Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках русского языка
Духовно-нравственное воспитание
младших школьников
на уроках русского языка
Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях: реформирование общества, смена ценностных ориентиров, высокая занятость или безработица родителей. Эта ситуация порождает проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, конфликты в его внутреннем мире. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Воспитание духовно-нравственных качеств должно осуществляться с первых шагов ребенка в школе. Именно поэтому особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений. Они стремятся поступать в соответствии с требованиями принятых норм, о которых узнают от взрослых. У младших школьников ярче, чем в других возрастных группах проявляются чувства сопереживания, товарищества, ответственности за класс. Школа вынуждена найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непреходящий характер «вечных ценностей» и идеалов человека.
Духовно-нравственное воспитание школьника является важнейшими частями
социализации личности в условиях стремительно развивающегося общества,
постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формированию целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».
Для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание родного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.
Как же мы можем формировать духовно-нравственные качества младших школьников на уроках русского языка?
Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании художественных произведений, изучаемых на уроках русского языка и литературного чтения. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) сегодня ставит перед учителем, осуществляющим преподавание курса родного языка в начальной школе, важный вопрос: «Как добиться, чтобы младший школьник воспринимал уроки родного языка как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций»?
Духовное начало человека коренится в «даре слова», языковой способности как «силе, делающей человека человеком» (В.Гумбольдт).
Роль русского языка в осуществлении обществом воспитательной функции раскрывается нами через характеристику общения как способа внесения коррективов в образ мира собеседника, в связи с чем рассматриваются основные языковые функции. В реализации коммуникативной функции язык способствует преемственности поколений в социально-культурном опыте, саморегуляции общества. Являясь «системой ориентиров» (А.А.Леонтьев) в диалоге человека с миром, язык несет в себе не только знание о мире, но и отношение к нему, выполняя наряду с познавательной аксиологическую функцию. На основе национально-культурной функции языка в ценностно-окрашенном образе мира отражаются особенности духовного опыта народа, что обусловливает вместе с тем этноконсолидирующую функцию языка. Поэтическая функция, реализуемая языком художественной литературы, позволяет управлять появлением в читательском восприятии представлений и переживаний (Н.И.Жинкин).
Воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета основывается на реализации последним предусмотренных в содержании образования видов деятельности. Этому должна способствовать теоретико-методическая система по обеспечению воспитательной функции русского языка как учебного предмета:
а) рассматриваемая в качестве центрального методического компонента дидактической подсистемы воспитательной системы, согласующаяся в своих задачах с целью духовно-нравственного воспитания, предполагающая конкретизацию ведущих принципов на частно-предметном уровне с отбором необходимого содержания; б) способствующая укреплению внутрипредметных и межпредметных связей через текст как основную форму существования культуры и единицы коммуникации;
в) построенная в культурологической личностно ориентированной парадигме с приданием уроку гибкой полиморфной структуры;
г) обеспечивающая усвоение системы ценностных отношений во взаимодействии педагогов, родителей, учащихся через создание реальных ценностно-ориентирующих ситуаций.
Среди задач, выдвигаемых современной методической теорией и практикой, мы указываем такие, как реализация национально-культурного, лингвострановедческого потенциала изучения языка (А.Д.Дейкина, В.Г.Костомаров, Е.Н.Леонович, М.Р.Львов, Н.М.Шанский), формирование языковой личности через повышение лингвистической и коммуникативной компетентности учащихся (Т.А.Ладыженская, Т.Г.Рамзаева, Г.А.Фомичева), подготовка школьников как читателей художественной литературы на основе их литературно-эстетического и художественно-творческого развития, (О.Ю.Богданова, В.Г.Горецкий, Н.Н.Светловская).
На предмет возможностей современных УМК учебников по русскому языку для осуществления духовно-нравственного воспитания младших школьников нами были рассмотрены следующие УМК: «УМК «Школа России» (учебник русского языка Т.Г. Рамзаевой).
Наряду с задачами речевого и эмоционального развития выдвигаются задачи эстетического, нравственного воспитания школьников, развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку.
УМК «Классическая начальная школа»
В предметной линии по русскому языку и литературному чтению родной язык рассматривается не только как объект изучения, но и как средство обучения детей другим дисциплинам, что способствует формированию метапредметных умений. Содержащиеся в учебниках тексты и упражнения расширяют знания о родной стране, ее природе, способствуют воспитанию патриотизму, освоению норм и правил поведения, традиционных нравственных ценностей, толерантности, а значит, формированию необходимых личностных качеств, что является важнейшим результатом образования.
УМК «Развитие. Индивидуальность. Творчество, Мышление» (РИТМ) направлен на достижение результатов образования, определенных Федеральным государственным стандартом, и реализацию «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России».
Курс «Литературное чтение» предполагает формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения литературного произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности.
Обучение русскому языку направлено также на:
- обогащение духовно-нравственной сферы младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, уважения к культуре народов многонациональной России;
- освоение универсальных учебных действий
- совершенствование всех видов речевой деятельности, умений строить монологическое высказывание и вести диалог;
- развитие творческих способностей;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Таким образом, уделяется внимание изучению не только языковых норм, усвоению школьниками основных видов речевой деятельности, но и предусматривает формирование у детей важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение ими общечеловеческих моральных ценностей, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, на уроках русского языка рассматриваются изобразительно-выразительные возможности слова. С этой целью широко представлен фольклорный материал: загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, фразеологизмы. Нельзя не отметить: знакомство с устным народным творчеством развивает детей духовно, помогает процессу познания.
В заключение отметим, что содержание современных учебных программ по русскому языку обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия детей и взрослых как в рамках урока, так и во внеурочное время.