Итоговая контрольная работа по истории в 7 классе со спецификацией, кодификатором и ответами
Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы по Истории России
(7 класс)
1. Назначение КИМ – оценить уровень подготовки по истории России учащихся 7 класса. Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов курса истории (рубежного контроля).
Таблица 1. Тема диагностической работы.
№ работы Тема
1 История России в 1598 - 1801
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностических работ определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основногообщего и среднего (полного) общего образования»).
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от17 декабря2010 г. №1897).
Диагностические работы не ориентированы на какую-либо конкретную линию учебников, их содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на2014-2015 учебный год.
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Подходы к отбору проверяемых элементов и конструированию заданий
определялись с учетом требований указанных выше нормативных документов, конкретизированных в Примерной программе основного общего образования по истории, и включают требования, как к составу исторических знаний, так и к умениям, которыми должен овладеть учащийся. Принципиально важен был учет:
– целей исторического образования в основной школе;
– специфики курса истории основной школы;
– ориентации не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент исторического образования.
4. Характеристика структуры и содержания КИМ
Структура и содержание письменной работы определяются с учетом объема и характера подготовки учащихся на базовом уровне. Диагностическая работа, посвящена периоду истории России 16-18вв. При составлении тематического плана работ учитывалась специфика изучения курса истории в 7 классе и традиционная периодизация истории России.
Таблица 2. Распределение заданий по частям диагностических работ.
Тема работы Количество заданий с записью ответа в виде одной
цифры Количество
заданий с записью ответа
в виде после-довательности цифр, слова Количество заданий с развёрнутымответом Всего
заданий Максимальный
балл
История России в 1598 –
1801 гг. 9 4 2 15 26
Распределение заданий диагностических работ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности представлено в обобщённых планах работ (см. Приложение).
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности1 группа: 10 вопросов тестового уровня «А»
(Контроль предметной терминологии на уровне понимания и воспроизведения)
2 группа: 3 задания уровня «В»
(Контроль предметных, общеучебных, логических умений, знаний фактического материала)
3 группа: 2 задания уровня «С»
(Контроль предметных, общеучебных, логических умений, знаний фактического материала причинно – следственного характера, интеллектуальных навыков в интерпретации знаний фактического материала)
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
В основу распределения заданий по уровню сложности положена характеристика видов деятельности, используемых обучающимися при выполнении соответствующих заданий.
К заданиям базового уровня сложности относятся те задания, где обучающимся предлагается выполнить операцию узнавания даты, факта и т.п., опираясь на представленную в явном виде информацию.
К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающегося требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых ситуациях.
К высокому уровню сложности относятся задания в которых, обучающиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.
7. Продолжительность диагностической работы
Письменная контрольная работа по форме ЕГЭ в 2 вариантах (45 минут учебного времени)
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Критерии оценивания:
За верное выполнение заданий группы «А» с записью ответа в виде одной цифры, соответствующей номеру правильного ответа, во всех работах выставляется 1 балл. Каждое из этих заданий считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (записан другой ответ; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
Задание с кратким ответом группы «Б» в виде последовательности цифр, слова (словосочетания) считается выполненным верно, если верно указаны последовательность цифр, слово (словосочетание). За полные правильные ответы на задания, предполагающие установление соответствия между двумя рядами информации ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две или более ошибки или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задания с развернутым ответом группы «С» за правильный, в соответствии с требованиями ответ на задание 1 группы «С» - 4 балла, в соответствии с требованиями ответ на задание 2 группы «С» - 6 баллов.
Таблица3. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале.
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5»
Работа (баллы) 0-5 6-11 12-18 19-27
Приложение
Обобщенный план варианта контрольных измерительных материалов для проведения итоговой работы История России 1598–1801 гг. (7 класс)
Уровни сложности задания: Б– базовый(примерный интервал выполнения– 60–90%), П– повышенный(40–60%), В – высокий(менее40%).
№ п/п Проверяемое содержание Проверяемые виды деятельности Уровень сложности задания Примерное время выполнения задания (мин.) Максималь ный балл за задание
Часть А1 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
2 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
3 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
4 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
5 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
6 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
7 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
8 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
9 История России в 1598-1801 гг. Знание фактов Б 1 1
Часть Б1 История России в 1598-1801 гг. Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) П4 2
2 История России в 1598-1801 гг. Систематизация фактов, понятий (множественный выбор) П4 2
3 История России в 1598-1801 гг. Установление последовательности событий, явлений, процессов П4 2
4 История России в 1598-1801 гг. Систематизация исторической информации (соответствие) П4 2
Часть С1 История России в 1598-1801 гг. Анализ исторической ситуации В 10 4
2 История России в 1598-1801 гг. Анализ исторической ситуации В 10 6
Всего заданий - 15, из них по типу заданий: А - 9; В - 4; С – 2; по уровню сложности: Б - 10, П – 3, В - 2. Максимальный первичный балл за работу - 27. Общее время выполнения работы - 45 мин.
Итоговая контрольная работа по истории России (7 класс)
Вариант 1.
Часть АА 1. Указ об «урочных летах»:
запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому
устанавливал пятилетний срок сыска беглых крестьян
определял переход крестьян к другому помещику только в Юрьев день
установил бессрочный розыск беглых крестьян
А 2. Усиление роли гвардии связано с эпохой, которую называют периодом:
Смуты
Регентства
Фаворитизма
Дворцовых переворотов
А 3. Какое сражение относится к морским победам России в Северной войне?
при Гренгамепри Полтаве
при Лесной
при Нарве
А 4. О каком событии идет речь в строках А. С. Пушкина?
Суровый был в науке славы
Ей дан учитель: не один
Урок нежданный и кровавый
Задал ей шведский паладин.
выходе Дании из войны со Швеции
снятии осады польскими войсками Риги
поражении русских войск под Нарвой
Прутском походеА 5. Высший церковный орган при Петре I:
Монастырский приказ
Главный магистрат
Правительствующий сенат
Синод
А 6. Россия стала империей после:
Азовского похода
подавления восстания под предводительством К. А. Булавина
Прутского похода
Северной войны
А 7. Усиление роли дворянской гвардии в 1725—1762 гг. в государственных делах:
способствовало укреплению самодержавия
стало одной из причин легкости и частоты дворцовых переворотов
привело к ограничению абсолютной власти российских императоров
привело к конфликтам и потрясениям
А 8. Все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I, были подтверждены в правление:
Елизаветы Петровны
Петра III
Екатерины II
А 9. Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к:
Медному бунту
восстанию под предводительством К. А. Булавина
восстанию под предводительством С. Разина
крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева
Часть ББ 1. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:а) роспуск Верховного тайного советаб) учреждение Сенатав) отказ от вынесения смертных приговоровг) создание системы коллегийд) созыв Уложенной комиссиие) принятие «Табели о рангах»ж)установление подушной податиз) создание Кабинета министрови) разделение страны на губерниик) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 2. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:
секуляризация церковных земель
отмена указа о единонаследии
восстановление полномочий Правительствующего сената
губернская реформа
«Манифест о вольности дворянства»
«Жалованная грамота городам»
образование Канцелярии тайных розыскных дел
введение свободы предпринимательства
созыв Уложенной комиссии
Ответ:_______________________________________________________________________________
Б 3. Укажите, в каком хронологическом порядке правили Россией преемники Петра 1:
а) Петр 3 б) Анна Иоанновна
в) Петр 2 г) Елизавета Петровна д) Екатерина I
1 2 3 4 5
4. Установите правильное соответствие:
1697-1698 гг. а) русско-турецкая война
1700—1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы
1722 г. в) принятие Табели о рангах
1787—1791 гг. г) Северная война
1 2 3 4
Часть СПрочитайте отрывок из «Сказания Авраама Полицина об осаде Троице – Сергиева монастыря и выполните задания С 1 и С 2. Используйте в ответе информацию из отрывка, а также знания из курса истории.
«Сначала попустил Господь Бог владеть нами расстриге _______________, назвавшемуся царским сыном ____________ всея Руси и на царский престол взошедшему. Но в скором времени тот Григорий умер лютою смертью. Потом на то же место другой назвался. И доходит до самого царствующего града Москвы, но не принят оказывается. Повсюду же в России слух о нем прошел, и потом все воры к нему обратились: не на царский престол его возвести, но все царские сокровища расхитить. Вся Россия от ложных царей мучительно страдает. Всей России царем Василий Иванович называется, тушинским же вором все Российское государство разоряется».
С 1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке и укажите его дату.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
С 2.Определите в отрывке из исторического источника историческую личность, которого называли Лжедмитрием 1. Запишите цифру или выпишите имя.
Ответ:________________________________________________________________________________________________
Итоговая контрольная работа по истории России (7 класс)
Вариант 2.
Часть АА 1. Мануфактура – это:
тип предприятия, основанного на разделении труда и ручной ремесленной технике
система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке
специальное место, где осуществлялись купля и продажа товаров и ценных бумаг
А 2. Главную роль в дворцовых переворотах играла(и):
стрельцы
представители старой родовой аристократии
дворянская гвардия
казаки
А 3. Необходимость обновления церковных книг и обрядов стало одной из причин:
конфликта между патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем
церковной реформы середины XVII в.
упразднения патриаршества
секуляризации церковных земель
А 4. После окончания Северной войны мирный договор был подписана) в Нарвеб) в Ништадтев) в Петербурге
А 5. При Петре I армия формировалась на основе:
а) всеобщей воинской повинности
б) сбора дворянского ополчения
в) рекрутской повинности
г) наемного войска
А 6. Основное значения «Табели о рангах» заключалось в:
а) ликвидации местничества
б) подтверждении принципа знатности и родовитости при продвижении по службе
в) определении правил поведения чиновников
г) возможности служебного роста служивому человеку вне зависимости от его происхождения
А 7. Основное значение победы русской армии под Полтавой:
изгнание шведов с территории России
восстановление Северного союза
присоединение к Северному союзу Пруссии
перелом в войне в пользу России
А 8. Форма правления при Петре Iа) республикаб) абсолютная монархияв) конституционная монархия
А 9. К политике « просвещенного абсолютизма» в период правления Екатерины II относится:
а) созыв Уложенной комиссии
б) генеральное межевание земли
в) губернская реформа
г) указ о единонаследии
Часть ББ 1. Из перечисленных мероприятий к царствованию Петра I относятся:
а) роспуск Верховного тайного совета
б) учреждение Сената
в) отказ от вынесения смертных приговоров
г) создание системы коллегий
д) созыв Уложенной комиссии
е) принятие «Табели о рангах»
ж) установление подушной подати
з) создание Кабинета министров
и) разделение страны на губернии
к) учреждение Святейшего Правительствующего синода
Б 2. Из перечисленных мероприятий относятся царствованию Екатерины II:
а) секуляризация церковных земель
б) отмена указа о единонаследии
в) восстановление полномочий Правительствующего сената
г) «Жалованная грамота дворянству»
д) губернская реформа
е) «Манифест о вольности дворянства»
ж) «Жалованная грамота городам»
з) образование Канцелярии тайных розыскных дел
и) введение свободы предпринимательства
к) созыв Уложенной комиссии
Б 3. Расположите в хронологическом порядке события, относящиеся ко времени царствования Петра I:
1) Азовские походы,
2) «Великое посольство»
3) регентство царевны Софьи
4) заключение Северного союза
5) провозглашение России империей
1 2 3 4 5
3 1 2 5 4
Б 4. Установите правильное соответствие.
1697-1698 гг. а) русско-турецкая война
21700—1721 гг. б) Великое посольство в страны Западной Европы
31722 г. в) принятие Табели о рангах
41787—1791 гг. г) Северная война
1 2 3 4
Часть СПрочитайте отрывок и выполните задания С 1 и С 2. Используйте в ответе информацию из отрывка, а также знания из курса истории.
В начале декабря 1790 ______послал турецкому главнокомандующему письмо с требованием немедленной сдачи Измаила:— Даю двадцать четыре часа на размышление вам. Первый мой выстрел — неволя. Штурм — смерть. Что выбрать, оставляю вам на рассмотрение.— Скорее Дунай остановится в своем течении, и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил, — был ответ турок, уверенных в неприступности своей крепости
С 1. Определите, как называется период в русской истории, о котором идёт речь в отрывке?
Ответ:_______________________________________________________________________________
С 2. О каком великом русском полководце идет речь?
Ответ: _____________________________________________________________________
Ключ к тесту по истории России 7 класс.
Вариант 1
Часть А1б
2а
3в
4в
5г
6г
7б
8б
9г
Часть Б1) 5, 3, 2, 4, 1
2) а, г, д, ж, и, к
3) )__________________
4) 1г, 2 д,е, 3а, 4б,в
Вариант 2
1в
2а
3б
4г
5в
6г
7г
8б
9а
Часть Б1) б, г, е, ж, и, к
3) 1б,в, 2г,е, 3а, 4д
4) 1в, 2г, 3а, 4б