Урок 8 класс: «Кислород. Оксиды. Горение»

тема урока: «Общественный смотр знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение» (урок-путешествие по стране Кислород).
задачи урока:
образовательные: а) повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы; б) закрепить умения и навыки:
составлять химические уравнения, определять тип химической реакции;
решать расчетные задачи;
обращаться с лабораторным оборудованием;
воспитательные: а) способствовать развитию интереса к изучению химии;
развивающие: а) развивать чувство ответственности, самостоятельности, коллективизм, умение работать в группе;
б) совершенствовать умение логически мыслить; в) продолжать формировать умение применять теоретические знания по изученному материалу.
тип урока: урок «обобщение и систематизация знаний».
методы и методические приемы:
1.словесные: эвристическая беседа.
2.словесно-наглядные: демонстрационный опыт.
3.словесно-наглядно-практические: самостоятельная работа учащихся в группах.
оборудование:
1.наглядные средства: натуральные объекты (лабораторный штатив(2), сухие пробирки(2), пробки с газоотводной трубкой(2), химические стаканы(2), кристаллизаторы(2) с водой, вата, спиртовки(2), спички, перманганат калия(КМпО4) в порошке, деревянные лучины(2), ложечка для набирания веществ).
2.изобразительные средства: –
литература: Н.А.Заграничная, Н.Н.Нурахметов «Химия, 8 класс, рабочая тетрадь», Н.П.Гаврусейко «Проверочные работы по неорганической химии», Оганесян «Неорганическая химия», А.Е.Темирбулатова «Сборник задач и упражнений, 8 класс», В.А.Крицман «Книга для чтения по неорганической химии», «Энциклопедия химика».
План – конспект урока, 8 класс
План урока:
1.Организационный момент. (2- 3 мин.)
2.Знакомство с темой и целью урока. (1-2 мин.)
3.Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение». (27-30 мин.)
4.Повторение и анализ знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы. (3-5 мин.)
5.Комментирование домашнего задания. (1-2 мин.)
6.Подведение итогов урока. (2-3 мин.)

Перед уроком учебные столы поставить так, чтобы командам было удобно за ними работать. Учащиеся вытягивают жетоны с четными и нечетными числами, для разделения класса на две команды, придумывают им названия и выбирают капитанов. Все карточки с заданиями и ответы к ним на отдельных листах.
Ход урока:
Мы закончили изучение темы «Кислород. Оксиды. Горение». Сегодня нас ждет необычный урок – путешествие в страну Кислород. Это будет не простая прогулка, вас ждут испытания, преодолеть которые вы сможете, только используя знания, полученные на предыдущих уроках. В путь отправятся две команды. Слово предоставляется капитанам команд: представьте, пожалуйста, свои команды. Наблюдать за вашим путешествием будет счетная комиссия (1-2 человека). Итак, в путь!
В тетрадях запишите число и тему урока (тема урока записана на доске):
«Общественный смотр знаний по теме «Кислород. Оксиды. Горение».
Девиз урока: «Пока дышу – надеюсь на лучшее!»
Цель урока: повторить и обобщить знания, закрепить умения и навыки, полученные при изучении темы.
Состязание № 1. «Химический лабиринт».
Путь в страну Кислород лежит через заколдованный «химический лабиринт» (командам раздаются листы с «химическим лабиринтом» и чистые листы бумаги). Чтобы добраться до финиша, надо начать с клетки № 1. Если суждение, написанное в данной клетке, верное, то продолжить путь по стрелке «да», если ошибочное – по стрелке «нет». Задание выполняется всей командой. Ребята, в тетрадях вы отмечаете номера клеток – путь движения по «лабиринту» от старта до финиша.
По сигналу (через 3-4 минуты) игра прекращается. От каждой команды один из участников (по мнению команды, внесший наибольший вклад в выполнение задания) обосновывает пройденный через «химический лабиринт» путь, записывая на доске номера клеток от старта до финиша.
Далее подвожу итог (например, командой № 1 «лабиринт» пройден без потерь, а команда № 2 сбилась с пути). Максимальное количество баллов за состязание № 1 «химический лабиринт» = 10. Счетная комиссия оцените, пожалуйста, команды.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Командам раздаются карточки с заданиями, они решают, кто из участников пойдет к доске выполнять данное задание (время 5 -7 минут).
Найдите соответствие, составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции.
Максимальное количество баллов за состязание № 2 = 20.
Задание команде № 1.
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1. HgO a) + O2 , t A) NO
2. Cr b) t B) Hg + O2
3. C3 H8 C) Cr2 O3
4. N2 D) CO2 + H2O
Задание команде № 2.
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1. PbS a) t
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Состязание № 3. «Задачи».
Пока один участник от каждой команды находит соответствие уравнениям химических реакций, остальным членам команд предлагается рассчитать запасы энергии и составить термохимические уравнения, без которых невозможно путешествие. Командам выдаются карточки с условиями расчетных задач. Первую задачу нужно обязательно решить, вторая дополнительная.
Задачи команде № 1.
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой: CuO + 2 HCl => CuCl2 + H2O + 63,6 кДж . Какое количество теплоты выделится при растворении 300 г. оксида меди в соляной кислоте?
При взаимодействии 3,2 г. железа с серой выделилось 9,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
Задачи команде № 2.
Термохимическое уравнение реакции горения этилена: C2H4 + 3 O2 =>
2 CO2 + 2 H2O + 1400 кДж. Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило 16 г. кислорода?
2. При окислении 16 г. меди кислородом выделилось 77,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Задачи решает вся команда. Отчитывается за решение одной задачи один из участников команды, предоставляя решение на отдельном листе (для счетной комиссии), а другой участник, если позволяет время, вторую задачу аналогичным образом. На выполнение задач + проверка правильности задания из состязания № 2 отводится 10-12 минут (сюда же входит время состязания № 2).
Максимальное количество баллов за одну задачу =10, за две ,=>20.
Члены счетной комиссии оценивают уравнения реакций, написанные на доске, и решения задач. Оглашают предварительные результаты игры в набранных командами баллах.
Состязание № 4. «Опыт» (или состязание капитанов команд).
В любом походе очень ценны люди, умеющие работать не только головой, но и руками. По одному представителю от каждой команды (или капитаны) вызываются для проведения опыта по получению, собиранию и обнаружению кислорода. Члены команд и счетная комиссия внимательно следят за правильностью выполнения опыта, делают замечания, оценивают проделанную работу (время 5 минут).
Максимальное количество баллов за состязание № 4 = 10.
Состязание № 5. «Ромашка».
В путешествии по стране Кислород обязательно встретится множество диковинных растений. Одно из них – волшебная «ромашка», на лепестках которой написаны химические формулы. На основании полученных знаний вам предстоит определить лепестки с формулами оксидов и составить уравнения реакций получения этих оксидов из простых веществ.
По одному члену от команды выходят к доске, демонстрируя «ромашку», обосновывают свой выбор формул оксидов и составляют уравнения реакций. На выполнение задания отводится 5 минут.
Максимальное количество баллов за состязание № 5 = 10.
Члены счетной комиссии оценивают правильность выбора формул оксидов и составления уравнений реакций.
Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся обсуждают результаты путешествия по стране Кислород и делятся с классом впечатлениями от урока по пунктам «я», «мы», «дело»:
«я» - насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
«мы» - насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
«дело» - какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.
Счетная комиссия оглашает итоги игры, награждает команду–победителя грамотой. Подвожу итоги урока, выставляю оценки участникам испытаний.


Состязание № 1. «Химический лабиринт».
ответ на задание:
Старт => 1 => 6 => 7 => 13 => 9 => 15 => 19 => 18 => 22 => 23 => 24 => Финиш


Состязание № 1. «Химический лабиринт».
ответ на задание:
Старт => 1 => 6 => 7 => 13 => 9 => 15 => 19 => 18 => 22 => 23 => 24 => Финиш

Состязание № 1. «Химический лабиринт».
ответ на задание:
Старт => 1 => 6 => 7 => 13 => 9 => 15 => 19 => 18 => 22 => 23 => 24 => Финиш

Карточка № 1.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.HgO a) + O2, t A) NO
2. Cr b) t B) Hg + O2
3. C3H8 C) Cr2O3
4. N2 D) CO2 + H2O

Карточка № 1.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.HgO a) + O2, t A) NO
2. Cr b) t B) Hg + O2
3. C3H8 C) Cr2O3
4. N2 D) CO2 + H2O

Карточка № 1.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.HgO a) + O2, t A) NO
2. Cr b) t B) Hg + O2
3. C3H8 C) Cr2O3
4. N2 D) CO2 + H2O
Карточка № 2.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.PbS a) t A) V2O5
2. KClO3 b) + O2, t B) PbO + SO2
3. V C) CO2 + H2O
4. C2H4 D) KCl + O2


Карточка № 2.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.PbS a) t A) V2O5
2. KClO3 b) + O2, t B) PbO + SO2
3. V C) CO2 + H2O
4. C2H4 D) KCl + O2


Карточка № 2.
Состязание № 2. «Найди соответствие».
Составьте уравнения реакций (расставьте коэффициенты, где необходимо) и определите тип химической реакции:
исходные условия протекания продукты реакций
вещества реакций
1.PbS a) t A) V2O5
2. KClO3 b) + O2, t B) PbO + SO2
3. V C) CO2 + H2O
4. C2H4 D) KCl + O2


Карточка № 1.
Состязание №3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой: CuO + 2 HCl => CuCl2 + H2O + 63,6 кДж . Какое количество теплоты выделится при растворении 300 г. оксида меди в соляной кислоте?
При взаимодействии 3,2 г. железа с серой выделилось 9,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
Карточка № 1.
Состязание №3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой: CuO + 2 HCl => CuCl2 + H2O + 63,6 кДж . Какое количество теплоты выделится при растворении 300 г. оксида меди в соляной кислоте?
При взаимодействии 3,2 г. железа с серой выделилось 9,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Карточка № 1.
Состязание №3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой: CuO + 2 HCl => CuCl2 + H2O + 63,6 кДж . Какое количество теплоты выделится при растворении 300 г. оксида меди в соляной кислоте?
При взаимодействии 3,2 г. железа с серой выделилось 9,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.


Карточка № 2.
Состязание № 3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции горения этилена: С2H4 + 3 O2 =>
2 CO2 + 2 H2O + 1400 кДж . Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило 16 г. кислорода?
2. При окислении 16 г. меди кислородом выделилось 77,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.

Карточка № 2.
Состязание № 3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции горения этилена: С2H4 + 3 O2 =>
2 CO2 + 2 H2O + 1400 кДж . Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило 16 г. кислорода?
2. При окислении 16 г. меди кислородом выделилось 77,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.


Карточка № 2.
Состязание № 3. «Задачи».
Термохимическое уравнение реакции горения этилена: С2H4 + 3 O2 =>
2 CO2 + 2 H2O + 1400 кДж . Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило 16 г. кислорода?
2. При окислении 16 г. меди кислородом выделилось 77,5 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
Подведение итогов. Рефлексия.
Обсудите в команде результаты путешествия по стране Кислород и поделитесь вслух с классом и учителем впечатлениями от урока по пунктам «Я», «Мы», «Дело»:
«Я» - насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
«Мы» - насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
«Дело» - какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.








Подведение итогов. Рефлексия.
Обсудите в команде результаты путешествия по стране Кислород и поделитесь вслух с классом и учителем впечатлениями от урока по пунктам «Я», «Мы», «Дело»:
«Я» - насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
«Мы» - насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
«Дело» - какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.




Подведение итогов. Рефлексия.
Обсудите в команде результаты путешествия по стране Кислород и поделитесь вслух с классом и учителем впечатлениями от урока по пунктам «Я», «Мы», «Дело»:
«Я» - насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу команды;
«Мы» - насколько сплоченно работала команда, все ли удалось в игре;
«Дело» - какие знания по изученной теме помогли в игре, что нужно повторить, какие умения необходимо отрабатывать.

















15