Рабочая программа по русскому языку. Автор М.М. Разумовская


Аннотация
Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.
В УМК входит:
5 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
6 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
7 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
8 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
9 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
Количество учебных часов
В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 204 часа, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.
В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.
В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 102 часа, данной рабочей программой предусмотрено 102 часов в год.
В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 68 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ Классы
5 6 7 8 9
Диктант 6 6 2 1 1
Контрольное тестирование 2 2 2 1 2
Изложение 2 2 2 2 2
Сочинение 2 2 2 2 2


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.
Главная цель рабочей программы по русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Данная рабочая программа предполагает достижение следующих задач:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В учебно-тематический план 7 класса внесены изменения:
7 класс
№ п/п Раздел программы Количество часов
по программе
М.М. Разумовской По рабочей программе
1. Повторение изученного в 7 классе 19 18

В УМК входит:
5 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
6 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
7 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
8 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
9 класс
- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.
- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.
Количество учебных часов
В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 204 часа, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.
В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.
В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.
В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 102 часа, данной рабочей программой предусмотрено 102 часов в год.
В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 68 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ Классы
5 6 7 8 9
Диктант 6 6 2 1 1
Контрольное тестирование 2 2 2 1 2
Изложение 2 2 2 2 2
Сочинение 2 2 2 2 2

Преобладающие формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.
Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.
К формам текущего контроля знаний и умений учащихся относятся: диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, по материалу жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографиче-ским словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Учебно-тематический план
5 класс

п/п Тема урока
Количество часов
1. О языке 3
2. Речь 49
3. Закрепление и углубление изученного в начальных классах 26
Язык. Правописание (систематический курс)
4. Синтаксис и пунктуация 39
6. Лексика. Словообразование. Орфография. 35
7. Морфология. Орфография 49
8. Повторение изученного в 5 классе 3

Итого 204

Учебно-тематический план
6 класс

п/п Тема урока
Количество часов
1. О языке 1
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
2. Грамматика 2
3. Правописание 15
Язык. Правописание. Культура речи.
4. Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов 40
Морфология. Орфография.
5. Причастие и деепричастие 40
6. Имя числительное 10
7. Местоимение 19
8. Повторение изученного в 6 классе 5
9. Речь 38
Итого
170
Учебно-тематический план
7 класс

п/п Тема урока
Количество часов
1. О языке 1
2. Речь 42
3. Закрепление и углубление изученного в 6 классе 25
Морфология. Орфография
4. Наречие 25
5. Самостоятельные и служебные части речи 1
6. Предлог 10
7. Союз 12
8. Частица 22
9. Междометия и звукоподражательные слова 4
10. Трудные случаи разграничения языковых явлений 10
11. Повторение изученного в 7 классе 18

Итого 170

Учебно-тематический план
8 класс

п/п Тема урока
Количество часов
1. О языке 1
2. Речь 17
3. Трудные случаи правописания (на основе изученного) 5
Синтаксис и пунктуация
5. Словосочетание и предложение 5
6. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения 12
7. Односоставные простые предложения 8
8. Неполные предложения 2
9. Предложения с однородными членами 12
10. Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями 11
11. Предложения с обособленными членами 17
12. Прямая и косвенная речь 6
12. Повторение изученного в 8 классе 6

Итого 102
Учебно-тематический план
9 класс

п/п Тема урока
Количество часов
1. О языке 4
2. Речь 17
3. Обобщение изученного в 5-8 классах 6
Синтаксис сложного предложения
4. Сложное предложение 2
6. Сложносочиненное предложение 5
7. Сложноподчиненное предложение 15
8. Бессоюзное сложное предложение 7
9. Сложное предложение с разными видами связи 5
10. Повторение изученного в 5-9 классах 7

Итого 68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 КЛАСС
О языке
Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.
Речь
Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:
а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;
в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.
Композиционные   формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах
ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА
Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ
Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча—ща, чу—щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА
Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА
Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ
Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Язык. Правописание (систематический курс)
Синтаксис и пунктуация
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.
Лексика. Словообразование. Правописание
Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.
Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.
Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- — -лаг-; -рос- — -раст-(-ращ~). Буквы о—е после шипящих в корне. Буквы и—ы после ц в разных частях слов.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.
Морфология. Орфография
Классификация частей речи русского языка (повторение)
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
ГЛАГОЛ
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив).  Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).
  Возвратные глаголы. Правописание -ться и –тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и—е (-мир- —-мер-; -тир- — -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.
    Основные способы образования имей существительных. Правила   употребления   при   письме   типичных  суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.   Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные.  Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.
Резервные часы
6 КЛАСС
О языке
Слово как основная единица языка.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе
ГРАММАТИКА
Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.   Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.     Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами,   обращением и  прямой речью.
ПРАВОПИСАНИЕ
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.
Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов:   приставочный,   суффиксальный,   приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности.   Словообразовательные   цепочки   однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.
Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные,   дробные;   их   значение,   особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Местоимение Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Резервные часы
 
7 КЛАСС
О языке
Язык как развивающееся явление.
Речь
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы:   заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Язык. Правописание. Культура речи.
Морфология. Орфография
НАРЕЧИЕ
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОГ
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.
СОЮЗ
Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
ЧАСТИЦА
Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения.    Частицы как средство выразительности речи.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.    
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Резервные часы
8 КЛАСС
О языке
Русский язык в семье славянских языков.
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура  текста, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы:
высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Словосочетание и предложение
Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.
Синтаксис простого предложения
ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.
ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).
НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 Понятие о неполных предложениях.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ
Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.
Прямая и косвенная речь
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.
Резервные часы
9 КЛАСС
О языке
Русский язык среди языков мира.
Речь
Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).
Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.
Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация   сложных    предложений:   сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение    сложносочиненного    предложения    и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные).   Смысловые   отношения   между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.  
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Строение     сложноподчиненного     предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.
Резервные часы
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Дидактическое описание Количество на 25 учащихся
ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ
1 Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату. 1
2 Портреты выдающихся русских лингвистов Используются для постоянной экспозиции в кабинете 1
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
3 Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету 1
СРЕДСТВА ИКТ
4 Универсальный портативный компьютер Используется учителем 1
5 Цифровой проектор Используется учителем и учащимися 1
6 Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора Служит для стационарного крепления проектора 1
7 Экран на штативе Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной 1
8 Акустическая система Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом 1
9 Принтер лазерный формата А4Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге 1
10 Сетевой фильтр-удлинитель Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования
1
СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)
24 Операционные системы Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере 1
25 Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса 1
ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
26 Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов 1
27 Инструмент учителя для создания тестов Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д. 1
ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
28 Словари Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса
1
29 Энциклопедия Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя 1
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ
30 Иллюстрации по русскому языку Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.Дают наглядное представление об изучаемых темах 1
31 Справочники по русскому языку Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя 1
ЭОР для учителя русского языка и литературы
Справочные, научные материалы: http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной формеhttp://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языкаwww.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературыhttp://philology.ru/default.htm– Русский филологический порталhttp://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»http://mlis.ru/– Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
 Электронные библиотеки, архивы, пособия:
 www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работыhttp://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературыhttp://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературыhttp://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежомhttp://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайтеhttp://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»: http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языкуhttp://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/Каталог образовательных ресурсов по литературеhttp://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Методические материалы: www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературеwww.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологуwww.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентацииhttp://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературеwww.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html) www.mgn.ru/~gmc/rus.html/ – Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературыwww.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературыhttp://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей http://slovesnikural.narod.ru/ – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературеhttp://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школыhttp://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников
 Олимпиады, конкурсы: http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и прhttp://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносоваhttp://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады http://www.desc.ru/show.html?id=614/ – Интернет-карусель (on-line соревнования) Дистанционное образование: www.ode.ru/ – Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ http://de.msu.ru/course/list?category=2/ – Дистанционные подготовительные курсы МГУhttp://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)http://abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/– Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО МГУ (литература, русский язык) ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭhttp://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной формеhttp://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»   Проект демоверсий ГИА
http://fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html