Контрольная работа по обществознанию в 9 классе для проведения промежуточной аттестации вар. 1
Контрольная работа по обществознанию для проведения промежуточной аттестации в 9 классе
Вариант I
Часть 1.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при
описании политической сферы общества?
1) племена, народности
2) сословие, класс
3) республика, федерация
4) издержки, прибыль
2. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников,
выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «избирательное право». Найдите термин, не соответствующий этому понятию.
Выборы, референдум, избирательные комиссии, мажоритарная избирательная система, налоги, пропорциональна избирательная система, тайна голосования.
Ответ: ___________
4.Соотнесите признаки и функции государства с конкретными примерами.
ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ ПРИМЕРЫ
А) Признаки государства 1) обеспечение правопорядка и законности
Б) Функции государства 2) отстаивание государственных интересов на международной арене
3) обязательность членства в государстве (гражданство)
4) существование системы права.
Ответ:
А Б
5. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено
буквой.
(А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она читает
профессиональную литературу, отслеживает изменения
в законодательстве. (В) Мария правильно поступает: работнику необходимо
заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным
в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих
положений.
Ответ:
А Б В
6. Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами
прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)
А) право на охрану здоровья и медицинскую
помощь 1) гражданские (личные)
Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь 2) политические
В) право на защиту чести и достоинства 3) социальные
Г) право на свободу мирных собраний и
ассоциаций Д) право на жизнь Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г Д
7. Установите соответствие между участниками судебного процесса и сторонами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Участники Стороны процесса
А) адвокат потерпевшего 1) обвинение
Б) прокурор 2) защита
В) подсудимый Г) свидетели подсудимого Ответ:
А Б В Г
8. Найдите в приведенном ниже списке имущество, являющееся в соответствии с Семейным кодексом индивидуальной собственностью супругов.
1) недвижимое имущество, приобретенное в период брака по договору купли-продажи
2) имущество, принадлежащее каждому супругу до вступления в брак
3) имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам
4) драгоценности и предметы роскоши
5) вещи индивидуального пользования (обувь, одежда, косметика)
Ответ: ___________
9. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.
В нашей стране правосудие осуществляют только _______________(А). В соответствии с Конституцией РФ в России существует единая система _____________(Б). Важным органом судебной власти является ________(В), который имеет право своим решением отменять нормативно-правовые акты, противоречащие ____________(Г). Высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным и административным делам является ______(Д). Экономические споры между предпринимателями и организациями решает ____________(Е).
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Государство
Суды
Высший арбитражный суд
Политическая деятельность
Конституция РФ
Судопроизводство
Субъект
Верховный суд
Конституционный суд
Ответ:
А Б В Г Д Е
10. Под термином «культура» в широком смысле слова понимается
1) весь окружающий человека мир
2) всё, что создано человечеством за всю его многовековую историю
3) формы объединения людей
4) уровень воспитанности и образованности человека
11. Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры Формы культуры
А) свадебные обряды
Б) телешоу
В) грузинская национальная кухня
Г) поп-музыка 1) народная
2) массовая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Ответ:
А Б В Г
12. Ниже приведен перечень обществоведческих понятий. Укажите, какое из них объединяет по смыслу остальные понятия:
1) религия
2) наука
3) искусство
4) культура
Часть 2.Прочитайте текст и выполните задания.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
13. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
15. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.