Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления Эрудит


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мирненская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю «____»________2012г. «____»________2012г. «____»_________2012г.
на заседании МО Зам. дир. по УВР Директор школы
___________________ ___________________ __________________
Протокол №1от_________ Лаврухина Н.А. Смышляева В.Г.
Программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Эрудит»
Лаврухина Н.А. заместитель директора
Деревскова Г.Б. учитель начальных классов
Шарипова В.В. учитель начальных классов
Шнайдер Н.В. учитель начальных классов
п.Мирный2012г.

Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Мирненская СОШ». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Уровень развития страны во многом зависит от совершенной системы образования, гарантирующей устойчивое развитие личности, в частности, развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения.
Интеллектуальные способности, возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности. Этот ресурс помогает личности адаптироваться к новым условиям жизни, активно участвовать в постоянных изменениях, обладать потребностью к самосовершенствованию, не причинять вреда себе, окружающим, природе, миру, который становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни личности, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. [7]
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения определены задачи, стоящие перед современной школой, и одна из них - формирование целостной картины мира у учащихся посредством включения их в разнообразные виды деятельности. В связи с этим в стандарте большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности, способствующей дополнительному развитию каждого ученика, в том числе интеллектуальному.
По данным психологических исследований наибольший скачок в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Школьные уроки в своей массе нацелены на прохождение программы, в классе сидят дети с различными учебными возможностями, поэтому типовые задания учебников, отработка алгоритмов действий, организация повторения, необходимость продиктованная условиями. При этом как правило страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала для развития своих способностей. Их общеинтеллектуальная деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе.
Данная программа является актуальной, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Наряду с этим практика показывает, что большинство детей приходят в школу с неустойчивым вниманием, со слабой памятью, неумением работать самостоятельно. Поэтому курс предусматривает и проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельности в работе.
Цель: создание условий для полноценного интеллектуального развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде.
Задачи:
Обеспечить устойчивую потребность у обучающихся к совершенствованию своих интеллектуальных способностей.
Поддерживать увлеченность учащихся, каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности.
Обеспечить формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
Система занятий по данному курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Познавательный аспект
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
Воспитывающий аспект
воспитание межличностных отношений;
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Отличительными особенностями, которой являются:
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов, которые отслеживаются в рамках внутренней системы оценки (педагогом, администрацией, психологом)
Системный подход к содержанию материала;
Развитие межпредметных связей.
Особенности реализации программы.
Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка общеинтеллектуальной направленности и представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4 года, объёмом в 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В 1 классе по 30 минут 33 часа в год, во 2-4 классах по 45 минут 34 часа в год. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы 7-11 лет.
Формы внеурочной деятельности и организации занятий
Ведущей формой организации занятий является групповая.
Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.
Предлагаемый курс предполагает и применение коллективных форм организации занятий и использование современных средств обучения, создание активного поиска, представление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности. Ребенок получает возможность попробовать свои силы в роли участника интеллектуальных конкурсов («ЭМУ», «Русский медвежонок – языкознание для всех» и т.д.), познакомиться с требованиями к оформлению решения олимпиадных заданий по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению. В результате решается проблема подготовки выпускников начального звена к участию в дистанционных интеллектуальных конкурсах и очных турах олимпиад, решению нестандартных задач.
Во время занятий у ребёнка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определённого вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчёт в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. А именно: повышение самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счёт отсутствия, например внимания, у других детей может происходить снижение самооценки, потому, что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение всего занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, математикой, информатикой).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
уровень характеристика результатов способы достижения результатов форма достижения результатов
Первый уровень результатов приобретение школьников социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. викторины, познавательные игры, познавательные беседы, конкурсы.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной про-социальной среде. дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальные школьные марафоны, конкурсы.
Третий уровень результатов получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. детские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны).
Возрастные особенности достижения результатов воспитания
при организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддерживать эту тенденцию, обеспечить достижение ребёнком первого уровня результатов (возможно второго и частично третьего)
во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируются межличностные взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения второго уровня
последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т.е. достижение третьего уровня результатов).
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый - определение исходного уровня развития учащихся по результатам обследования школьным психологом перед поступлением в школу.
Текущий:
- прогностический – проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный – контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный – контроль, обращённый на «план» действия, на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
- итоги участия в конкурсах и олимпиадах.
Итоговый:
- тестирование
- практические работы
- творческие работы учащихся
Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ребёнком и не допускает сравнение его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в таблице учителя, где прослеживается динамика развития учащихся. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность учащихся;
Результаты выполнения тестовых заданий, заданий конкурсов и олимпиад;
Косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:
идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;
проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;
различать основные нравственно-этические понятия;
соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:
воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к
учащемуся;
выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание,
удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения;
считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность
в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
1. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности:
удерживать цель деятельности до получения её результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность
необходимых операций (алгоритм действий);
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно»,
«ложно», «истинно», «существенно», «не существенно»);
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших
трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
2. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:
осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперациональный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
1. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:
различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт,
эксперимент, моделирование, вычисление);
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их
рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их
результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной
задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя
справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
2. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность:
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);
выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели) с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
1. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
2. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания:
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определённому классу (виду);
характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
Предметные результаты:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять их характеристики по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия;
выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Содержание курса
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности
Освоение эвристических приемов рассуждений
Формирование интеллектуальных умений, связанных выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных
Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся
Формирование способности наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы
Формирование пространственных представлений и пространственного воображения
Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного обобщения на занятиях.
В данном курсе реалтзуется система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательной активности младшего школьника. Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями разного рода задач предлагаем разделить задания следующим образом:
Разминка. Репродуктивные задания, хотя доля репродукции снижается за счёт ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередование на одном и том занятии вопросов из разных областей знаний. Это придаёт дух соревновательности, контролирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Задания на развитие психических механизмов (внимания, памяти, воображения, наблюдательности). По выражению П.П.Блонского: «Развитое мышление проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания». Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, особенно произвольное, приучают детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах.
Частично-поисковые задания разного уровня. Задания в процессе решения, которых учащиеся открывают новые для себя знания и способы их достижения.
Решение творческих задач, которые можно разделить на два типа. Первый – это творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей, или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй – это задания повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом. [8]
Таким образом, оптимальным условием развития интеллектуальных способностей младшего школьника выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей требованиям:
Познавательные задачи строятся преимущественно на междисциплинарной, интегративной основе и способствуют развитию психических свойств личности (памяти, внимания, мышления, воображения);
Задачи подбираются с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим – позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
Система познавательных задач ведёт к формированию важнейщих характеристик интеллектуальных способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность.
Учебно-тематическое планирование
1 класс
№ Тема Содержание Количество часов
общее теория практика
1 Введение Развитие положительной мотивации к деятельности, рефлексивных умений, средств самоорганизации. 1 0,5 0,5
2 Диагностический час Диагностика уровня сформированности познавательных процессов. 1 0,5 0,5
3 «Поднятая рука» Развитие навыков самоорганизации 1 0,5 0,5
4 «Школьники-дошкольники» Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности 1 0,5 0,5
5 «Хочу все знать» Развитие познавательного интереса, внимания, мышления. 2 1 1
6 «Да-нетки» Развитие логического мышления, воображения 1 0,5 0,5
7 «У Лукоморья дуб зеленый» Развитие познавательного интереса. 1 0,5 0,5
8 Конкурс «Эрудит» Развитие эрудиции, мышления, внимания 3 1 2
9 «Путешествие по страницам истории» Развитие познавательного интереса, расширение кругозора, развитие самостоятельности. 2 1 1
10 Чудеса Света Развитие познавательного интереса, мышления, памяти. 2 1 1
11 Сказочная викторина Развитие познавательного интереса, внимания, памяти, речи, самоорганизационных навыков 1 0,5 0,5
12 Веселые головоломки Развитие самостоятельности; памяти, логического мышления, воображения. 1 0,5 0,5
13 Конкурс загадок Развитие познавательного интереса, внимания, речи. 1 0,5 0,5
14 Марафон знатоков Развитие навыков самоконтроля, познавательного интереса, мышления. 1 0,5 0.5
15 Конкурс
«Специалистов» Развитие мышления, познавательного интереса, памяти, внимания, навыков самоконтроля, саморегуляции. 3 1 2
16 « Что нас окружает» Расширение кругозора; развитие внимания, памяти, воображения 1 0,5 0,5
17 « В мире слов» Развитие познавательного интереса, речи, мышления. 1 0,5 0,5
18 « Поле чудес» Развитие воображения, памяти, мышления. 1 0,5 0,5
19 Конкурс «Творческих команд» Развитие самостоятельности, активности, умения работать в команде; развитие воображения 4 1 3
20 « Путешествие в королевство любимых предметов» Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания, воображения. 1 0,5 0,5
21 Викторина Развитие самостоятельности; развитие мышления, памяти 1 0,5 0,5
22 Интеллектуальный конкурс Развитие логического мышления, воображения, речи 1 0,5 0,5
23 Итоговая диагностика Развитие навыков самоконтроля, саморегуляции1 0,5 0,5
Учебно-тематическое планирование
2 класс
№ Тема Содержание Количество часов
общее теория практика
1 Введение Развитие положительной мотивации к деятельности, рефлексивных умений, средств самоорганизации. 1 0,5 0,5
2 Диагностика Познавательных способностей 1 0,5 0,5
3 «Паутинка» Развитие навыков самоорганизации, саморегуляции1 0,5 0,5
4 « Чему учат в школе» Развитие самоконтроля, познавательного интереса, речи. 1 0,5 0,5
5 « В научном городке» Развитие логического мышления, при решении логических задач1 0,5 0,5
6 « Поле чудес» Развитие познавательного интереса 1 0,5 0,5
7 Головоломки Развитие мышления, памяти, познавательного интереса. 1 0,5 0,5
8 «Угадай-ка» Развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности. 1 0,5 0,5
9 Конкурс «Эрудит» Развитие эрудиции, познавательного интереса, самостоятельности. 3 1 2
10 « На лесной опушке» Развитие познавательного интереса, памяти, воображения, мышления, речи. 1 0,5 0,5
11 Кроссворды, шарады Развитие логического мышления, внимания, воображения. 1 0,5 0,5
12 «Почему? Отчего?» Развитие познавательного интереса, расширение кругозора. 1 0,5 0,5
13 Мини – проект
«Животные родного края» составление кроссворда Развитие самостоятельности, воображения, мышления. 1 0,5 0,5
14 «Путешествие в историю» Развитие познавательного интереса, воображения, памяти, мышления. 2 1 1
15 КВН Развитие самостоятельности, активности, мышления, внимания. 1 0,5 0,5
16 Конкурс «Специалист» Развитие познавательного интереса, через учебные предметы, самостоятельности. 4 1 3
17 « Что такое? Кто такой?» Развитие воображения, внимания, памяти, логического мышления. 1 0,5 0,5
18 « Ты мне – я тебе» Развитие познавательного интереса, мышления. 1 0,5 0,5
19 « Угадай-ка» Развитие памяти, воображения, пространственного мышления. 1 0,5 0,5
20 « Путешествие в страну знаний» Развитие навыков самоорганизации, самостоятельности; познавательного интереса. 1 0,5 0,5
21 Конкурс
«Творческих команд» Развитие самостоятельности; развитие навыков работы в группах; развитие мышления, внимания, творческих способностей. 4 1 3
22 «Математика-царица наук» Развитие логического мышления, познавательного интереса, внимания, памяти. 1 0,5 0.5
23 « Кто больше» Развитие самостоятельности; познавательного интереса, воображения. 1 0,5 0,5
24 Общешкольный интеллектуальный конкурс Развитие логического мышления, внимания, памяти. 1 0,5 0,5
25 Итоговая диагностика Развитие самостоятельности, активности, навыков самоорганизации; познавательного интереса 1 0,5 0,5
Учебно-тематическое планирование
3 класс
№ Тема Содержание количество часов
общее теория практика
1. «Расскажи мне о себе» Диагностика уровня сформированности познавательных процессов.
Развитие положительной мотивации к деятельности, рефлексивных умений, средств самоорганизации. 1 0,5 0,5
2. «Письмо инопланетянина» Развитие мышления (процессы обобщения), опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 1 0,5 0,5
3. «Космическая карта» Развитие внутреннего плана действия, мышления (установление закономерностей), произвольного внимания (устойчивость). 1 0,5 0,5
4. «Сказочный переполох» Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
Развитие воображения. 1 0,5 0,5
5 «Логические прерии» Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 1 0,5 0,5
6 «Литературный лабиринт» Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков), внутреннего плана действия, произвольности движений (помехоустойчивость). 1 0,5 0,5
7. «Грамматическая мозаика» Развитие вербальной опосредованной памяти, мышления (установление закономерностей). 1 0,5 0,5
8 «Приключения в Долине Ошибок» Развитие мышления (умение сравнивать), произвольности движений (помехоустойчивость), воображения. 1 0,5 0,5
9 Конкурс «Эрудит» Развитие самостоятельности, самоорганизации, логического мышления, сложных логических действий, саморегулятивных умений 4 1 3
10. «Загадочный маршрут» Развитие воображения, пространственных представлений, логического мышления. 1 0,5 0,5
11 «Геометрический архипелаг» Развитие абстрактного мышления, пространственных представлений, коммуникативных качеств, произвольного внимания 1 0,5 0,5
12 «Экологический марафон» Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти, мышления (установление закономерностей). 1 0,5 0,5
13 «Карнавал обрядов» Развитие творческих способностей, образного мышления, воображения, ассоциативной памяти, коммуникативных качеств 2 1 1
14 «Ларец с кроссвордами» Развитие аналитико-синтетических умений, словесно-логического мышления, коммуникативных умений 1 0,5 0,5
15 «Самый умный» Развитие вербального мышления (обобщение), опосредованной памяти, чувства времени. 1 0,5 0,5
16 Конкурс «Специалист» Развитие самостоятельности, умений саморегуляции, аналитико-синтетических умений, логического мышления, произвольного внимания 4 1 3
17 «Кладоискатели» Развитие внутреннего плана действия, непосредственной памяти мышления (установление закономерностей). 1 0,5 0,5
18 «Непослушные морфемы» Развитие самостоятельности, словесно-логического мышления, синтетических умений, произвольного внимания 1 0,5 0,5
19. «Загадочная рифма» Развитие словесно-образного мышления, произвольного внимания, аналитико-синтетических умений, коммуникативных навыков 1 0,5 0,5
20 Конкурс «Творческих команд» Развитие самостоятельности, самоорганизации, логического мышления, сложных логических действий, саморегулятивных умений 4 1 3
21. «Планета словообразования» Развитие коммуникативных навыков, умений саморегуляции, словесно-логического и образного мышления, произвольного внимания 1 0,5 0,5
22 «Волшебная поляна» Развитие самостоятельности, абстракно-логического мышления, творческих способностей. 1 0,5 0,5
23. «Ступеньки знаний» Диагностика уровня сформированности познавательных процессов.
Развитие самостоятельности, логического мышления, умений выполнять сложные логические действия 1 0,5 0,5
24. «Интеллектуальный марафон» Развитие коммуникативных умений, логического мышления, навыков выполнения сложных логических операций 1 0,5 0,5
Учебно-тематическое планирование4 класс

п\п Тема Содержание Количество часов
общее теория практика
1 «Кто может стать самым умным?» (Вводное занятие) Формирование положительной мотивации 1 0,5 0,5
2. Диагностика уровня развития познавательных процессов Диагностика уровня сформированности познавательных процессов.
1 0,5 0,5
3. «Магазин головоломок» Развитие концентрации внимания, совершенствование мыслительных операций 1 0.5 0,5
4. «Волшебный квадрат» , игра «Внимание» Развитие зрительной и слуховой памяти 1 0,5 0,5
5 «Весёлые вопросы» Развитие логического мышления. 1 0.5 0,5
6 «Шиворот – навыворот» Развитие концентрации внимания. 1 0,5 0,5
7 «Шапка для размышлений» Поиск закономерностей, причинно – следственных связей. 1 0,5 0,5
8 «Шифровальщик» Развитие быстроты реакции 1 0,5 0,5
9 Конкурс «Эрудит» Развитие межпредметных и метапредметных умений учащихся 4 1 3
10 «Так же как ….» Поиск закономерностей, причинно – следственных связей. 2 0,5 1,5
11 «Это интересно!» Развитие логического мышления. 1 0,5 0,5
12 «Закодированные слова» Развитие концентрации внимания, совершенствование мыслительных операций 1 - 1
13 «Математический марафон» Развитие логического мышления, умения решать нестандартные задачи 1 0,5 0,5
14 «Олимпиадная смесь» Развитие внимания, совершенствование воображения 1 - 1
15 «Заглянем в кладовые Земли» Развитие наглядно – образного мышления, поиск закономерностей 1 0,5 0,5
16 Конкурс «Специалист» Развитие и внешняя оценка предметных умений и навыков учащихся 4 0,5 3,5
17 «Весёлый калейдоскоп» Развитие логического мышления 1 0,5 0,5
18 «Танграм- китайская головоломка» Развитие концентрации внимания 1 - 1
19 «В моей Вообразилии» Развитие способности воображения, наглядно – образного мышления. 1 0,5 0,5
20 Конкурс «Творческих команд» Развитие креативных способностей учащихся 4 1 3
21. «Крестики – нолики» Развитие познавательного интереса 1 0,5 0,5
22. «Умные – цепочки» Установление закономерностей, причинно – следственных связей. 1 - 1
23. ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Развитие навыков общения, положительного эмоционального настроя, сплочение детского коллектива 1 - 1
24. Итоговая диагностика уровня развития познавательных процессов Диагностика уровня сформированности познавательных процессов.
1 0,5 0,5
Список литературы для учителя
Основная часть
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2010
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. [Текст] Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].—2е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. — 204 с. — (Стандарты второго поколения).— ISBN 9785090225649.
Внеурочная деятельность школьника. [Текст] Методический конструктор: пособие для
учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011. (Стандарты
второго поколения)
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: [Текст] пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. [Текст] В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Младший школьник: развитие познавательных способностей: [Текст] Пособие для учителя / И.В.Дубровина, А.Д.Андреева, Е.Е.Данилова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 208 с.
Ленкова, А.А. Развитие дивергентного мышления творчески одаренных младших
школьников: концептуальные и методические аспекты:научно-метод.пособие для
педагогов, психологов образоват.учреждений [Текст] / А.А.Ленкова; ЧИППКРО. –
Челябинск: изд-во ЧИППКРО, 2012. – 143 с.
Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. [Текст] / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 144 с.
Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. [Текст] Сборник тестов, задач, упражнений. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 128 с.
Винокурова, Н.К. Подумаем вместе. [Текст] Сборник тестов, задач, упражнений. – М.: Росткнига, 1999. – 112 с.
Дополнительная часть
Голощапова, Т.Г. Учиться надо весело. [Текст] – Челябинск: , 2000
Дьячкова, Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку. [Текст] – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по математике. [Текст] – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
Дробышев, Ю.А. Олимпиады по математике. [Текст] – М.:, Первое сентября, 2004
Соколова, А.В. Интеллектуальные игры. [Текст] – М.: Чистые пруды, 2008
Шорыгина, Т.А. Птицы. Какие они? [Текст] – М.: , 2000
Языканова, Е.В. Учись учиться (развивающие занятия для младших школьников). [Текст] – М.: Чистые пруды, 2006

Список литературы для ученика
Основная часть
Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок. Коррекционно-развивающая тетрадь для 1-4 класса. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Кочурова, Е.Э. Дружим с математикой Коррекционно-развивающая тетрадь для 1-4 класса. – М.: Вентана –Граф, 2012.
Дидактические материалы Математика в 2х частях для 1-4 класса. – М.: Вентана-
Граф, 2011.
Дополнительная часть
Зак, А.З. Интелектика. Рабочая тетрадь для развития мыслительных способностей. – М.: Интеллект-Центр, 2005г.
Журнал Приключения Эму. Под ред. П.С.Пинженина. – Екатеринбург. Автономная некоммерческая организация «Центр Развития Молодёжи», 2012
Табалина, Т.И. И учёба, и игра: природоведение. [Текст] – Ярославль: Академия развития, 1997.
Электронные ресурсы
1. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов, www.shcoolcollection.edu.ru 2. Математика и конструирование http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rubr/1069ff8a2ba24f2e917b1f9accd80b71/118912/?interface=pupil&class=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=243. Природа, человек, общество
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/438dea14-614c-496a-ace7-4bccf9d963c0/118859/?interface=pupil&class=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24&subject[]=254..Эрудит – марафон учащихся. http://cerm.ru/index.php?action=article&a=245. Детский сайт Детский мир http://www.detskiy-mir.net/ «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы»
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=8&subject[]=16&subject[]=24&subject[]=257. Ребусы http://vkusnyasha.ru/rebus.html