Рабочая программа по литературе Восточной Сибири
Пояснительная записка
Кому адресована программа, вид учебного учреждения и определение класса обучающихся
Программа по предмету "писатели Восточной Сибири" составлена для учащихся 5 класса МКОУ "Озернинская СОШ" и рассчитана на 34часов
Особенность по отношению к ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС. В ней учтены основные положения Программы развития и формирования УУД для общего образования. содержание программы имеет ряд особенностей, обусловленных , во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Концепция (основная идея) программы
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Основная идея программы по литературе – изучение литературы народов Сибири.
Обоснованность
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России, позволяет судить о наследии региона..
Образовательная область
Предмет Писатели Восточной Сибири входит в образовательную область - филология.
Цели учебного предмета для ступени обучения
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству литературы восточной Сибири. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Срок реализации программы
1 год (2015 - 2016)
Основные принципы отбора материала
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся, с учетом индивидуальных особенностей, учетом принципа доступности (программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.. Большое место отводится принципу наглядности (презентации) и самостоятельному поиску материала.
Предполагаемые результаты
видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- выделять эстетическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
· содержание литературных произведений родного края;
· наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов местных авторов;
· основные факты жизненного и творческого пути писателей Восточной Сибири;
уметь:
· работать с книгой;
· определять принадлежность художественного произведения к одному
из литературных родов и жанров;
· выявлять авторскую позицию;
· выражать свое отношение к прочитанному;
· выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
· владеть различными видами пересказа;
· строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.Система оценки достижений учащихся
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе (100 вопросов) критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5”ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- “5” – если все задания выполнены;
- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Критерии оценивания устных ответов по литературе
Школьная отметка Критерии оценивания
«5» Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок
«4» Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки
«3» Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки.
«2» Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения.
Основной инструментарий для оценивания результатов
Основным инструментарием является цифровая оценка (критерии оценивания см. выше) и словесная оценка (оценочное суждение)
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.
Условные обозначения
УУД - универсальные учебные действия
С. - страница
Р/Р - развитие речи
ФГОС - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
ЗУН - знания, умения, навыки
ПВС - "Писатели Восточной Сибири"
Общая характеристика учебного предмета, курса
Авторская программа
Рабочая программа по предмету "Писатели Восточной Сибири" для 5 класса составлена на основе учебно-методического комплекта «Писатели Восточной Сибири» 5—6 классы /под редакцией О.Н. Шахеровой изд., ВостСибкнига 2007 год, г. Иркутск.
.
Общие цели и задачи основного общего образования
Главными целями изучения предмета «Писатели Восточной Сибири» являются:
формирование представлений об истории и культуре родного края;
формирование знаний учащихся о единстве историко - литературного процесса России, включающего в себя развитие региональных литератур;
формирование эстетического вкуса;
формирование нравственных идеалов;
воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края;
воспитание культуры чтения;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
2. овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
3. устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
4. научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
5. отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
6. Освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Общая характеристика учебного процесса:
Технологии обучения:
- здоровьесберегающие;
- проблемно-диалоговое обучение;
- технология проблемного диалога;
- проектная технология;
- ИКТ - технологии;
- технология ситуативного обучения;
- технология продуктивного чтения;
- технология уровневой дифференциации.
Методы и приёмы обучения:
Фронтальная беседа, тестирование.
Все методы мотивации учебной деятельности, словесные методы, в том числе, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа, исторический подход. Методы психологии, индукция, аналогия, самостоятельная работа с учебником, частично-поисковые методы, проблемные методы, исследовательские, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические. Систематическое наблюдение за работой учеников в обучении.
Сравнение понятий.
Работа с учебником: нахождение ошибки в высказываниях.
Чтение и обсуждение текста.
Обсуждение проблемной ситуации.
Дидактические игры.
Работа в группах: коллективное составление памятки.
Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника.
Творческое рассказывание по картинке.
Работа со схемой.
Проектная деятельность.
Репродуктивный.
Частично-поисковый.
Проблемный.
Исследовательский.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков.
Классно-урочная система:
- фронтальная,
- парная,
- групповая,
- индивидуальные формы учебной деятельности.
Режим занятий
Уроки продолжительностью 40 минут, обязательна физминутка. По счету уроки русского языка с 1 по 3
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана
Межпредметные связи:
В курсе "ПВС" реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) написание творческих работ
2) овладение приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Также осуществляются межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, истории
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Федеральный компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год - 68 часов для изучения учебного предмета «ПВС» в 5 классе. Программа рассчитана на 1часа в неделю. Из них уроков развития речи -5.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения предмета "Писатели Восточной Сибири" литературы является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета "Писатели Восточной Сибири" в 5 классе
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения предмета "Писатели Восточной Сибири" в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по предмету "Писатели Восточной Сибири" выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
1. Устное народное творчество
Русская народная сказка «Бурка, каурка и синегривый конь».
Знакомство с произведением русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. В. П. Зиновьев – иркутский фольклорист. Отличия фольклорной и литературной сказки. Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти.
Анализ композиции ( понятие эпический зачин волшебной сказки, функции сюжета, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки) и стиля « вводные и заключительные формулы, утроение) волшебной сказки.
Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.
Русская народная сказка «Митя».
Знакомство с произведениями русского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Фольклористы М. К. Азадовский и Е. И. Шастина. Развитие сказочной традиции на реке Лене в течение 20 века ( Реалистичное) ( жизнеподобное) обоснование чудесной сюжетной образности с помощью причинно-следственной логики, усиление личностного начала).
Нравственная основа сказки. Устойчивость и основа волшебной сказки, связанная с памятью народов о жизни в древние времена и служащая средством сохранения памяти. Сказка «Митя» как соединение двух самостоятельных сюжетов (контаминация сюжетов «Хитрая наука» и «Три языка»), соединяющихся в финале.
Бурятская народная сказка «Упрямый парень» .
Знакомство с произведениями бурятского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
В основе сказки героический миф, связанный с биографией героя, преодолевающего различные испытания, ведущего борьбу с гигантскими змеями, совершающего подвиги во имя победы добра и справедливости. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (мифологический персонаж Змея и основные мифологические мотивы огонь и вода). Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Бурятская народная сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник» как волшебная сказка.
Бурятские народные соционально-бытовые сказки «Как хан узнал себе цену» и сказка о животных «Жаворонок и обезъяна».
Тофаларские народные сказки.
Знакомство с произведениями тофаларского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Осознание нравственных ценностей, заложенных в сказках, закрепление знаний о единой основе волшебных сказок («Три мальчика» и «Тер-Окыш – долина цветов») и сказок о животных, полученных на предыдущих уроках. Сопоставление фабулы сказки «Три мальчика» с фабулой «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина.
Эвенкийская народная сказка «Тывгунай-молодец и Чолбон-Чокулдай» .
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель.
Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке мифологической основой шаманского мифа и мифологическим мотивом верх и низ. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
Эвенкийская народная сказка «Умусликэн» (2 часа).
Знакомство с произведениями эвенкийского фольклора Сибири. Понятия сказитель и собиратель. Нравственная основа сказки. Знакомство с элементами мифа, проявляющимися в сказке (основа волшебной сказки «Умусликэн» - героический миф). Художественный мир эвенкийской сказки в иллюстрациях. Мифологический словарь как сводное и систематизированное изложение мифотворчества всех народов мира. Закрепление знаний о единой основе волшебных сказок, полученных на предыдущих уроках.
2. Человек и природа.
Рассказ Семёна Устинова «Любопытный бурундук» .
Знакомство с произведениями современного иркутского учёного и писателя. В рассказе описываются повадки, внешний вид, образ жизни бурундука, отношение к зверьку человека. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Алексея Смирнова «Черника- хранитель тысячелетий».
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором утверждается, что огонь тайге вреден и для ягоднго кустарника и почвы. Осмысление темы любви к природе, добра и красоты.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятия жанр рассказа. Выявление авторской позиции в рассказе.
Рассказ Валентина Распутина «В тайге над Байкалом».
Знакомство с произведением современного иркутского учёного и писателя, в котором описывается первый жизненный опыт мальчика, связанный с путешествием по берегу Байкала, утверждается непроходящая ценность красоты окружающего мира, способность человеческого духа жить единой с природой жизнью, напитываться энергией красоты и природной мощи.
Выразительное чтение с соблюдением норм литературного произношения. Закрепление понятий олицетворение и антитеза. Выявление средств художественной выразительности, авторской позиции в рассказе.
3. Стихи для детей.
Стихотворения Георгия Граубина .
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых описываются разные стороны жизни школьников. Художественный мир стихов «До нашей эры», «Свободный час», «Если не нравимся», «Русский язык», «Каникулярия» или «Тайна стихотворений» Г. Граубина.
Понятия: противоречие, на котором строится стихотворение, ритм и рифма.
Стихотворение Иннокентия Луговского «Кто разбил лёд».
Знакомство с произведением современного поэта, в котором утверждается мысль о значимости любого живого существа для жизни природы. Художественный мир стихотворения. Понятия: эпиграф, аллитерация, ассонанс.
Стихотворения Юрия Черныха «Весёлый разговор « и «Необычные гости».
Знакомство с произведениями современного поэта, в которых открывается тайна животного мира. Своеобразие художественного мира стихов. Закрепление понятий ритм и рифма.
Стихотворения братских поэтов .
Знакомство с произведениями современных братских поэтов, в которых передаётся чувство любви к родному городу и родной природе. Своеобразие художественного мира стихов.
4. Проза для детей.
Рассказ Анатолия Шастина «Пример для подражания».
Знакомство с рассказом Анатолия Шастина «Пример для подражания» об истинной и ложной воспитанности. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: авторская позиция, ирония.
Сказка Юрия Самсонова «Мешок снов» .
Знакомство со сказкой Юрия Самсонова «Мешок снов» о щедрости и жадности, подлинной доброте и красоте.
Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: фольклорная и литературная сказка, авторская позиция.
Фантастический рассказ Геннадия Михасенко «Тётя Атиса» .
Знакомство с фантастическим рассказом Г. Михасенко «Тётя Атиса» о становлении характера юного героя. Осмысление нравственной основы рассказа. Понятия: конфликт, фантастика. Художественная деталь.
Рассказ Марка Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем» .
Знакомство с фрагментом радиобеседы Марка Сергеева на тему «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Осмысление нравственной основы рассказа через поговорки или пословицы разных народов.
Рассказ Геннадия Машкина «Лютня» .
Знакомство с рассказом Г.Машкина «Лютня» об открытии школьниками сущности характера и поведения учителя. Осмысление нравственной основы рассказа. Закрепление понятий: конфликт, художественная деталь.
Итоговая беседа по курсу «Писатели Восточной Сибири».
На выбор учителя или задания для групп обучающихся:
1) беседа об особо любимом или уважаемом учителе класса, которая явится тематическим продолжением предыдущего урока;
2) презентация «Моё открытие сибирской литературы», построенная на анализе или демонстрации творческих работ обучающихся по наиболее понравившимся или запомнившимся произведениям, изученным в курсе;
3) экскурсия в школьный историко-краеведческий музей, знакомство с литературными произведениями местных поэтов и писателей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/пТема урока Дата прове-денияТип урока Вид
контроля Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
план факт предметные УУД личностные
1 2 3 4 5 6 8 9 10
1. Русская сказка Восточной Сибири «Бурка, Каурка и синегривый конь».
Урок изучения нового материала
Сопоставление фольклорной и литературной сказки (Ершов «Конёк-горбунок»). Научится осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств,
видеть черты русского национального характера, колорит сказок Восточной сибири. в героях русских сказок соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями.
Регулятивные:
целеполагание;
планирование.
Познавательные структурирование информации,
осознанное построение речевого высказывания;
извлечение необходимой информации из текста.. Логические :
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Находить отличительные особенности сказки и сказки Восточной Сибири, работать с текстом.
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план,
пересказывать её содержание
2. Волшебство в сказке «Бурка, Каурка и синегривый конь». Урок комбинированный Пересказ Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.
формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
3. Русская народная сказка Восточной Сибири «Митя». Комбинирован ныйВыразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора. 4 Анализ сказки Восточной Сибири «Митя». Комбинированный
Подготовка устного высказывания (собственная сказка). 6 Бурятская народная сказка «Упрямый парень». Урок изучения нового материала
Перечислить приметы волшебной сказки. Знать, к какому виду сказок относится сказка «Упрямый парень" Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
7 Волшебство в бурятской народной сказке «Упрямый парень». Урок изучения нового материала
Выборочное чтение, пересказ, работа с текстом Понимать жанровые особенности волшебной сказки Регулятивные: умеет оценивать и формулировать то, что уже освоено.
Познавательные: умеет выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: умеет моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и жанр, композицию, выразительные средства.
8 Бурятская народная сказка «Жёлто-пёстрая змея и охотник». Урок изучения нового материала
Самостоятельные ответы на вопросы учебника. Знать: содержание сказки;
Уметь: создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.
9 Бурятская народная социально-бытовая сказка «Как хан узнал себе цену». Сказка о животных «Жаворонок и обезьяна». Урок изучения нового материала
Доказательство принадлежности сказки к тому или иному типу (волшебная сказка, сказка о животных). Уметь определять вид сказки, доказывать свое мнение, приводя примеры из текста. Регулятивные: умеет осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.
Познавательные: умеет искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Коммуникативные: ставит вопросы, обращается за помощью, формулирует свои затруднения. Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).
10 Тофаларские волшебные народные сказки «Три мальчика», «Тер-Окыш – долина цветов» и сказки о животных «Сохатый и кабарга», «Как был наказан медведь», «Изюбрь и сохатый". Урок изучения нового материала
. Устный рассказ.Сопоставление фабулы сказки фольклорной и сказки литературной (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»). Понимать значимость личности М.В.Ломоносова, смыслом жизни которого было «утверждение наук в отечестве»; знать определение теоретико-литературных понятий: роды литературы (эпос, лирика, драма), литературные жанры; уметь оперировать ими в речи, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Проявляет желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
11Эвенкийская народная сказка «Тывгунай - молодец иЧолбон - Чокулдай». Урок изучения нового материала
Пересказ ,работа с текстом. Уметь выразительно читать сказку, пересказывать ее
Познавательные:трансформируют информацию, представленную в разных формах (таблица, схема).
Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы.
Коммуникативные: умеют оперировать литературоведческими понятиями в речи.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
12 Образ главного героя в сказке «Тывгунай - молодец иЧолбон - Чокулдай». Комбинированный Устный рассказ.
Выводы о наличии в эвенкийской сказке элементов шаманского мифа. Знать: содержание произведения, специфические слова шаманского словаря. Уметь: дать определение заданным понятиям. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
13. Эвенкийская народная сказка «Умусликэн». Урок изучения нового материала
Определение вида сказки.
Знать: понятие героический миф, художественный мир сказок Уметь: сопоставлять содержание произведения с иллюстрациями Регулятивные: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: умеет узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритму).
Коммуникативные: формирует навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. Формирование мотивации к самосовершенствова-нию.
14. Обобщённый урок по сказкам. Урок контроля Конкурс на лучший рисунок к сказке. Письменные ответы на вопросы или тестирование Уметь: применять свои знания на практике Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
15 Рассказ С. Устинова «Любопытный бурундук». Отношение автора к изображаемому Урок изучения нового материала. Устный рассказ по своим воспоминаниям (собственные наблюдения за жизнью бурундуков). Знать: нормы выразительного чтения, жанр рассказа. Уметь: создавать устные высказывания о прочитанном. Регулятивные: формирует навыки самоконтроля, выполняет учебные действия.
Познавательные: умеет конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Коммуникативные: умеет читать вслух, комментирует прочитанное. Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
16. Рассказ А.Смирнова «Черника – хранитель тысячелетий».Идея рассказа. Урок комбинированный Создание собственного высказывания (доказательство мысли о недопустимости лесных пожаров). Знать: содержание произведения,жанр. Уметь: формулировать свое отношение к рассказу. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Овладевает техникой художественного пересказа.
17 Красота природы в рассказе В.Распутина «В тайге над Байкалом». Урок изучения нового материала. Работа по вопросам на осмысление содержания. Устный рассказ (жизнь людей на берегу Байкала до и после строительства Иркутской ГЭС). Знать: сведения из биографии Распутина. Жанр рассказаУметь: анализировать содержание. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Овладевает техникой выразительного чтения баллады.
18.
Жизнь на берегу Байкала
Урок комбинированный Описание (устное) пейзажа и использованием художественно-изобразительных средств. Знать: содержание произведения. Уметь: находить цитаты для доказательства своих мыслей Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Познавательные: умеет объяснять особенности стихотворной речи, учится слышать ритм стихотворного текста.
Коммуникативные: умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины.
Художественные особенности рассказа В.Распутина «В тайге над Байкалом» .(Доп. стихи А. Лисицы «Тропа лесная», «Я любил Байкал ещё не видя»). Урок комбинированный Итоговые вопросы и задания или тестирование. Уметь: применять свои знания на практикеПонимать:ценность красоты окружающего мира. 19 Тайна стихотворений Г. Граубина Урок изучения нового материала. Чтение наизусть на выбор. Знать: факты из жизни поэта. Уметь: находить изобразительно – выразительные средства в произведении Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
20 Образ детей в стихотворениях Г. Граубина Комбинированный Написание одного или нескольких четверостиший с любым набором рифм. Знать: понятия ритм, рифма,строфа. Уметь: обоснованно доказывать свою точку зрения. Познавательные:производят поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные:развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные:сотрудничают в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.
Личностные:формируют познавательный интерес, навыки сопоставления..
21 Система стихосложения в стихотворение И. Луговского «Кто разбил лёд?». Комбинированный Выразительное чтение. Знать: факты из жизни поэта, тропы. Особенности содержания и формы стихотворения.Уметь: находить изобразительно – выразительные средства языка. Понимать:Жизнь природы в стихотворении. Регулятивные: умет выделять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Познавательные: умеет объяснять особенности текста литературной сказки начала 19 века.
Коммуникативные: умеет обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме урока. Формирование мотивации к самосовершенствованию.
22 Веселые стихотворения Ю.Черных «Весёлый разговор», «Необычные гости». Комбинированный . Выразительное чтение. Знать: факты из жизни поэта. Уметь: определять тему и идею произведения. Понимать: Значение труда в жизни человека. Регулятивные: умеет работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления.
23 Стихи братских поэтов о родном городе.
(Н.Снегов, А.Лисица А.Яковлева и др.). Комбинированный Выразительное чтение стихотворений наизусть. Знать : биографию поэтов.Уметь: анализировать стихотворения Регулятивные: умеет определять последовательность выполнения заданий для достижения цели.
Познавательные: умеет находить и отбирать необходимую информацию.
Коммуникативные: умеет применять изученные навыки при работе по анализу текста. Формирование познавательного интереса к обще культурному наследию России.
24 Слово и дело в рассказе А. Шастина «Пример для подражания». Урок изучения нового материала. Работа по вопросам на осмысление содержания. Знать: факты из жизни писателя, изученные понятия. Уметь: определять истину и ложь в тексте Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Формирование познавательного интереса к обще культурному наследию России.
25 Литературная сказка Ю. Самсонова «Мешок снов». Урок изучения нового материала. Выразительное чтение сказки. Владение монологической и диалогической речью. Знать: факты из жизни писателя. Уметь: определять нравственные качества личности Регулятивные: формирует ситуацию саморефлексии – самодиагностики и коррекции коллективной деятельности.
Познавательные: знакомится с элементами жизни и быта украинского народа, умеет пересказывать содержание текста.
Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. Формирование навыков анализа текста, расширения кругозора.
26 Образ старушки в сказке Ю. Самсонова «Мешок снов». Комбинированный Работа по вопросам на осмысление содержания. Знать: понятие нравственность. Уметь: выявлять нравственные качества героя сказки Понимать:Подлинную доброту и красоту в сказке. Регулятивные: применяет метод информационного поиска, в том числа с помощью компьютерных средств.
Познавательные: знакомится с фактами жизни и быта украинского народа, умеет пересказывать содержание текста с элементами анализа.
Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. Формирование навыков анализа текста.
27 Фантастический рассказ Г.Михасенко «Тётя Атиса».
Урок изучения нового материала. Комментирование отдельных фрагментов. Знать: факты из жизни писателя. Уметь: определять тему произведения Осмысление содержания произведения Регулятивные: формирует ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е формирует операциональный опыт.
Познавательные: знакомится с элементами жизни и бытом русского народа, умеет составлять план и пересказывать содержание текста по плану.
Коммуникативные: формирует навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
28 Основной конфликт в рассказе Г.Михасенко «Тётя Атиса».
Комбинированный Выразительное чтение по ролям. Знать: план характеристики героя. Уметь: составлять опорный план произведения Регулятивные: интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: знакомится с жизнью и бытом русского народа, умеет пересказывать содержание текста.
Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных героев. Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
29 Художественное своеобразие рассказа Г.Михасенко «Тётя Атиса».
Комбинированный Конкурс рассказчика (пересказ от лица героя). Знать: содержание произведения, основные моменты. Уметь: находить проявления нравственности Регулятивные: умеет сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.
Познавательные: формулирует возможные варианты решения проблемы, который проявляется в ходе проведения исследования, умеет анализировать текст.
Коммуникативные: формирует навыки речевого отображения «описание, объяснение», содержание совершаемых действий в форме речевых значений. Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
30 Отзыв о рассказе Г.Михасенко «Тётя Атиса». Комбинированный Написание отзыва: размышление о прочитанном Уметь: применять свои знания на практике Регулятивные: умеет строить высказывания с целью анализа текста.
Познавательные: умеет анализировать текст с целью выделения важных деталей. Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственную точку зрения. 31 Смысл пословиц в рассказе М.Сергеева «Для чего нужна нам сила, или Как не стать посмешищем». Урок изучения нового материала. Выразительное чтение рассказа. Владение монологической и диалогической речью (формулирование важных, по мнению автора, жизненных советов). Знать: факты из жизни автора. Уметь: объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Понимать: Пословицы, поговорки народов мира. Регулятивные: умеет строить речевое высказывание – доказательство.
Познавательные: формулирует возможные варианты решения проблемы, который проявляется в ходе проведения исследования, умеет анализировать текст.
Коммуникативные: умеет сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы. 32 Отношение к искусству в рассказе Г.Машкина «Лютня».
(Доп. Стихотворение А. Лисицы «Учительница»). Урок изучения нового материала. Владение монологической речью (рассказ о любимом (уважаемом) учителе). Знать: факты из жизни автора, содержание рассказа. Уметь: отвечать на поставленные по произведению вопросы, находить положительные и отрицательные качества личности произведения Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
33 Итоговый урок по курсу «Писатели Восточной Сибири». Урок контроля Итоговый тест по курсу «Литература Восточной Сибири». Знать: Писателей Восточной Сибири и их произведения. Понимать: Суть произведения. Регулятивные: применяет метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: приобретает навыки выразительного чтения, учится проводить исследование прочитанного текста.
Коммуникативные: формирует ситуацию сотрудничества. 34 Создание сборника стихотворений писателей Восточной Сибири Урок развития речи Создание сборника Уметь выбирать тему сборника, подбирать стихотворения на заданную тему Регулятивные: составляет план учебных действий для раскрытия цели урока (умеет рассказывать, о чём произведение и какова его тема).
Познавательные: знает элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знает содержание прочитанного.
Коммуникативные: умеет обосновывать и высказывать собственное мнение. Формирование мотивации и познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений.
35. Стихи и песни писателей Восточной Сибири Урок контроля Чтение наизусть Уметь анализировать произведения Регулятивные: формирует ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Познавательные: умеет проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов.
Коммуникативные: формирует ситуацию сотрудничества. Формирование мотивации познавательного интереса.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК
Учебная хрестоматия для 5-6-х классов общеобразовательных школ (автор-сост. О.Н. Шахерова).- Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2001.-304с.
Писатели Восточной Сибири : Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ .- Иркутск:ВостСибкнига, 2007.-104с.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции - http://www.bibliotekar.ruОбразовательный портал «Древнерусская литература» - http://www.drevne.ruБиблиотека Гумер – гуманитарные науки (например, литературоведение) - http://www.gumer.infoКаталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям - http://www.encyclopedia.ruhttp://www.krugosvet.ruhttp://www.Lib.ruСервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность" - http://www.litera.ru
http://litera.edu.ruКоллекция: русская и зарубежная литература для школы - http://www.litwomen.ruЭлектронная библиотека современных литературных журналов России - http://www.russianplanet.ruСайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре - http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htmЭлектронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ - http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв. - http://www.a4format.ru/
Большая художественная галерея - http://gallerix.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАБИНЕТА
компьютер;
проектор;
Комплекты аудиокассет; портреты великих писателей, композиторов, художников, исторических лиц;
программные иллюстрации.
Программное обеспечение:
операционная система Windows 98/Me (2000/XP);
текстовый редактор MS Word