Полугодовая контрольная работа по русскому языку.10 класс

Полугодовая контрольная работа по русскому языку
Вариант 1
Уровень 1
1. Найдите слово, в котором звуков больше, чем букв.
1) подъем 2) балалайка 3) расскажи 4) пляжный
2. Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.
1) наждак 2) свадьба 3) лагерь 4) телевизор
3. Найдите слово, в котором все согласные глухие.
1) подставить 2)подпустить 3) оглянуться 4) вздыхая
4. Найдите слово с ударением на последнем слоге.
1) мастерски 2) феномен 3) танцовщица 4) вкрапиться
5. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
1) рассказчик 2) подберезовик 3) заколка 4) безграмотность
6. Найдите строку, в которой все слова с проверяемой гласной в корне.
1) распордиться, осждать крепость, лшить свободы, подрстковый;
2) перенчевать, длина, вытврять, блстательный;
3) рассмшить, дрбить, проткать, наслждаться;
4) поплвок, подскчить, застгнуть, рстовщик.
7. Найдите строку, в которой все слова с чередующейся гласной в корне.
1) возграние, сплченный, осждать, предлжение;
2) приксновение, сжмать, смгчить, остлбенеть;
3) увковечить, промлькнуть, излжение, пожилая чта;
4) загреться, скчкообразный, рабраться, поклниться.
8. Найдите строку, в которой все слова пишутся с одной «Н».
1) серебряый, кошеый, свиой, пряый;
2) перекошеый, юый, подлиый, багряый;
3) коваый, тумаый, ветреый, мочеые;
4) бешеый, чекаый, масляый, обыкновеый.
9. Найдите строку, в которой все слова пишутся с «нн».
1) лебедиый, холстиый, кожаый, румяый;
2) ограничеый, длиый, овчиый, свареый;
3) письмеый, путаый, комариый, мощеый;
4) морожеый, пламеый, окоый, соловьиый.
10. Укажите слово с дефисным написанием.
1) как(будто) 2) (с) боку (на)бок 3) (по) медвежьи 4) едва (ли)
11. Укажите слова со слитным написанием «не».
1) (не)пререкаемый 2) (не)надолго 3) (не) замечая 4) (не)кто иной, как
12.Укажите слова с раздельным написанием «не».
1) (не) находя покоя 2) (не)откуда 3) (не)смотря по сторонам 3) (не)подалеку
13. Укажите слова с «о» после шипящей.
1) шепот 2) прожрливй 3) расчт 4) шмпол
14. Укажите слова с «е» после шипящей.
1) крючк 2) лишнный 3) жсткий 4) галчнок
15. Укажите слова с удвоенной согласной.
1) коичество 2) оонент 3) каиграфия 4) пряый
16. Укажите слова «ь» после шипящей.
1) около дач 2) замуж 3) уж 4) пустош
17. Укажите верное определение морфологических признаков.
1) длинный – притяжательное прилагательное
2) выросший – страдательное причастие совершенного вида
3) законный – относительное прилагательное
4) купленный – действительное причастие совершенного вида
18. Найдите пунктуационную ошибку в предложении.
Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
1) не отделены простые предложения
2) не выделено обособленное определение
3) не выделено обособленное обстоятельство
4) не выделено вводное слово
19. Определите, на месте каких цифр следует ставить запятую.
Местные старожилы утверждали (1)что характер у Припяти своенравный и упрямый (2) и что лишь первому (3) осеннему морозцу капризная река поддается охотно (4) и он сразу сковывает ее в своих ледяных объятиях. (П.Вершигора)
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 4
20. Найдите ошибку в объяснении знаков препинания.
Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнести ни одного слова. (Н.В.Гоголь)
1) разделены простые предложения в сложноподчиненном
2) обособлено обстоятельство и разделены простые предложения
3) обособлено определение и отделены простые предложения
4) отделены однородные сказуемые и сравнительный оборот

Уровень 2
1. Определите значения данных фразеологизмов. Найдите в них устаревшие слова и грамматические формы.
Злачное место, ничтоже сумняшеся, камень преткновения, притча во языцех, положа руку на сердце, святая святых, иже с ними, во время оно, от лукавого, земля обетованная.
2. Объясните значения выделенных слов, подберите к ним синонимы и антонимы, где это возможно:
Я пережил и многое, и многих,
И многому изведал цену я;
Теперь влачусь в одних пределах строгих
Известного размера бытия.
Мой горизонт и сумрачен, и близок,
И с каждым днем все ближе и темней.
Усталых дум моих полет стал низок,
И мир души безлюдней и бедней.
Петр Вяземский.
3. Разберите предложение по членам.
Даша растворила двери своей комнаты и остановилась в недоумении пахло сырыми цветами и сейчас же она увидела корзину с высокой ручкой и синим бантом. (А.Толстой)
Уровень 3
Напишите сочинение-миниатюру (100-150 слов) на тему: Письмо моему учителю



Вариант 2
1. Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
1)паяльник 2) мороженое 3) заемщик 4) гостья
2. Найдите слова, образованные суффиксальным способом.
1)заколка 2) безграмотность 3) переходить 4) размолвка
3) Найдите существительные третьего склонения.
1) студень 2) станция 3) роскошь 4) тушь
4. Найдите относительные прилагательные.
1)волчий хвост 2) золотой характер 3) эмалированная кастрюля 4) знаменитый артист
5. Найдите глаголы 1 спряжения.
1) гореть 2) брить 3) вертеть 4) дышать
6. Найдите порядковые числительные.
1) тройничный нерв 2) троечный аттестат 3) тройной обмен 4) третий звонок
7. Найдите предложение, где выделенное слово – наречие.
1) Иван Петрович шел (на)встречу гостям.
2) Мы торопились (на)встречу с артистами.
3) Ветер дул (на)встречу.
8. Найдите словосочетания, связанные способом согласование.
1) приключенческий фильм
2) страницы истории
3) увенчанный славой
4) журнал для родителей
9. Найдите предложения с составным глагольным сказуемым.
1) Буду петь я и радость и горе.
2) Иван Иваныч был человек уже немолодой, высокий, плотный.
3) Он всегда готов помочь.
4) Главное – держаться бодро.
10. Укажите простые предложения.
1) С чего начинается Родина?
2) Небо на западе порозовело, и отблески заката осветили горизонт.
3) Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
4) Широкой полосой, от края и до края, протянулся Млечный Путь.
11. Укажите односоставное безличное предложение.
1) Целый день шел дождь.
2) Во мне пробудилась охота к чтению.
3) Становилось жарко.
4) Зашел разговор о лошадях.
12. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия.
1) Ничего не слышу из того, что мне говорят.
2) Но она сумеет так поставить дело, что всех оторопь возьмет.
3) Верю, что это недолго продлится.
4) Она сказала, чтобы я не оборачивался.
13. Укажите слова с «о» после шипящей.
1) шепот 2) прожрливй 3) расчт 4) шмпол
14. Укажите слова с «е» после шипящей.
1) крючк 2) лишнный 3) жсткий 4) галчнок
15. Укажите слова с удвоенной согласной.
1) коичество 2) оонент 3) гаерея 4) пряый
16. Укажите слова «ь» после шипящей.
1) около дач 2) замуж 3) испеч 4) товарищ
17. Укажите верное определение морфологических признаков.
1) длинный – притяжательное прилагательное
2) выросший – страдательное причастие совершенного вида
3) законный – относительное прилагательное
4) купленный – действительное причастие совершенного вида
18. Найдите пунктуационную ошибку в предложении.
Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
1) не отделены простые предложения
2) не выделено обособленное определение
3) не выделено обособленное обстоятельство
4) не выделено вводное слово
19. Определите, на месте каких цифр следует ставить запятую.
Местные старожилы утверждали (1)что характер у Припяти своенравный и упрямый (2) и что лишь первому (3) осеннему морозцу капризная река поддается охотно (4) и он сразу сковывает ее в своих ледяных объятиях. (П.Вершигора)
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 4
20. Найдите ошибку в объяснении знаков препинания.
Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнести ни одного слова. (Н.В.Гоголь)
1) разделены простые предложения в сложноподчиненном
2) обособлено обстоятельство и разделены простые предложения
3) обособлено определение и отделены простые предложения
4) отделены однородные сказуемые и сравнительный оборот
Уровень 2
1. Приведите фразеологические обороты, которые могут заменить данные слова. Определите, чем отличаются в стилистическом отношении слова от соответствующих фразеологических оборотов.
Баста, бездельничать, безрассудно, беллетристика, болтать, великолепно, голодать, красноречие, легкомыслие, мало, медленно, наказать, небрежно, некстати, неохотно, опрометью, плохо, побежал, преувеличивать, умереть, уничтожить, участвовать, чужбина, шелковица.
2. Объясните значение выделенных слов, подберите к ним синонимы
и антонимы.
Ты знаешь, я томлюсь в неволе, Журавль у ветхого колодца,
О смерти господа моля. Над ним, как кипень, облака
Но всё мне памятна до боли В полях скрипучие воротца,
Тверская скудная земля. И запах хлеба, и тоска.
А.Ахматова.
3. Спишите, расставьте знаки препинания. Разберите предложение по членам.
Город куда отправились наши приятели состоял в ведении губернатора из молодых прогрессиста и деспота как это сплошь да рядом случается на Руси
Уровень 3
Напишите сочинение-миниатюру (100-150 слов) на тему: Письмо ветерану


Вариант 3
Уровень 1
1. Найдите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.
1) зимняя 2) косьба 3) лью 4) вокзал
2. Найдите слова, в которых только звонкие согласные звуки.
1) умереть 2) ведьма 3) платок 4) грубиян
3. Найдите слова, образованные приставочным способом.
1) расторопный 2) подработать 3) подоконник 4) развалить
4. Найдите существительные второго склонения.
1) путь 2) грязь 3) облако 4) конь
5. Найдите качественные прилагательные.
1) неприятный голос 2) ослиное упрямство 3) дочкины учебники 4) соломенная шляпка
6. Найдите глаголы второго спряжения.
1) обидеть 2) клеить 3)стелить 4) идти
7. Найдите собирательные числительные.
1) втроем 2) большинство 3) тысяча 4) десятеро
8. Укажите предложение, где выделенное слово является глаголом.
1) Эти вещи мне, пожалуй, еще понадобятся.
2) Это, пожалуй, не очень удачное решение.
3) Пожалуй мне немного денег.
9. Укажите словосочетания со связью примыкание.
1) рассказывал смеясь 2) пение хора 3) впервые понял 4) из высотного дома
10. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Молодой человек спорить не стал.
2) К вечеру море шумней и шумней.
3) Он готов был вернуться.
4) Терек воет, дик и злобен, меж утесистых камней.
11. Укажите односоставные безличные предложения.
1) В воздухе тишина.
2) Весной легко расставаться.
3) Скорей бы светало.
4) Дайте себе волю хоть раз в жизни.
12. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
1) Дети чувствуют, кто их любит.
2) Она поглядела в зеркало и несколько раз мотнула головой, чтобы зазвучали бусы.
3) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
4) Снег становился все белее и ярче, так что ломило глаза.
13. Укажите слова с «о» после шипящей.
1) шепот 2) прожрливый 3) расчт 4) шмпол
14. Укажите слова с «е» после шипящей.
1) крючк 2) лишнный 3) жсткий 4) галчнок
15. Укажите слова с удвоенной согласной.
1) коичество 2) аюминийт3) каиграфия 4) пряый
16. Укажите слова «ь» после шипящей.
1) около дач 2) испеч 3) туч 4) товарищ
17. Укажите верное определение морфологических признаков.
1) длинный – притяжательное прилагательное
2) выросший – страдательное причастие совершенного вида
3) законный – относительное прилагательное
4) купленный – действительное причастие совершенного вида
18. Найдите пунктуационную ошибку в предложении.
Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
1) не отделены простые предложения
2) не выделено обособленное определение
3) не выделено обособленное обстоятельство
4) не выделено вводное слово
19. Определите, на месте каких цифр следует ставить запятую.
Местные старожилы утверждали (1)что характер у Припяти своенравный и упрямый (2) и что лишь первому (3) осеннему морозцу капризная река поддается охотно (4) и он сразу сковывает ее в своих ледяных объятиях. (П.Вершигора)
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 4
20. Найдите ошибку в объяснении знаков препинания.
Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнести ни одного слова. (Н.В.Гоголь)
1) разделены простые предложения в сложноподчиненном
2) обособлено обстоятельство и разделены простые предложения
3) обособлено определение и отделены простые предложения
4) отделены однородные сказуемые и сравнительный оборот
Уровень 2
1. Определите, в каких предложениях местоимения его, её, их являются личными, а когда они выступают в роли притяжательных.
Я их тоже, с своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит. А отец знать не хотел его великодушия и смирения, не слушался его, а шел той дорогой, на которую указывали ему его духовные потребности. Ее [Ольги] походка, ее движенья были решительны и свободны. «А видали их, что ли, волков-то?» - спросил трусишка Костя. «Их всегда здесь много, - отвечал Павел, - да они беспокойны только зимой». Попроси ее [Хану] всегда и побольше писать о ее здоровье.
2. Замените фразеологический обороты словосочетаниями «глагол + наречие».
Ломать голову, слушать раскрыв рот, кричать не переводя дыхания, работать засучив рукава, жить за тридевять земель, работать не покладая рук, трудиться не разгибая спины, чувствовать себя как рыба в воде, решать не теряя головы.
3. Подберите эпитеты (образные) определения к данным словам.
Мир, институт, студентка, насекомое, победитель, бацилла, мужчина, кролик, килька, амеба, кукла, народ, образ, характер, вирус, змей, бактерия, инфузория.
Уровень 3
Напишите сочинение-миниатюру (100-150 слов) на тему: Письмо ветерану








Вариант 4
Уровень 1
1. Найдите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
1) апрель 2) подъезд 3) окна 4) яма
2. Найдите слова, в которых только звонкие согласные звуки.
1) жир 2) бесшумно 3) дрожжи 4) яблоко
3. Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
1) напарник 2) развеселый 3) заречный 4) разухабистый
4. Найдите существительные первого склонения.
1) собрание 2) юноша 3) лекция 4) имя
5. Найдите качественные прилагательные.
1) долгий путь 2) жаркий день 3) янтарное украшение 4) волчий вой
6.Найдите глаголы второго спряжения.
1) беречь 2) ходить 3) убежать 4) ненавидеть
7. Найдите собирательные числительные.
1) шестьсот 2) три пятых 3) двое 4) семеро
8. Укажите предложение, где выделенное слово является предлогом.
1) Он медленно ходил вокруг дома.
2)Оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир.
3) Он внимательно осмотрел все вокруг.
9. Укажите словосочетания со связью примыкание.
1) выбрать профессию 2) совершенно секретно 3) сносить безропотно 4) потемнеть от загара
10. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
1) Я был третьим по списку.
2) Он постарался быстрее миновать брод.
3) На темном небе начали появляться звезды.
4) Он рад был исполнить просьбу.
11. Укажите односоставные безличные предложения.
1) Бесконечная дорога убегает лентой вдаль.
2) Что посеешь, то и пожнешь.
3) Скучно одному.
4) Быстро смеркается.
12. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели.
1) Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
2) Деревья кругом, куда ни взглянешь, были все золотые или красные.
3) Так как мы вышли довольно поздно, пришлось идти до сумерек.
4) Разрывы звучали глухо, словно картошку сыпал кто-то а подпол по деревянному лотку.
13. Укажите слова с «о» после шипящей.
1) шепот 2) прожрливый 3) расчт 4) шмпол
14. Укажите слова с «е» после шипящей.
1) крючк 2) лишнный 3) жсткий 4) галчнок
15. Укажите слова с удвоенной согласной.
1) коичество 2) тераса 3) серебряый 4) пряый
16. Укажите слова «ь» после шипящей.
1) мощ 2) около дач 3) туч 4) товарищ
17. Укажите верное определение морфологических признаков.
1) длинный – притяжательное прилагательное
2) выросший – страдательное причастие совершенного вида
3) законный – относительное прилагательное
4) купленный – действительное причастие совершенного вида
18. Найдите пунктуационную ошибку в предложении.
Буревестник с криком реет черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
1) не отделены простые предложения
2) не выделено обособленное определение
3) не выделено обособленное обстоятельство
4) не выделено вводное слово
19. Определите, на месте каких цифр следует ставить запятую.
Местные старожилы утверждали (1)что характер у Припяти своенравный и упрямый (2) и что лишь первому (3) осеннему морозцу капризная река поддается охотно (4) и он сразу сковывает ее в своих ледяных объятиях. (П.Вершигора)
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 1, 4
20. Найдите ошибку в объяснении знаков препинания.
Прекрасная полячка так испугалась, увидевши вдруг перед собою незнакомого человека, что не могла произнести ни одного слова. (Н.В.Гоголь)
1) разделены простые предложения в сложноподчиненном
2) обособлено обстоятельство и разделены простые предложения
3) обособлено определение и отделены простые предложения
4) отделены однородные сказуемые и сравнительный оборот
Уровень 2
1. Определить тип склонения данных существительных. Распределите слова по группам в зависимости от их морфологических свойств.
Аудитория, гараж, знак, грипп, ветчина, начало, доктор, рейс, мошкара, вальс, чепуха, декабрь, галерея, правило, шрифт, туш, длина, стержень, семя, купе, цитата, пресс-папье, профиль, невежда, интеллигенция.
2. Спишите текст, расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор первого предложения, составьте его схему.
Вечер был мирный солнечный с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки похожие на монашек куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу мы вошли в ворота пошли по снежным дорожкам к кладбищу,- солнце только что село еще совсем было светло дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее и таинственно теплились вокруг нас спокойными грустными огоньками неугасимые лампадки рассеянные над могилками. Я шел за ней с умилением глядел на ее маленький след на звездочки которые оставляли на снегу новые черные ботинки(И.А.Бунин)
3. В данном ряду найдите «лишнее» слово, объясните свой выбор:
Отмытый, кожаный, гусиный, серебряный.
Уровень 3
Напишите сочинение-миниатюру (100-150 слов) на тему: Письмо моему учителю






15