Духовно-нравственное воспитание детей в МБУДО «ДДТ» в рамках реализации ОРКСЭ.
Духовно-нравственное воспитание детей в МБУДО «ДДТ» в рамках реализации ОРКСЭ.
Карпук Надежда Александровна, методист МБУДО «ДДТ» г. Бакал
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо понимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»
В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Вместе с тем возникает проблема духовно нравственного воспитания, которая остаётся на сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Наше время ознаменовано экологическими, политическими и социальными катастрофами, влекущими за собой разрушение равновесия в физическом и нравственном здоровье людей.
Как следствие является возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм, бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Источником нравственных знаний является, прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству.
Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить?
Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа
Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Это мы как педагоги должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине!
Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме в любом возрасте.
Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток можно заметить, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному народному творчеству.
Тогда-то и появилось желание познакомить детей с русской народной культурой в комплексе всех ее видов (устное народное творчество, музыкальный фольклор, декоративно-прикладное искусство) для большего усиления чувственно-эмоциональной окраски. Этой цели в большей мере соответствуют народные праздники и обряды.
Ведь именно в них фиксируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времён года, связанные с трудом и бытом человека во всей их целостности и многообразии.
В праздничных обрядах, ритуалах закрепляется социальное поведение, помогающее ребёнку осознать свою национальную принадлежность, а яркая эмоциональная форма и содержание воспитывают положительные чувства.
В праздниках соединяются не только разные виды народного искусства, но и душа и дух русского народа.
Цель проекта Развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками и народными традициями
Задачи проекта:
познакомить детей с русскими календарными праздниками, которые отмечают в разные времена года;
вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством;
развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры, театральным действам;
воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Объект исследования:
русские народные календарные праздники;
элементы русского декоративно-прикладного народного творчества
Ожидаемые результаты:
устойчивый интерес к культуре русского народа;
знание детьми устного народного творчества, песен, закличек, колядок, декоративно – прикладного искусства народа;
создание календаря праздников, состоящего из детских творческих работ и праздников;
Создание предметно-развивающей зоны русской культуры в виде «Уголка русской избы», в котором собраны предметы быта, олицетворяющие Древнюю Русь.
Русская культура – это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой -
Русская культура – это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!...
Русская культура – это сказки нянины –
Песни колыбельныя, грустные до слез –
Русская культура – это жизнь глубокая
С вечными надеждами, с замками во сне –
Русская культура – это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране!!!
(Евгений Вадимов)
15