Урок по русскому языку для 6 класса по теме Деепричастный оборот
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6-ОМ КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ»
Цели:
1)образовательные:
закрепить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
учить отличать причастия от деепричастий, причастный оборот от деепричастного.
совершенствовать умения и навыки выделять деепричастный оборот в предложении по заданному алгоритму;
продолжить работу по формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
2)воспитательные:
любви к родному языку;
интереса к чтению книг.
3)развивающие:
развивать навыки самоконтроля учебной деятельности;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
Тип урока: комбинированный.
Элементы используемых технологий:
здоровьесберегающая;
личностно-ориентированная;
информационно-коммуникативная.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Думаю, что вы, как всегда, будете сегодня на уроке внимательны и проявите себя только с лучшей стороны. Итак, мы начинаем!
2. Определение темы урока и целеполагание.
Синтаксическая разминка «Собери предложение»
На слайде появляется деформированное предложение:
Хорошие, читая, книги, говорить, мечтать, мыслить, думать, учишься.
(Читая хорошие книги, учишься говорить, думать, мыслить, мечтать).
- В чём особенность этого предложения? Почему часть предложения выделена другим цветом? Какие знаки препинания нужно поставить?
- Какова же тема нашего урока? (Правильно. Деепричастный оборот)- Подумайте и скажите, какие мы должны поставить перед собой сегодня? Чем мы сегодня будем заниматься?
Повторим определение деепричастия и деепричастного оборота;
будем учиться выделять на письме деепричастные обороты;
будем учиться отличать деепричастные обороты от причастных.
Эпигаф урока.
Деепричастие и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, их достоинства – краткость и лаконичность; они часто используются в текстах художественного стиля речи.
Словарь лингвистических терминов
Учитель: В ходе урока мы попробуем доказать справедливость данного утверждения.
В работе по этой теме нам будут помогать информационные карты.
Запишите сегодняшнее число и свою фамилию.
3. Повторение
- Что обозначает деепричастие?
- Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
-С помощью каких суффиксов образуется деепричастие?
-Каким членом предложения является деепричастие?
Задание 1. Определите, какие пчёлы из этого улья?
- Что мы называем деепричастным оборотом?
- Как деепричастия и деепричастные обороты выделяются на письме?
- Каким членом предложения является деепричастный оборот?
IV. Актуализация знаний.
1) Выполните упражнение и соберите в корзинку под деревом только те груши, которые можно в неё положить. (Обведите номера только тех предложений, в которых есть деепричастный оборот) РАБОТА В ПАРАХ
1.Человек вышел из дома и направился к машине.
2.Он бежал, оглядываясь по сторонам.
3.Я шёл вперёд, поднимаясь всё выше и выше.
4.Человек, вышедший из дома, направился к машине.
5.Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась.
6.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
7. Выйдя из дома, человек направился к машине
2) Замените выделенные глаголы деепричастиями (РАБОТА В ПАРАХ)
1. Снежинки кружатся и падают с небес, словно звезды.
2. Природа будто рассказывает сказку и застывает в зимнем сне.
3. Мы возвращались после прогулки и вспоминали красоту зимнего леса.
3.По страницам художественных произведений. Работа в группах
-Найти одиночные деепричастия и деепричастные обороты и подчеркнуть. (отрывки на слайдах).
А) Вот север
Тучи нагоняя
Дохнул, завыл, –
И вот сама
Идет волшебница зима.
Б) Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
В) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
Г) Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня..Д) Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, красном кушаке…
Е) На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет качаясь
И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Ж) А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
З) Раз в крещенский вечерок девушки гадали
За ворота башмачок , сняв с ноги, бросали.
4) Работа с сигнальными карточками. Учитель читает предложения, а ученики поднимают карточки, красный цвет-сигнал деепричастного оборота, синий -причастного.
1) Сапёры, управляющие лодкой, не бросали вёсел.
2) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
3) Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.
4) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
5) Лодка, управляемая твёрдыми и сильными руками, чиркнула плоским днищем о песчаную отмель.
6) Струи пуль тяжёлого пулемёта, установленного на лодке, просвистели поверх голов.
7) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
8)Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу.
5. Физкультминутка (включается ролик)
6. А сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Необходимо было составить предложения с одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами.
Используйте слова для справок: (задумавшись, сажая цветы, сидя за столом, не решив уравнение, выполняя задание, собравшись вместе).
7) В чём особенность этих предложений?
1. Мальчик бежал сломя голову.
2. Петров всегда работал спустя рукава.
3. Бабушка никогда не сидела сложа руки.
4. Мальчик слушал отца раскрыв рот.
5. Он работал не покладая рук.
- Деепричастные обороты запятыми здесь не выделяются, так как входят в состав фразеологизмов.
8) Сравните предложения
Отец работал весь день засучив рукава.
Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки.
9) Соотнесите фразеологизмы из 1-й колонки и синонимичные суждения из правой колонки.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СИНОНИМЫ
Не сомкнув глаз Слушать внимательно
Засучив рукава Не сделав малейшего усилия
Не шевельнув пальцем Усердно, прилежно работать
Затаив дыхание Не уснув
Составьте предложения, вставив фразеологизмы из таблицы.
Всю ночь сторожил Иван-царевич Жар-птицу _________________________________________
Кощей Бессмертный хотел одолеть Ивана-царевича ____________________________________
Я слушал сказки _________________________________________
Отец работал весь день____________________________________________ _
V. Итоги урока.- Что мы повторили сегодня на уроке?
(признаки деепричастия, учились находить деепричастные обороты в тексте и ставить при них знаки препинания; повторили понятие фразеологизмов, в составе которых есть деепричастные обороты)
- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока.
Эпигаф урока.
Деепричастие и деепричастные обороты обладают большой выразительностью, их достоинства – краткость и лаконичность; они часто используются в текстах художественного стиля речи.
Словарь лингвистических терминов
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что придают речи деепричастные обороты ? (они украшают нашу речь, делают её более выразительной, краткой, динамичной)
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Оцените себя за урок!!!
VI. Рефлексия (продолжите фразу)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
VII. Выставление оценок за урок.
VIII. Домашняя работа
Упр. 498 (2)