель в) Карл Линней г) В.И. Вернадский
задание 8 Родственные виды : Хохлатая синица, Лазоревка, Большая синица, Московка –объединяются в более крупную группу -----.Как называется эта группа?
а)Семейство б) Род в)Царство г)Класс
задание 9 Найди лишнее понятие среди предложенных.
а) ядро, б)цитоплазма, в)лупа, г) клеточная мембрана
задание 10 Перечисленные ткани соотнесите к растительным и животным.
А) Растительные
Б) Животные
1-запасающая, 2- нервная, 3 -мышечная, 4 -основная, 5- проводящая,
6 – эпителиальная, 7- образовательная
задание 11 Определите последовательность действий при работе с микроскопом В нужной последовательности расположите цифры :1-включить лампочку или зеркалом направить свет на предметный столик.
2-опуская предметный столик наведите резкость.
3-винтом поднимите столик
4-поставте микроскоп в 10 см. от края стола.
5-положить микропрепарат на предметный столик.
Задание 12 . Сравните 2 объекта:
А) Бактерии Б) Вирусы
Назовите их характеристики:
Неклеточные организмы
Клеточные организмы
Задания 13.
Какой органоид клетки обозначен на рисунке Б под № 9 ?
Задание 14
Почему нужно бороться с браконьерством, не законным отстрелом животных?
Вариант №2
задание 1 Современная биология состоит из множества биологических наук. Одна из самых крупных изучает растения. Как называется эта наука?
а) зоология б) ботаника в) микология г) микробиология
задание 2 Организм не только увеличивается в размерах, но и приобретает новые свойства: из семени развивается растение, из яйца – бабочка, из икринки – рыба
Как называется этот процесс?
а) развитие б)рост в) размножение г)раздражимость
задание 3 Ученые орнитологи каждый день взвешивают одного и того же птенца что бы определить скорость роста и развития птенца, длину растущих перьев у птенца, ширину и глубину гнезд, высоту расположения гнезд над землей. Каким методом пользуются орнитологи?
а) наблюдение б) описание в) измерение г)эксперимент
задание 4 Эта ткань выполняет функции создания и накопления веществ только в клетках растений. Как называется ткань?
а) основная, б) покровная, в)проводящая, г) нервная
задание 5 Без этих органических веществ не возможна жизнь. Они строят клетки , обеспечивают сокращение мышечных тканей, движение, передают наследственность. Как называются эти вещества?
а) углеводы, б) жиры, в) белки, г) вода
задание 6 В этом процессе все вещества в клетке взаимодействуют и соединяются с другими веществами с образованием новых веществ, которые распадаются, видоизменяются и обеспечивают клетку энергией необходимой для жизни.
Как называется этот процесс?
а)размножение, б) обмен веществ, в) рост, г)питание
задание 7 Этот ученый создатель эволюционного учения объясняющее возникновение современных видов живых организмов. Кто этот ученый?
а) Аристотель, б) Чарльз Дарвин, в) Карл Линней, г) В.И.Вернадский
задание 8 Назовите царство природы организмы которого не имеет клеточного строения
а) бактерии, б) растения, в) грибы, г) вирусы
задание 9 Найди лишнее понятие среди предложенныха) клеточная стенка, б) ткань, в)вакуоль, г) хлоропласт
задание 10 Перечисленные органоиды соотнесите к растительной и животной клетке.
А) Растительная клетка-
Б) Животная клетка-
1)вакуоль, 2) хлоропласты, 3)ядро, 4) клеточная стенка,
5) цитоплазма, 6)клеточная мембрана, 7) поры
задание 11 Определите последовательность действий при работе с микроскопом В нужной последовательности расположите цифры :1-включить лампочку или зеркалом направить свет на предметный столик.
2-опуская предметный столик наведите резкость.
3-винтом поднимите столик
4-поставте микроскоп в 10 см. от края стола.
5-положить микропрепарат на предметный столик.
Задание 12 . Сравните 2 объекта:
А) Растения Б) Животные
Назовите их характеристики:
Автотрофы
Гетеротрофы
Задания 13.
Какой органоид клетки обозначен на рисунке А под № 4?
Задание 14.
Почему нужно беречь от пожаров леса?
Ответы:
Вариант №1
1 в
2 в
3 б
4 г
5 б
6 г
7 в
8 б
9 в
10 А)1,4,5,7
Б)2,3,6
11 4,3,1.5.2
12 А)2
Б)1
13 хлоропласт
14 исчезают многие виды животных
Вариант №2
1 б
2 а
3 в
4 а
5 в
6 б
7 б
8 г
9 б
10 А)1,2,3,4,5,7
Б)3,5,6
11 4,3,1.5.2
12 А)1
Б)2
13 ядро
14 атмосфера планеты, запасы пресной воды