Итоговая контрольная работа с кодификатором и спецификацией по обществознанию, 5 класс


Спецификация итоговой контрольной работы
для учащихся 5-х классов, обучающихся по ФГОС
Задания контрольной работы позволяют объективно выявить не только наличие у школьников знаний по обществознанию, но и учебные умения на различных уровнях усвоения материала. В работе даны задания базового и повышенного уровней сложности. Они располагаются по принципу нарастания от простых в части А , к усложнённым в части В и сложным в части С, требующим развёрнутого ответа.
Часть А содержит 16 заданий с выбором ответа.
Часть Всостоит из 3 заданий, более сложных, они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ.
Часть С содержит 1 задание повышенной сложности, в котором требуется дать открытый, развёрнутый ответ, это задание содержит условие в виде ситуации или высказывание и вопросы к ним.
Все правильно выполненные задания уровня А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В, с выбором нескольких вариантов ответа, оцениваются в 1-2 балла. Два балла за правильный ответ и 1 балл при наличии одной ошибки.
Критерии оценивания к заданию С1Балл
Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения содержащие информацию о заданном понятии. 2
Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение содержащее информацию о заданном понятии, или смысл понятия раскрыт не полностью, но составлены два предложения 1
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, или два предложения составлены без раскрытия смысла понятия, или составлено одно предложение, смысл понятия не раскрыт, или ответ неверный. 0
Максимальное количество баллов 2
За каждую часть задания учащийся получает баллы, из которых складывается суммарный балл.
Используется гибкая система оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80-100 % - оценка «5»;
60-79 %- оценка «4»;
40-59 % - оценка «3»;
0-39 % - оценка «2»;
Выполнение разработанных к тексту заданий предполагает использование учениками предметных знаний и умений, сформированных в процессе изучения обществознания. В контрольной работе проверяетсясформированность двух групп УУД: познавательных, регулятивных. Все они прописаны в характеристике заданий итоговой контрольной работы.
Все предлагаемые задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:
задания с выбором ответа - ВО;
задания с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме) - КО;
задания с развёрнутым ответом (где требуется записать раскрыть смысл понятия и составить предложения, содержащие информацию о заданном понятии) - РО.
Объектом оценки в заданиях выступают предметные умения и универсальные учебные действия.
Время выполнения контрольной работы – 40-45 минут.
Характеристика заданий итоговой контрольной работы.
№ задания Раздел/тема курса Проверяемые УУД Уровень сложности Тип задания Макс. балл
А1Человек.
Загадка человека. ПВыделять основные существенные особенности объектов. Базовый ВО 1
А2Человек.
Загадка человека. П Соотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствами Базовый ВО 1
А3 Человек.
Загадка человека. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Базовый ВО 1
А4Человек.
Отрочество - особая пора жизни. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Базовый ВО 1
А5 Человек.
Загадка человека. ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствамиБазовый ВО 1
А6Человек.
Загадка человека. ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствамиБазовый ВО 1
А7Семья.
Семья и семейные отношения. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Базовый ВО 1
А8 Семья.
Семейное
Хозяйство. П Соотносить объекты с их характерными особенностями Базовый ВО 1
А9Семья.
Свободное время. ПВыделять основные существенные особенности объектов. Базовый ВО 1
А10 Школа.
Образование в жизни человека. ПСоотноситьизученныеявлениясиххарактернымисвойствамиБазовый ВО 1
А11 Школа. Образование и самообразование.
ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Базовый ВО 1
А12 Труд.Труд-основа жизни. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Базовый ВО 1
А13 Труд.Труд-основа жизни. П Соотносить объекты с их характерными особенностями Базовый ВО 1
А14 Труд.Труд и творчество. ПВыделять основные существенные особенности объектов. Базовый ВО 1
А15 Труд.Труд-основа жизни. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью
Базовый ВО 1
А16 Родина.Наша-Родина Россия. П Соотносить объекты с их характерными особенностями Базовый ВО 1
В1Человек.
Загадкачеловека. ПСоотносить изученные явления с их характерными свойствами Повы-шенныйКО 2
В2Родина.Гражданин России. ПОсуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
РСличение результата деятельности с целью Повы-шенныйКО 2
В3 Родина.Государственные символы России. ПСоотносить объекты с их характерными особенностями Повы-шенныйКО 2
С1Семья.
Родина. ПНазвать обществоведческий термин. Дать полный развёрнутый ответ. Составить предложения о заданном понятии.
РРефлектировать используя полученные на уроках знания и умения. Повы-шенныйРО 2
20 Итого мах.:24 б.
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы.
1ВАРИАНТ
№ задания Ответ Балл
А12 - способность к творчеству 1
А24 - сознание 1
А3 2 - верно только б 1
А41 - верно только а 1
А5 1 - способности 1
А63 - потребность в общении 1
А73 - верны оба суждения 1
А8 4 - оба суждения неверны 1
А92 - хобби 1
А10 2 - общее школьное образование 1
А11 3 - верны оба суждения 1
А12 1 - верно только а 1
А13 4 - меценат 1
А14 1 - творчество 1
А15 3 - верны оба суждения 1
А16 3 - автономная область 1
В1Эмоция 1
В21-платить налоги, 2-защищать Родину, 5-беречь природу 1-2
В3 1-В; 2-Б; 3-А 1-2
С1Семья- социальная группа, основанная на родственных связях. Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, заботой и ответственностью. Семьи могут состоять из представителей нескольких поколений. 1-2
2 ВАРИАНТ
№ задания Ответ Балл
А13 - разум 1
А24 - оба суждения неверны 1
А3 1 - игра 1
А42 - семья 1
А5 2 - экономность 1
А63 - верны оба суждения 1
А74 - возможность высказаться всем членам семьи 1
А8 1 - верно только а 1
А91 - занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени 1
А10 4 - общее школьное образование 1
А11 2 - уметь правильно организовать свой труд 1
А12 3 - верны оба суждения 1
А13 1 - изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто стоят дорого 1
А14 2 - верно только б 1
А15 3 - верны оба суждения 1
А16 4 - правила отношения к людям 1
В11-герб, 2-гимн, 3-флаг 1-2
В21-Б; 2-В; 3-А 1-2
В3 Потребность 1
С1Федерация- союзное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. В состав Российской Федерации в качестве субъектов входят национальные образования- республики, края, области, города федерального значения. Все субъекты Российской Федерации имеют свои символы: гербы, флаги, гимны. Субъекты имеют свои законы, не противоречащие Конституции России. Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.
Вариант 1
А1. Что отличает человека от животных?
1) воспитание потомств
2) способность к творчеству
3) объединение в группы
4) использование природных материалов
А2. Понимание человеком того, что он делает, как живет, о чем мечтает:
1) эмоции□ 3) деятельность
2) инстинкт□ 4) сознание
A3. Верно ли, что: а) человек рождается как социальное существо, а развивается как биологическое; б) каждый человек — индивидуальность?
1) верно только а□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А4. Самостоятельность приносит пользу потому, что: а) учит принимать важные решения и нести за них ответственность; б) позволяет во всем подражать взрослым.
1) верно только а□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□4) оба суждения неверны
А5. Индивидуальные особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности:
1) способности□ 3) самосознание
2) самооценка□ 4) творчество
А6. К социальным потребностям человека относится:
□ 1) потребность в отдыхе
2) стремление познать окружающий мир
3) потребность в общении
4) необходимость в воде и пище
А7. Верно ли, что: а) главное предназначение семьи состоит в продолжении рода; б) семья в РФ находится под защитой государства?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
□ 4) оба суждения неверны
А8. Труд членов семьи — это: а) финансовые ресурсы семьи; б) материальные ресурсы семьи.
1) верно толькоа□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А9. Длительное увлечение человека чем-либо в свободное время:
1) спорт□ 3) игра
2) хобби□ 4) просмотр телепередач
А10. Обязательным в нашей стране является:
□ 1)начальное образование
□ 2) общее школьное образование
□ 3) среднее профессиональное образование
□ 4) высшее профессиональное образование
А11. Чему учат в школе: а) ставить опыты, наблюдать происходящие процессы; б) уважать людей, честности, доброте?
□1) верно только a□ 3) верны оба суждения□ 2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А12. Верно ли, что: а) груд может приносить человеку материальное и духовное удовлетворение; б) труд может быть бесцельным?
1) верно только а□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А13. Предприниматель, занимающийся благотворительностью:
1) капиталист□ 3) мизантроп
2) торговец□ 4) меценат
AI4. Создание человеком чего-то нового, ценного для всех:
1) творчество□ 3) учеба
2) труд□ 4) общение
А15. Слагаемыми жизненного успеха являются: а) здоровье и способности человека; б) готовность к умственному труду.
□ 1) верно только а
□ 2) верно только б
□ 3) верны оба суждения
□ 4) оба суждения неверны
А16. Субъектом Российской Федерации является:
□ 1) штат
□ 2) федеральная земля
□ 3) автономная область
□ 4) департамент
В1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «сознание». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
Эмоция4. Рассуждение
Разум5. Интеллект
Мышление
В2. Найдите в приведенном списке обязанности гражданина.
1.Платить налоги
Защищать Родину
Посещать театры и музеи
Участвовать в митингах и демонстрациях
Беречь природу
Заниматься благотворительностью
ВЗ. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
Кодекс
Конс-титу-ция3.Мораль A.Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также к окружающей среде.
Б. Основной закон государства.
B.Систематизированный сборник законоположений в какой-либо области права.
1 2 3
С1. Что такое семья? Составьте два предложения, содержащие информацию о понятии «семья»?
Итоговая контрольная работа по обществознанию 5 класс.
Вариант 2.
А1. Способность к интеллектуальной деятельности:
□ 1) инстинкт□ 3) разум
□ 2) речь□ 4) эмоция
А2.Верны ли следующие суждения: а) умозаключение —высказывание, содержащее определенную мысль; б) суждение — вывод из нескольких логически связанных мыслей?
□ 1) верно только а□ 3) верны оба суждения
□2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
A3.Вид деятельности, мотив которой заключен не столько в ее результатах, сколько в самом процессе:
1) игра□ 3) труд
2) учение□ 4) общение
А4. Социальная группа, основанная на родственных связях:
□ 1) класс□ 3) сословие
□2) семья□ 4) нация
А5. Каким качеством должен обладать хозяин дома?
□1) скупость□ 3) расточительность□ 2) экономность□ 4) жадность
А6. Верны ли следующие суждения о потребностях: а) потребности человека невозможно удовлетворить полностью; б) духовный мир человека формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей?
□1) верно только а□ 3) верны оба суждения□ 2) верно только б□4) оба суждения неверны
А7. Для современной семьи характерно:
□1) совместное проживание нескольких поколений
□2) подчинение всех членов семьи старшему по возрасту
□3) разделение обязанностей на мужские и женские
□4) возможность высказаться всем членам семьи
А8. Верны ли следующие суждения о ресурсах семьи: а) труд каждого члена семьи расширяет ее ресурсы; б) материальные ресурсы семьи могут только пополняться?
□1) верно только а□ 3) верны оба суждения□ 2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А9. Какое из суждений соответствует понятию «хобби»?
□ 1) занятие, которому человек готов посвятить значительную часть своего свободного времени
2) пустое, никому не нужное времяпровождение
3) занятие, приносящее значительный доход семье
4)занятие, которое приходится выполнять, чтобы продолжить семейную традицию
А10. Обязательным в нашей стране является:
□ 1) высшее профессиональное образование
□ 2) среднее профессиональное образование
3) начальное образование
4) общее школьное образование
A11. Что значит уметь учиться?
□1) иметь хорошие способности
□ 2) уметь правильно организовать свой труд
□3) исправлять оценки в конце каждой четверти
□ 4) делать уроки только по любимым предметам
А12. Верны ли следующие суждения о жизненном успехе:
а)жизненный успех зависит от здоровья, способностейи умений человека; б) каждый человек по-своему представляет путь к жизненному успеху?
1) верно только а□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А13. Какое суждение о труде ремесленника правильно?
□1)изделия ремесленника, созданные вручную, уникальны, поэтому часто дорого стоят
2)в наше время труд ремесленника никому не нужен
3)ремесленные изделия в наши дни можно встретить
только в музее
□4)изделия ремесленников похожи друг на друга, так как делаются по шаблону
А14. Верны ли следующие суждения о символах государства: а) государственные символы нашей страны полностью копируют символы европейских государств;
б)в государственных символах многих стран есть общиеэлементы?
1) верно только a□ 3) верны оба суждения
□ 2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А15. Верны ли следующие суждения о понятии «гражданин»: а) настоящий гражданин выполняет обязанности, возложенные на него государством; б) достойный гражданин старается не нарушать моральных принципов?
1) верно только а□ 3) верны оба суждения
2) верно только б□ 4) оба суждения неверны
А16. Золотое правило морали определяет:
□1) материальные возможности семьи □2) права и обязанности человека □3) правила этикета □4) правила отношения к людям
В1. Что из перечисленного является символами государства?
Герб3. Флаг
2.Гимн4. Ода
В2. Установите соответствие между терминами и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А. Способность человека мыслить,
1... Чувство рассуждать и определять свое отно-
шение к окружающей жизни
Б. Способность живого
существа вос-
2. Эмоция принимать внешнее воздействие
В. Внутреннее состояние человека,
связанное с его настроением в тот
3 Сознание или иной момент
1 2 3
В3. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «разум». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1.Мышление4.Сознание
2.Эрудиция5. Потребность
3. Интеллект
С1.Что такое федерация? Составьте два предложения, раскрывающие это понятие на примере России.