Урок в 5 классе «Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе учителя Гуляевой Екатерины Витальевны
Тема
Символы и детали в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цель

Содержательная: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Деятельностная :1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели; 5.развитие навыков самоконтроля; 6. развитие схематичного мышления.


Планируемый результат
Предметные умения
Формировать УУД


Знать содержание сказки А.С. Пушкина, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,
знать отличительные признаки сказки литературной от народной
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные



Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать
мысли и оценивать свою и чужую речь
Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

Основные понятия
Сказка, литературная сказка, символ, деталь, образ

Межпредметные связи
Окружающий мир, речь и культура речи, история, искусство

Ресурсы:
Методическое пособие, наглядный материал, , презентация, учебник Литература 5 кл. Учеб.-хрест. для общеобраз. учрежд. В 2 ч. ч. 1/ авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.:Просвещение, 2009, рабочая тетрадь на печатной основе


Тип урока
Урок открытия нового знания.

Методы и приемы обучения
Комментирование иллюстраций, упражнения (задания на установления соответствии, составление по иллюстрациям), устный опрос, рассказ учителя, эвристическая беседа, работа с текстом

Эпиграф
Пушкинская сказка – прямая наследница народной.
С.Я. Маршак
А между тем за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль
С.Я.Маршак


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты

I. Орг.момент
Цель: Включение в деят-ть
Приветствие. Включение в деятельность – задание –«Дыхание»
Доброе утро, ребята. Присаживайтесь. Начнем мы наш урок Правильно, со скороговорок:
Сказочник на скамейке рассказывал сказки
У Антипа росла одна липа,
А Филипп посадил семь лип.
3. Яхта легка и послушна моя,
Я бороздить на ней буду моря

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.
Включение в учебный процесс


II.
Мотивация к учебной деятельности
Цель: определение содержательных рамок урока
Эпиграфами к нашему уроку я взяла слова С.Я. Маршака.
Думаю, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Из урока в урок мы с вами пытаемся доказать, что в художественном произведении все неслучайно, любая художественная деталь, символ в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня еще раз убедимся.
Я предлагаю наш урок провести в форме исследования.
Вы – члены научного общества. Я – ваш руководитель.
Объект нашего исследования (что мы будем исследовать) - сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования: Роль символов и деталей в литературной сказке
Гипотеза (предположение): все в сказке А.С. Пушкина неслучайно
Так как сказка у нас (какая? по типу) волшебная, то разрешите мне выступить в роли волшебника. А раз я волшебник, то у меня есть свои волшебные предметы. Моим основным помощником сегодня станет КНИГА, которая будет служить нам справочником, в ней вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы.


Называют объект, тему исследования, гипотезу (предположение)










Вспоминают типы сказок: волшебная, бытовая, о животных
Коммуникативные УУД:
строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные УУД:
1. Постановка и формулирование проблемы
2. делать выводы, обобщения;


III. Актуализа-ция и углубление изученного

Цель –актуализация знаний
-Давайте, мои дорогие, начнем наше исследование с темы.
-Какие слова вам показались непонятными? (символ, деталь)

Начнем разбираться. Начнем со слова «сказка»
-Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?
(слайд)
Для того, что бы проверить, обратимся к волшебной книге
-Какая сказка называется литературной? В чем ее отличие от народной?
Молодцы, вы, действительно, все знаете

Теперь давайте попробуем догадаться, что такое символ и деталь. А для этого нам надо обратиться к толковому словарю.
(слайд)


Отвечают на вопросы



Определение сказки, чем литературная от народной отличается


Что такое символ и деталь, работа со словарем
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;

IV. Работа с текстом. Осмысление содержания
Цель -развитие читательских умений.


Переходим к 1 этапу нашего исследования. Давайте вспомним, какой цвет преобладает в начале сказки? Обратимся к тексту (зачитывают отрывок)
-Почему?
-Что символизирует БЕЛЫЙ цвет?
-А в сказке что символизирует?
Обратимся к нашей книге
(слайд)

А теперь послушайте небольшой отрывок из рок-оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
-Какую музыку вы услышали?

-О какой вещи из сказки идет речь?

-Что мы знаем о зеркале из сказки?
-Каким волшебным свойством оно обладало?
-А вы не задумывались, почему именно зеркало?
Обратимся к книге (слайд)
-Кому принадлежало зеркало сказке?
Найдите строчки, в которых описывается царица
-Какими эпитетами (что такое?) награждает ее АСП?
-Никого не напоминает?


-Давайте вспомним, в каком эпизоде нам дается ее истинное лицо?
-Каким цветом можно выразить чувства, настроение царицы?
Перед вами на столах лежат краски и листы. Согните листок пополам и закрасьте цветом/цветами, которые, как вам кажется, передают образ царицы
-Откройте свою рабочую тетрадь на печатной основе (стр. 7)
Задание 1. Ниже приводятся различные значения слова «чёрный».
Укажите, какое из этих значений имеет оно в данном предложении:
Она, чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей.
ДЛЯ СПРАВОК:
А) Цвет сажи, угля.
Б) Испачканный чем-либо, грязный.
В) Физически тяжёлый, грязный труд.
Г) Горестный, безрадостный, тяжёлый, мрачный.
Д) Злостный, коварный, преступный.

-Кто знает, что обозначает черный цвет?
(слайд)
Получается, что А.С. Пушкин прямо не говорит , что мачеха - ведьма, а при помощи предметов, деталей, символов показывает нам это.

Работа с текстом сказки

Белый цвет – символ света, чистоты, но также –символ смерти, холод, одиночество, знак общественного положения (благородство)




Музыку услышали волшебную, загадочную, тревожную
О зеркале

Что оно дано было царице, умело говорить, т.е. обладало волшебным свойством. Зеркало –связь с потусторонним миром. Принадлежало ведьмам
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне на зло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела:  Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?»


Царице много черного, черный –цвет смерти, колдовства, магии, злоба, подлость
Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию .

Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности

V. Закрепление
Цель – зафиксировать новые знания
Ребята, а какая цифра встречается в сказке?
-В каком эпизоде?
Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (8.08.-09.45мин)
-Давайте обратим внимание на то , как описывает А.С. Пушкин дом богатырей (чит. отрывок)
-Как называет его?
«Терем» - см. сл. Даля
-Действительно ли живут люди добрые?
-Как это поняла царевна?
-Что она сразу заметила? (Печь -см. сл. Даля)
-Еще о каком предмете быта говорит А.С. Пушкин? (стол дубовый)
Обеденный стол у славян именно в красном углу и у каждого свое место.
-Ребята, а куда богатыри посадили царевну? (на лавку в угол – это почетно)

Мы подтвердили предположение царевны.
-Так почему именно семь богатырей?
(слайд)

Физ.минутка
А теперь давайте отдохнем. Возьмем нашу книжку. Кто называет число сегодня? (брошюра «Физ.минутки на уроках»)
Молодцы, немножко отдохнули.

Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь...
-О чем речь?
-В каком эпизоде говорится о яблоке?
-Как вы думаете, а почему мачеха отравила царевну именно яблоком?

(слайд)
Опять А.С. Пушкин в скрытой форме нам показал, что царевне угрожает смерть.

-Итак, царевна отравилась яблоком, что было потом?
-А почему в гроб хрустальный?
Давайте вернемся к нашим краскам. На второй половине листа цветом покажите, какой вы видите царевну

А.С. Пушкин сравнивает душу царевны с хрусталем.
(слайд)

Цифра 7, в названии сказки
Эпизод встречи с 7 богатырями

Между тем всё шла да шла И на терем набрела. Ей на встречу пес, залая, Прибежал и смолк, играя; В ворота вошла она, На подворье тишина. Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо; Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! Никого меж тем не видно. Дом царевна обошла, Всё порядком убрала, Засветила богу свечку, Затопила жарко печку, На полати взобралась И тихонько улеглась.




О яблоке
Когда царица пришла в дом богатырей, чтобы отравить царевну

Яблоко –любовь, но и запретный плод, зло
Связь с иным миром, смерть



Богатыри отнесли царевну в хрустальном гробу в гору
Хрусталь – чистота, невинность









Личностные результаты:
1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству;
Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
Регулятивные УУД:
1. высказывать предположения на основе наблюдений;
2. самостоятельно делать выводы;

VI. Самостоятельная работа по тексту

Цель – тренировать способность к самоконтролю
-Ребята, давайте вспомним, каких героев автор называет по имени?
-А вы знаете, что обозначают их имена?(Елисей –спаситель)
-Кто приходит на помощь Елисею?

Наизусть инсценировка

-А почему помог именно Ветер? Как к нему обращается Елисей?
-(из ГИА) Какое значение в этом эпизоде играет образ ветра?
-Как передается трагизм чувств Елисея?
(слайд)



Елисей и Соколко
Силы природы

Наизусть отрывки диалогов Елисея с Солнцем, Месяцем, Ветром

Ветер является символом времени, пространства, скорости, а также возрождения
Коммуникативные УУД:
1. Освоение способов совместной деятельности
Познавательные УУД:
1. делать выводы, обобщения;
2. осуществлять самоконтроль и самооценку;
3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.


VII. Итог урока. Рефлексия
Цель – зафиксировать новое содержание
В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке А.С. Пушкина все неслучайно. Убедились ли мы в этом? Обращая внимание на что? (символы и детали)

Действительно, мы убедились, что все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл.
Мне очень хочется, чтобы любое произведение заставляло вас задуматься над каждым словом. Помните, что в книге нет ничего случайного.

Кроссворд в тетради на печатной основе (если останется время)

все предметы и слова неслучайны, за каждым кроется глубокий смысл, автор пытается с помощью символов, деталей показать глубину, скрытую в сказке, в этом А.С. Пушкин очень близок к русской народной сказке

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

VIII. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь на печатной основе (с.7-8), прочитать немецкую сказку «Снегурочка», отметить, с какими сказками перекликается, найти символы
Подготовиться к сочинению








Самоанализ урока
Уважаемое коллеги, вашему вниманию был представлен урок по теме «Символы и детали в сказке А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Данный урок является вторым в разделе «Сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Основная цель урока – восприятие и первичное осознание нового материала. Кроме этого мною были определены следующие цели: развитие исследовательской деятельности учащихся на уроке и воспитание идеального читателя.
В зависимости от целей урока определила его тип: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма урока – исследование.
Как я уже сказала, данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились со сказкой Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Именно поэтому работа анализ заголовка и знакомство с предтекстовой информацией были проведены на предыдущем уроке до знакомства с текстом, а так же мы коснулись сравнительного анализа сказок А.С. Пушкина и В.А. Жуковского
Урок начали традиционно – со скороговорок. Детям это нравится, а мне –помогает настроить их на урок, развить речь.
В ходе анализа сказки Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» мною были использованы следующие приёмы понимания текста.
На первом этапе была дана общая установка и выбраны такие приёмы концентрации внимания, как выдвижение гипотезы во время работы научного общества, а также присутствие волшебника . Этапы урока условно были обозначе6ны как этапы исследования.
В ходе работы над содержанием текста, нахождением деталей и символов я использовала такой приём работы с текстом, как комментированное чтение, поскольку этот приём более продуктивен при работе с детьми. Анализ стихотворного текста также предполагает использование данного приёма работы, т.к. при организации диалога с автором и постановке вопросов к стихотворному тексту уходит эмоциональное восприятие произведения.
Параллельно с комментированным чтением проводилась словарная работа.
При работе с текстом учащиеся выдвигали свои предположения, прогнозировали, проводилось обсуждение читательских интерпретаций.
В урок были включены фрагменты из рок-оперы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и отрывок из мультфильма по этой сказке. Тем самым я хотела расширить кругозор детей, показать связь с искусством, заинтересовать.
Детям было предложено творческое задание – с помощью красок нарисовать героинь (цветослово) – это помогает понять, увидели ли дети характер героев, их эмоциональное состояние.
В качестве домашнего задания детям на этот урок было предложено подготовить наизусть чтение отрывков текста, чтобы привить любовь к слову, к выразительному чтению.
Чтобы продолжить работу с анализом текста, в качестве домашнего задания дети получили сравнить сказку А.С. Пушкина и немецкую сказку «Снегурочка», найти символы, объяснить
А сейчас, я думаю, мне следует сказать, что цели урока достигнуты, т.к. научное исследование состоялось, но я не берусь судить об этом, судить об этом вам.
Спасибо за внимание.
20897111731

20900111744
15