Организация индивидуального учебного маршрута школьника средствами образовательного партфолио.


Организация индивидуального учебного маршрута школьника средствами образовательного портфолио.
Современный образовательный процесс имеет некоторые особенности, прежде всего, наблюдается сокращение часов, отводимых на изучение учебных предметов. Кроме того, интерес к обучению у школьников падает, а наше общество очень нуждается в знающих свое дело специалистах различного профиля. Как же организовать учебную деятельность так, чтобы у учащиеся появилась потребность в непрерывном образовании, в личностном и познавательном развитии? Несомненно, учительский труд должен быть переориентирован: от ориентации «знай свой предмет и излагай его ясно» к позиции «знай свой предмет и умей средствами своего предмета помочь ученику в его самоопределении, раскрытии его неповторимой, уникальной индивидуальности». Очевидно, что полноценная творческая деятельность учащегося может быть организована только учителем, который способен понять, принять и правильно реализовать теоретические идеи личностно-ориентированного обучения. Следовательно, узловым вопросом работы школы является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика. Одной из задач для нас является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности учащегося, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Такая работа может быть организована в нескольких направлениях
1.Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.). Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозировании е дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.
2.Выбор индивидуального образовательного маршрута. Под выбором индивидуального образовательного маршрута мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся при обучении.
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Временная структура индивидуального образовательного маршрута, может включать себя:
1.Указывается отрезок школьного времени, покрываемый индивидуальным обучением, например полугодие 10-го класса или целиком 11-й класс. Выбираемый отрезок должен, как правило, состоять из одного или нескольких целых полугодий обучения в школе.
2.Фиксируется общий срок выполнения. Он может совпадать с выбранным отрезком школьного обучения, но может и отличаться от него, если программа индивидуального обучения предполагает ускоренный или замедленный темп развития ученика, учитывает внешние обстоятельства его жизни (длительные поездки, участие в соревнованиях, профессиональное обучение и т.п.).
3. Составляется временной график выполнения учебных модулей по неделям с указанием контрольных точек – сроков представления заданий, контрольных срезов, зачетов и т.п.
В ходе выполнения графика учебных модулей учащиеся собирает образовательное портфолио. Портфолио позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной,
Образовательное портфолио – это набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем, проектом, учебным исследованием, при подготовке к экзамену. Кроме накопительной, портфолио выполняет модульную функцию, отражая динамику развития учащегося, результатов достижения цели обучения, его самореализацию, а также демонстрируя стиль учения и показывая особенности его общей и профессиональной культуры, интеллекта. Портфолио помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы, самостоятельно устанавливать связи между предыдущими и новыми знаниями, готовить обоснования будущей исследовательской работы.
Рассмотрим пример организации индивидуального учебного маршрута и использования портфолио при подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии. Алгоритм запуска портфолио в общем виде может быть представлен следующим образом.
Начинать работу следует с мониторинга знаний учащихся (как правило, проводятся тесты, выявляющие пробелы в знаниях). Затем совместно с учащимся выбирается вид портфолио, устанавливаются сроки сдачи и время работы над портфолио: на занятиях, во время самостоятельной работы или домашней подготовки. В разделы портфолио учащийся помещает выполненные им задания, опорные конспекты, схемы, практические работы, рисунки биологических объектов (задания даются каждому учащемуся с учетом выявленных пробелов). Обязательный раздел должен включать в себя накопление выполненных заданий КИМ. Движение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет ликвидировать пробелы и успешно подготовится к сдаче ЕГЭ.
Организация обучения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с апробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей;
создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.
Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.Это обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей, обладает более широким значением и характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации:
Задача школы – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика.
Аксенова А.Ю. МБОУ «Школа №160»
Список литературы:
1. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха. / Казакова Е.И., Тряпицына.  А.П. - СПб, 2007.
2. Куприянова Г.В. Образовательная программа как индивидуальный образовательный маршрут. //Индивидуализация в современном образовании: Теория и практика. – Ярославль, 2009.
3. Машарова Т.В. Теория и практика социального самоопределения подростка в учебной деятельности: Автореф. диссертации на соиск. ученой степени доктора пед. наук. – Ярославль, 1999.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.
5. Биология: 5-11 классы:программы./ (И.Н. Пономарева, В, С, Кучменко, О. А. Корнилова)- М.: Вентана-Граф,2014
6. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003.
7. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/04/06/individualnyy-obrazovatelnyy-marshrut