Разработка урока по ФГОС Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число
Урок разработала
Учитель нач.кл.
Кольянова Т.Н.
Предмет: математика
Программа обучения: УМК «Школа России»
Класс: 4
Раздел: «Числа , которые больше 1000. Умножение и деление»
Тема урока: «Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
ХОД УРОКА
Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Слайд 2
Учитель: Ребята, эпиграфом нашего урока математики сегодня я предлагаю выбрать такой афоризм «Ученик, который учится без желания, это птица без крыльев.» Прочитайте, пожалуйста «про себя». А Ксюша прочитает вслух:
Учитель: Проанализируйте эпиграф нашего урока, как вы понимаете данное высказывание??
Ученики: .
Учитель: Скажите, а на уроке математики вам часто приходится думать?
Ученики: Да
Учитель: Ответьте на вопрос ,зачем нужно думать?
Ученики: Чтобы развивать ум, сообразительность, смекалку.
Учитель: Тему сегодняшнего урока мы определим позже, а пока откройте тетради и запишите дату 23 апреля, Классная работа.
2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном учебном действии.
Учитель: Сейчас Вадим и Максим пройдут тестирование на компьютере . А Костя , Лена и Виталя выполнят задание на карточке. (2 учащихся садятся за компьютеры и самостоятельно работают 3 с карточкой . Остальные работают с учителем.)
1. Устный счёт. Разминка для ума.
Слайд
Учитель: Ребята, предлагаю провести разминку для ума. Давайте посмотрим на первое выражение. прочитай его.
Ученики: Сумму чисел 42 и 28 делим на число 7.
Учитель: Вспомним , что нужно, чтобы найти ответ?
Ученики: Необходимо расставить порядок действий.
Учитель: Ребята, найдите значения выражений и запишите ответы в тетрадь в столбик.
(42 + 28) : 7 = 10
(20 + 40) : 4 =15
560 : 4 =140
952 – 341 =611
267 + 233 =500
Учитель: Проверьте, справились ли вы с заданием № 1.Правильные ответы на слайде. Оцените свою работу в ваших оценочных листах
Слайд6
Учитель: Продолжаем разминку ума. Посмотрите на слайд. Что вы знаете о медведях? Медведи род млекопитающих отряда хищных.
род медведей появился 56 миллионов лет назад.
Составим задачу по схеме Что необходимо найти?
Ученики: Скорость второго медведя
Учитель: Можете сразу это сделать?
Ученики: Нет, сначала нужно найти общую скорость :
Давайте решим задачу устно.
45:3=15км/ч – общая скорость
15-8=7км/ч – скорость 2 мед.
Учитель: Ребята, у вас на партах карточки с выражениями. Работая в парах, разделите эти выражения на несколько групп. На выполнение задания вам дается 1 минута.
Учитель: На сколько групп вы разделили данные выражения?
Ученики: на три
Учитель: Ребята, по какому принципу вы определили 3 группы?
Ученики: в зависимости от вида деления. В первом столбике – на однозначное , во втором столбике ––на двузначное число, а в третьем столбике на трехзначное число.
ПРОВЕРКА учащихся у доски
120:3 492: 82 738:246
250:5 384: 96 954:318
Учитель: Найдем значение выражений первого столбика. Устно. Какие знания с предыдущих уроков нам пригодились?
Ученики: .
Учитель: Найдите значения выражения второго столбика.
- Как вы делили?
Ученики: Использовали алгоритм деления многозначного числа на двузначное:
Учитель: А теперь попробуем решить следующее выражение.
СЛАЙД 7
738:246
Работаем на листочках(черновиках)
Время работы – 2 минуты.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Кто не справился? Почему не справились?
Ученики: Не умеем решать такие выражения
Учитель: У кого получился ответ? (Записать на доске все варианты ответов.)
Учитель: Почему разные ответы?
Ученики: Нет правила или не знаем алгоритма
4. Постановка учебной задачи
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока?
Ученики: Письменное деление на трехзначное число
СЛАЙД 8
Учитель: Какую учебную задачу вы поставите перед собой?
Ученики: Составить алгоритм деления на трехзначное число, научиться решать эти выражения
5. Построение проекта выхода из затруднения (план, средство).
1) Работа с моделями примеров
Учитель: Что это за модель?
-
·
·
·
·
·
·
·
·
· -
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ученики: Первая модель – деление на двузначное число.
Учитель: Чем будет отличаться деление многозначного числа на двузначное от деления на трёхзначное число? Чем деление будет схоже?
Ученики: В делители двузначное число, а в другом трехзначное. Алгоритм схож.
2) Работа в группах. Составление модели умножения на трёхзначное число.
Учитель: Попробуйте в группах преобразовать вторую модель в модель умножения многозначного числа на трёхзначное. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе:
Ученики просматривают глазами слайд, вспоминают правила работы в группе.
Правила работы в группе
Слайд 9
Группы не соревнуются, а делают общее дело
1. Внимательно выслушай задание.
2. В группе нет главных, все члены команды равны.
3. Все члены команды должны принять участие в обсуждении. Никому «не спать»!
4. Выслушайте мнение каждого.
5. Выберите верную на ваш взгляд версию.
6. Выберите того, кто будет представлять решение группы.
За результат работы отвечают ВСЕ!
Учитель: Итак, вы составляете модель умножения на трёхзначное число и дополняете (устно) алгоритм решения примеров данного вида.
Представители от групп выходят к доске со своими моделями
Учитель совместно с учащимися выбирает правильную модель.
Учитель: Оцените свою работу (правильность составленность модели, умения сотрудничать и работать в группе) в оценочных листах.
3. Реализация построенного проекта.
Представление группами результатов с пояснением алгоритма
Учитель: попробуем составить план действий при умножении многозначного числа на трехзначное.
Посмотрите на слайд. Восстановите последовательность, записав в столбик только буквы
Слайд
Ы Вычитаю
У. Найду первое неполное делимое
Н Подберу пробную цифру частного, округляя делимое и делитель
И Делю
Ц Умножаю, проверяю, подходит ли цифра частного
М Определю число цифр в частном
Физминутка. Делаете упражнение столько раз, сколько получите в результате решения выражения
900:300=3 круговые движения головой
80:20= 4 плечи
600:300+2- наклоны тик так
100:20=5 прыжки
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Найдем значение выражения 738:246 , используя план действий. Проверим на с.72
Учитель: Какой новый вид деления вы сегодня для себя открыли?
Ученики: Деление на трёхзначное число
Учитель: Откройте учебник на стр.72 и еще раз посмотрите на пример письменного деления на трехзначное число (дети следят глазами, учитель проговаривает правило).
Учитель: А теперь потренируемся в закреплении нового правила.
С. 72 № 279 1,2
Первый пример + второй пример по одному ученику (по очереди) решают с комментированием у доски, а остальные в тетради.
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Учитель: Вы вместе попробовали решить несколько выражений на деление многозначного числа на трехзначное, что должны сделать сейчас?
Ученики: Закрепить свои знания по новой теме урока
Учитель: Для этого мы поработаем самостоятельно в парах
-. СЛАЙД
948: 316=3
1722:574=3
2135: 427=5
5852: 836= 7
Учитель: (Проверка) Сейчас мы будем проверять свою работу, с какой целью?
Ученики: Чтобы узнать, не допустили ли мы ошибки.
Учитель: Возьмите конверт №1, там правильно решённые примеры.
- Возьмите простой карандаш и проверьте свою работу по образцу. У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг.
Учитель: Над чем надо еще поработать?
Ответы учеников.
Учитель: А у кого правильные результаты? Молодцы!
Оцените свою работу
8. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке?
Ученики: При решении выражений, уравнений, задач, в жизни.
Учитель: Возьмите конверт №2. Найдите значение выражения
408* 27+4850:970
Учитель: вот так решила Вова Семенов ученик 4 Б. Проверьте!
Ученики замечают ошибку
Учитель: Где же спряталась ошибка?вместо 11.016- 11.116
Учитель: Молодцы! Выполняем действия №2 и №3
СЛАЙД №13 Проверь своего товарища.
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего соседа по парте.
Оцените свою работу
9. Рефлексия учебной деятельности.
1) Выводы по уроку
Учитель: С каким новым способом деления мы с вами сегодня познакомились?
Ученик: Письменное деление многозначного числа на трехзначное число
Учитель: Какие цели вы сегодня перед собой ставили?
Ученики: Составить алгоритм деления на трехзначное число, научиться решать эти выражения
Учитель: Достигли ли вы этих целей?
Ученики: Да
Самооценка. Заполнение оценочных листов.
Учитель:
-Всем ли было легко?
-Какие трудности испытывали?
-Надо ли еще потренироваться?
-Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Заполните последнюю строку оценочного листа
3) Написание синквейна в группах по 4 человека.
Учитель: В завершении нашего урока, я предлагаю составить синквейн по темам: математика, знания
Дети работают со схемами синквейнов
10. Домашнее задание
Слайд по уровням
Учитель: Ребята ,вы уже сказали, что для полного понимания данной темы, вам необходимо потренироваться. У вас будет такая возможность и вы потренируетесь, выполняя домашнее задание. Желаю вам успехов в его выполнении!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: «Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число»
Образовательная цель урока:
-формировать вычислительный навык деления многозначных чисел на трехзначное число
Планируемые результаты (предметные):
Ученик научится:
выполнять письменно действие деления многозначных чисел на трехзначное число, когда в записи частного используется одна цифра;
использовать порядок выполнения письменного деления многозначных чисел на трехзначное число;
сравнивать деление многозначных чисел на трехзначное число с делением многозначных чисел на двузначное число.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять письменно действие деления многозначных чисел на трехзначное число, когда в записи частного используется две цифры;
Метапредметные УУД:
Познавательные : ориентируются в системе своих знаний и осознают необходимость нового знания, добывают новые знания (информацию) путем наблюдения, чтения, слушания;
Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание
Регулятивные : намечать цель работы и конкретного задания; составлять план, осуществлять действия по реализации плана, оценивать результат своих действий.
Личностные: формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному материалу
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технологии: технология критического мышления, технология проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технология
Формы обучения : фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, проблемный, моделирование.
Опорные ЗУН: умение решать выражения в несколько действий, навыки устных и письменных , знание табличных случаев умножения , навык деления многозначного числа на однозначное и двузначное.
Основные понятия и термины урока:
Разрядный состав числа
Деление
Умножение
Многозначное число
Трехзначное число
Компоненты действия умножения и деления
Оборудование: компьютер , мультимедийный проектор, демонстрационный экран, раздаточный материал, индивидуальные оценочные листы, презентация
Литература: Учебник «Математика» авт. Моро. ч.2.
Название этапа урока
Вид работы
УЗУ
УУД
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
Фронтальная работа
активизировать мыслительную деятельность учащихся , заинтересовать.
Личностные: смыслообразование (мотивация учебной деятельности);
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном учебном действии.
индивид. Работа (слабоусп, )
фронтальн. работа
Работа в парах
УЗУ: закрепить вычислительный навык с табличным умножением и делением
УЗУ: актуализация устных вычислительных навыков арифметических действий над двухзначными и трехзначными числами.
УЗУ: формировать умение составлять задачи на встречное движение по схеме с опорой на часть условия
УЗУ: организовать проблемную ситуацию, связанную с делением многозначного числа на трехзначное
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Выявление места и причины затруднения.
фронт.работа
УЗУ: Зафиксировать затруднение
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
Познавательные: логическое -формулирование проблемы
4. Постановка учебной задачи
фронт.работа
УЗУ: формирование умения самостоятельно определять тему и учебную задачу урока
Регулятивные: целеполагание
Познавательные. Общеучебные: самостоятельное формулирование темы урока
5. Построение проекта выхода из затруднения (план, средство)
фронтальная работа
практическая работа (в группе)
фронтальная работа
УЗУ: формирование умения работать с математическими моделями( перевод знаково- символической модели в вербальную)
УЗУ: формировать умение преобразовывать модели
УЗУ: познакомить с последовательностью деления многозначного числа на трехзначное
Познавательные
Общеучебные: решение проблемы
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
практическая работа
работа в тетради
УЗУ: закрепить первичное умение вычислительного навыка умножения многозначного числа на трехзначное
УЗУ: закрепить первичное умение вычислительного навыка умножения многозначного числа на трехзначное
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия;
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
практическая работа (в парах)
УЗУ: закрепить первичное умение вычислительного навыка умножения многозначного числа на трехзначное
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия;
8. Включение в систему знаний и повторение.
практическая работа
УЗУ: формировать умение вычислительного навыка умножения многозначного числа на трехзначное
Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
9. Итог урока.
практическая работа (работа в группах)
УЗУ: способствовать развитию критического мышления учащихся
УЗУ: подвести итог урока
Коммуникативные: построение речевых высказываний.
10. Рефлексия учебной деятельности.
Фронтальная работа (устно)
УЗУ: Выявить эмоциональное отношение к изученному материалу, дать возможность детям сформулировать, в чем заключались их личные трудности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
15