Разработка внеклассного мероприятия в 9 классе по теме: Законы Ньютона и силы в природе


Разработка внеклассного мероприятия
по физике в 9 – 10 классах.
Название: «Законы Ньютона и силы в природе»
Цели и задачи: привить учащимся любовь к предмету физика, применять знания на практике, т.е. в жизненных ситуациях.
Краткий план мероприятия:
1.Вначале ведущий немного рассказывает о Ньютоне и о силах, которые есть в природе.
2. Затем предлагает учащимся разбиться на две (три) команды.
3.Выбрать капитана команды.
4.Провести конкурс среди команд.
5.Провести конкурс капитанов.
6. Ответить на вопросы, записать или решить несколько заданий.
7.Подведение итогов.
1.Исаак Ньютон (годы жизни 1643 – 1727).
Выдающийся английский физик и математик, основатель классической механики Исаак Ньютон родился в семье небогатого фермера в местечке Вулсторн, около города Грантема. В 12 лет он начал учиться в Грантемской школе. В 1661 г. Ньютон поступил в один из колледжей Кембриджского университета и по окончании его получил учёную степень бакалавра.
Исключительную роль в жизни Ньютона сыграли 1665 – 1667гг., которые он провёл в родном Вулсторне, укрываясь от эпидемии чумы. Здесь у него в основном сложились те идее, которые привели учёного к важным открытиям: созданию математической основы физики – дифференциального и интегрального исчислений, открытию закона всемирного тяготения, к изобретению зеркального телескопа; здесь он провёл опыты по разложению света(явление дисперсии).
В 1668г. Ньютону была присвоена степень магистра, и затем он возглавил физико-математическую кафедру в Кембриджском университете. В 1672г. он был избран членом Лондонского королевского общества, а в 1703г. стал его президентом.
Открытый им закон всемирного тяготения Ньютон успешно применил к объяснению движения небесных тел. Согласно этому закону все материальные тела притягиваются друг к другу, при этом величина силы тяготения не зависит от физических и химических свойств тел, от состояния их движения, от среды, в которой находятся тела. Тяготение на Земле проявляется в существовании силы тяжести, возникающей благодаря притяжению всякого материального тела Землёй.
Основные вопросы механики и физики, которые разрабатывал Ньютон, были тесно связаны с научными проблемами его времени. Так, исследования в области оптики направлялись на устранение недостатков оптических приборов. В первой оптической работе «Новая теория света и цветов» (1672) Ньютон изложил свои взгляды о корпускулярной гипотезе света. Эта работа вызвала бурную полемику. Противником корпускулярных представлений Ньютона о природе света выступил английский учёный Р.Гук. Тогда Ньютон высказал гипотезу, сочетавшую корпускулярные и волновые представления о свете. Свои многолетние оптические исследования он опубликовал в 1704 г. в книге «Оптика», в которой нарисовал стройную картину различных оптических явлений, известных науке того времени.
Вершиной научных изысканий Ньютона стал его труд «Математические начала натуральной философии» (кратко – «Начала», 1687). В нём учёный создал единую систему земной и небесной механики, которая легла в основу всей классической физики. В этом научном труде Ньютон дал определения исходных понятий физики – количества материи, эквивалентного массе, плотности; количества движения, эквивалентному импульсу; различных видов силы и др.
Научная универсальность взглядов Ньютона оказала огромное влияние на дальнейшее развитие физики.
2.Учащиеся разбиваются на команды (две или три).
3.Команды выбирают капитанов.
4.Конкурс среди команд (вопросы):
а) Как падает человек, когда споткнётся и когда поскользнётся?
б) Почему, разбежавшись, мы можем прыгнуть значительно дальше, чем с места?
в) Почему рулевой на гребной лодке, наклоняя своё тело в так гребцам, увеличивает скорость лодки?
г) Какое значение имеют упругие волосы на подошве ног зайца?
д) Выходя из воды, животные встряхиваются. Какой физический закон используется ими при этом?
е) Почему трудно держать в руках живую рыбу?
ж) Почему прыгательные конечности кузнечика очень длинные?
з) С каким усилием выходит из почвы росток кукурузы?
и) Почему черепахи, опрокинутые на спину, обычно не могут самостоятельно перевернуться?
к) Почему зубы бобра не тупятся, когда он перегрызает толстые деревья?
5. Задания для капитанов:
а)
А.А.Блок «Всё чаще я по городу брожу…»
Запнулась запыхавшаяся лошадь,
Уж силой ног не удержать седла,
И утлые взмахнулись стремена,
И полетел, отброшенным толчком…
Объясните падение всадника с лошади с точки зрения физики.
б) И.А.Бунин Отлив
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила,-
Её уж тянет, тянет Сила
Всходящей за морем луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени-
Луна глядит- и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов.
О какой Силе говорит поэт в данном отрывке?
в) Дж. Г.Байрон Дон Жуан
Так человека яблоко сгубило,
Но яблоко его же и спасло,-
Ведь Ньютона открытие разбило
Неведенья мучительное зло.
Дорогу к новым звёздам проложило
И новый выход страждущим дало.
Уж скоро мы, природы властелины,
И на Луну пошлём свои машины.
О каком открытии И.Ньютона идёт речь в этих строках?
г) В.Г.Бенедиктов Комета
Взгляни на небеса: там стройность вековая.
Как упоительна созвездий тишина!
Как жизнь текущих сфер гармонии полна,-
И как расчётиста их пляска круговая!
Но посмотри! Меж них неправильно гуляя,
Комета вольная – системам не верна,
Ударами грозит и буйствует она,
Блистательным хвостом полнеба застилая.
По каким траекториям движутся кометы?
6. Вопросы, задания:
а) Сформулировать и записать второй закон Ньютона.
б) Как звучит третий закон Ньютона, написать его формулу.
в) F = mg, что означает эта формула и какая величина может быть рассчитана?
г) P = mg,как называется эта сила, единицы измерения силы.
д) Записать формулу всемирного тяготения.
е) Какие бывают силы трения?
7.Подведение итогов.
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Разработка внеклассного мероприятия
по физике в 9- 10 классах по теме:
«Законы Ньютона. Силы в природе»
Выполнила: учитель физики и математики
МАОУ СОШ № 8
Волжина Л.А.
г. Лабытнанги2017г.