Логические опорные схемы по географии Межотраслевые комплексы (9 класс)


Пояснительная записка.

Логические опорные схемы – это компактное графическое отображения основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения её учителем. Назначение их в том, чтобы создать у школьников чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний. Помочь обучающимся разобраться в его структуре, выделить главное, существенное в излагаемом материале, способствовать наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, развитию умения самостоятельной работы, самоконтроля, а также наиболее быстрому запоминанию нового материала. Обучение с применением опорных логических конспектов развивает память, мышление, способность к анализу, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности обучающихся.

Данные опорные схемы используются на уроках географии в курсе 9 класса – Население и хозяйство России.
Опорная схема № 1 используется на первом уроке по межотраслевым комплексам России, чтобы познакомиться со всеми комплексами и увидеть их взаимосвязь.
Опорная схема № 2 используется при проведении итогового занятия по теме: «Топливно – энергетический комплекс», она помогает систематизировать и закрепить знания, полученные при изучении темы.
Опорная схема № 3 используется при изучении комплекса по производству конструкционных материалов и химических веществ, в частности для изучения металлургического комплекса, как основа для составления характеристики чёрной и цветной металлургии, металлургических баз и выполнения работы на контурной карте
Опорная схема №4 предназначена для лучшего усвоения темы «Агропромышленный комплекс», она позволяет увидеть взаимосвязь отраслей комплекса и даёт необходимую информацию для запоминания, что позволяет лучше понять и усвоить тему.

Составление логических опорных схем позволяет избежать многословия и учит обучающихся делать выводы из полученной информации, что является важным навыком, необходимым каждому человеку в дальнейшем процессе самообразования. Наличие схемы в тетради облегчает школьникам подготовку к уроку, помогает восстановить и осмыслить изученный ранее материал. Для слабого ученика – это готовая информация для ответа, а для сильного – минимум, к которому добавляется информация из текста параграфа и дополнительная литература. Опыт подтверждает эффективность работы с использованием логических опорных схем.













Схема 1