Календарно тематическое планирование по биологии 6 класс по программе Н.Н. Сонин (УМК Сфера жизни)


Календарно – тематическое планирование биология 6 класс (живой организм)

урока Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Этапы учебной деятельности.
Формы работы Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний Универсальные учебные действия
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД
Строение и свойства живых организмов (24часа)
1 Многообразие живых организмов. Вводный урок. Вводный урок - постановка учебной задачи. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. Осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?). С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Готовность к равноправному сотрудничеству.
2 Основные свойства живых организмов Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
3 Основные свойства живых организмов Клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножениеВыделение существенных признаков биологических объектов и процессов. Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого. Описывают основные функции живых организмов Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы. Испытывают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
4 Химический состав клеток. Содержание химических элементов в клетке. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вводный урок. Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга
5. Химический состав клеток. Неорганические вещества. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вводный урок Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга
6. Химический состав клеток. Органические вещества клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке Представление результатов самостоятельной работы Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения
7. Химический состав клеток. Органические вещества клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке Представление результатов самостоятельной работы Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями) Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения
8. Строение растительной клетки. Клетка элементарная частица живого. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы Лабораторная работа № 1. Строение растительной клетки Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их функции Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
9. Строение растительной клетки. Клетка элементарная частица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач Называют основные органоиды клетки и описывают их функции Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
10. Строение животной клетки.Строение и функции органоидов клетки. Строение растительной и животной клеток. Вирусы – неклеточная форма жизни. Лабораторная работа № 2. Строение животной клетки (на готовых микропрепаратах) Представление результатов самостоятельной работы Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Демонстрируют способность к эмпатии11 Вирусы. Строение безъядерных клеток. Обобщение и систематизация темы: "Строение растительной и животной клеток". Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
12 Деление клетки.
(митоз,мейоз) Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия Определяют понятия «митоз» Характеризуют и сравнивают процессы митоза и мейоза. Обосновывают биологическое значение деления Умеют заменять термины определениями. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Строят логические цепи рассуждений Составляют план и последовательность действий. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка Готовы к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности
13 Ткани растений. Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Лабораторная работа № 3 Ткани растений Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга
14 Ткани животных. Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Лабораторная работа № 4 Ткани животных Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей Выделяют основные характеристики объектов, заданные словами. Оценивают достигнутый результат. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
15 Обобщение знаний. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Тестирование по теме Коррекция знаний и способов действий. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Интересуются чужим мнением и высказывают свое. Умение конструктивно разрешать конфликты
16
Органы цветковых растений
Корень Орган. Органы цветкового растения.
Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях
Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. Определяют понятие «орган».
Теоретическое исследование. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.
Структурируют знания. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Планируют общие способы работы.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Испытывают любовь и оптимизм к природе и окружающему миру.
Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
17 Побег.
Лист Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Листовые и цветковые почки. Стебель как осевой орган побега. Видоизменения побега. Передвижение веществ по стеблю. Лабораторная работа № 5 Изучение органов цветкового растения
Практикум. Называют части побега. Характеризуют строение и функции органов растения Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Учатся идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его
Строение и функции. Простые и сложные листья. Представление результатов самостоятельной работы. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Доброжелательное отношение к окружающим.
18 Цветок. Соцветия.
Р.К
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Значение и разнообразие. Лабораторная работа № 6.Изучение органов цветкового растения Формирование разных способов и форм действия оценки. . Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
19 Плоды
Р.К
Семена. Виды плодов. Особенности строения плода
Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.
Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами.
Умеют заменять термины определениями. Сличают свой способ действия с эталоном.
Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Умение конструктивно разрешать конфликты.
Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.
20 Обобщение знаний. Письменная контрольная работа. Обобщение и систематизация знаний. Комплексное применение ЗУН и СУД. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Осознают качество и уровень усвоения. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Формирование ответственного отношения к природе.
21-22 Органы и системы органов животных Системы органов животных. Лабораторная работа № 7 Распознавание органов животных
Представление результатов самостоятельной работы. Комплексное применение ЗУН и СУД Устанавливают связь между строением и функциями органов. Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности
23 Растения и животные как целостные организмы Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Комплексное применение ЗУН и СУД Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами в организме. Приводят примеры в растительном и животном мире, доказывающие, что организм – это единое целое Определяют основную и второстепенную информацию. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней
24 Контрольная работа № 1 «Строение живых организмов» Состав и строение и деление клеток. Ткани растений и животных. Органы цветковых растений. Органы и системы органов животных Обобщение и систематизация знаний. Контроль. Устанавливают взаимосвязь между клетками, тканями, органами и системами органов в растительных и животных организмах Структурируют знания. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Вносят коррективы и дополнения Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Знают историю и географию края, его достижения и культурные традиции
Жизнедеятельность организмов (38часов) 25 Питание растений Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Вводный урок - постановка учебной задачи Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации
Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Формируют экологическое сознание сознание и позитивное отношение к органическому миру
26 Фотосинтез и его значение в жизни растений. Воздушное питание (фотосинтез) Лабораторная работа № 8. Образование крахмала на свету Лекция. Лабораторное исследование. Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.
27
Питание и пищеварение животных
Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Особенности питания животных.
Ферменты. Значение пищеварения. Лабораторная работа № 9 .Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал. Формирование разных способов и форм действия оценки
Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных.
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями
Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Сличают свой способ действия с эталоном. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое
Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Есть устойчивый познавательный интерес к становлению смыслообразующей функции познавательного мотива
Знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
28 Пищеварение у разных групп живых организмов. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Обосновывают связь системы органов между собой Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Сличают свой способ действия с эталоном. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
29 Урок контроля, оценки и коррекции знаний Консультация. Письменная контрольная работа. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Умение работать с разными источниками биологической информации: анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
Оценивают достигнутый результат. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни. Умение конструктивно разрешать конфликты.
30 Дыхание растений Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии
Лабораторная работа № 10.Дыхание прорастающих семян. Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности
31 Дыхание растений Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности
32 Дыхание животных Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов Формирование разных способов и форм действия оценки. Комплексное применение ЗУН и СУД Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают достигнутый результат Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Готовы к выполнению прав и обязанностей ученика
33 Урок контроля, оценки и коррекции знаний Обобщенние и сисиематизация знаний по теме:"Дыхание". Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации.
Оценивают достигнутый результат. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни. Умение конструктивно разрешать конфликты.
34 Передвижение веществ в растительном организме Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Представление результатов самостоятельной работы. Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель. Составляют план и последовательность действий. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
35 Корневое давление Лабораторная работа № 11 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия Называют части проводящей системы растений Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме Осознают качество и уровень усвоения Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия Позитивная моральная самооценка. Любовь к природе.
36 Передвижение веществ в животном организме Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови) Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения Структурируют знания.. Строят логические цепи рассуждений Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
37 Кровеносная система позвоночных животных. Кровеносная система, позвоночных животных её строение, функции Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Характеризуют процесс кровообращения у млекопитающих. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме Оценивают достигнутый результат Умеют слушать и слышать друг друга Умение конструктивно разрешать конфликты.
38 Выделение. выделение у растений и грибов. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и грибов. Выделение у растений Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
39 Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях Устанавливают взаимосвязь между системами Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь между системами Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
40 Обмен
веществ и энергии.
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных. Формирование разных способов и форм действия оценки. Комплексное применение ЗУН и СУД.
Приводят примеры выделительных систем животных Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Осознают качество и уровень усвоения Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Развивают навыки обучения .41 Обмен веществ и энергии у растений и животных. Выделение у растений и животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретных задач Определяют значение выделения в жизни живых организмов. . Устанавливают взаимосвязь между системами органов организма в процессе обмена веществ. Приводят доказательства того, что обмен веществ – важнейший признак живого Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
42 Урок контроля, оценки и коррекции знаний Письменная контрольная работа по теме: передвижение веществ в организме. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Уважение личности и ее достоинства. Доброжелательное отношение к окружающим.
42 Опорные системы животных Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Лабораторная работа № 12 Разнообразие опорных систем животных Представление результатов самостоятельной работы. Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Выявляют признаки опорных систем. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
43 Опорные системы растений Опорные системы растений. Коррекция знаний и способов действий Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений Составляют план и последовательность действий Составляют план и последовательность действий Конструктивно решают конфликты
44 Движение Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Лабораторная работа № 13 Передвижение инфузории - туфельки. Представление результатов самостоятельной работы. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни.
45 Движение Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений Представление результатов самостоятельной работы. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни.
45 Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных.
Р.К Лабораторная работа № 14
Перемещение дождевого червя
Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки Сличают свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом
46 Урок контроля, оценки и коррекции знаний Закрепление и обобщение изученного материала. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Выделение существенных признаков биологических объектов. Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Позитивная моральная самооценка. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;. 47 Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях Называют части регуляторных систем. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
47 Эндокринная система. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Выделяют и формулируют проблему. Осознают качество и уровень усвоения Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Формируют основы социально-критического мышления
48 Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.
Р.К Ростовые вещества растений Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде Устанавливают причинно-следственные связи Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Планируют общие способы работы. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика.
49 Урок контроля и обобщения знаний. Обобщение и систематизация знаний по теме:"Регуляция процессов жизнедеятельности". Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Осознают качество и уровень усвоения. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Позитивная моральная самооценка. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;. 50 Размножение, его виды. Бесполое размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение. Споры. Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, овладение универсальными учебными действиями. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают достигнутый результат. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
51 Размножение растений.
Р.К
Бесполое размножение растений.
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторная работа № 15 Вегетативное размножение комнатных растений. Комплексное применение ЗУН и СУД. Формирование разных способов и форм действия оценки. Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. растений Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Структурируют знания. Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Умеют слушать и слышать друг друга.
52 Половое размножение растений Оплодотворение.. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Представление результатов самостоятельной работы Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий Признают высокую ценность жизни во всех ее проявлениях
53 Половое размножение животных Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Осознают качество и уровень усвоения Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Формируют ответственное отношения к обучению
54 Урок контроля и обобщения знаний по теме. Письменный опрос. Взаимоконтроль. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов Выявляют особенности бесполого и полового размножения животных Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Сличают свой способ действия с эталоном. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Формирование ответственного отношения к обучению. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ.
55 Рост и развитие растений Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга
56 Состояние покоя, его значение в жизни растений. Урок экскурсия. Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих. Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. . Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Экологическое сознание. Знание основных принципов и правил отношения к природе.
57 Рост и развитие животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. .Обобщение и систематизация знаний. Представление результатов самостоятельной работы. Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осознают качество и уровень усвоения. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.
58 Прямое и непрямое развитие Прямое и непрямое развитие. Стадии развития Лабораторная работа № 16.
Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале). Комплексное применение ЗУН и СУД Раскрывают особенности развития животных. Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план Развивают навыки обучения .59 Организм растений как единое
целое
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме растений. Растения и окружающая среда Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
60 Организм животных как единое
целое
Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме животных. Животные и окружающая среда Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток, тканей, органов и их функциями Определяют основную и второстепенную информацию Оценивают достигнутый результат Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Готовы к выполнению прав и обязанностей ученика
61 Контрольная работа № 2 «Жизнедеятельность организмов»
Питание, пищеварение, выделение, дыхание, движение, размножение, координация и регулирование у животных и растений Контроль. Обобщение и систематизация знаний Дают определение терминам и понятиям. Устанавливаю взаимосвязь между строением органов и выполняемыми ими функциями у животных и растительных организмов Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений. Умеют заменять термины определениями Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Осознают ценность здорового и безопасного образа жизни. Ответственно относятся к обучению
Рефлексивная фаза
Организм и среда (5 часов)
62 Среда обитания. Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Строят логические цепи рассуждений. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Испытывают познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение программы
63 Факторы среды Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов Проведение стартовой работы. Вводный урок - постановка учебной задачи Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Строят логические цепи рассуждений. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Составляют план и последовательность действий С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умеют слушать и слышать друг друга Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Испытывают познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение программы
64 Природные сообщества
Р.К Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества.
Демонстрация
Структура экосистемы, моделей экологических систем
Коррекция знаний и способов действий. Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль экосистеме. Устанавливают причинно-следственные связи. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Определяют основную и второстепенную информацию Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений Испытывают потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности
65 Связи в природном сообществе
Р.К
Производители, потребители и разрушители органического вещества. Формирование разных способов и форм действия оценки Прогнозируют последствия изменений в среде обитании на живые организмы Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ.
66 Цепи питания. Виды цепей питания (короткие и длинные пищевые цепи). Практикум. Составляют простейшие цепи питания. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом. Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
67 Повторение и обобщение Живые организмы. Строение животных и растений. Особенности жизнедеятельности живых организмов. Взаимодействие живых организмов со средой обитания Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция, работа над причинами ошибок Объясняют особенности строения растений и животных. Понимают взаимосвязь между внутренним строением органов и систем органов с выполняемыми функциями Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов. Структурируют знания Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности Формируют коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, в процессе учебной, общественной и другой деятельности
68 Итоговая контрольная работа Живые организмы. Строение животных и растений. Особенности жизнедеятельности живых организмов. Взаимодействие живых организмов со средой обитания
Контроль. Обобщение и систематизация знаний Понимают суть понятий и терминов. Знают особенности строения и жизнедеятельности растений и животных Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции Готовы и способны к соблюдению норм и требований школьной жизни. Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
69Наблюдение за природными сообществами.
Р.К Урок экскурсия. Составление цепей питания соснового бора. Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, , структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия. Любовь к природе.
70
Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов
Что мы узнали о строении живых организмов. Презентация знаний.
Общественный смотр знаний. Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.
Работа с "картой знаний". Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов) и процессов
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнении и классификации. Выделяют формальную структуру задачи.
Анализируют условия и требования задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи. Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания.
Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;. Экологическое сознание. Знание основных принципов и правил отношения к природе.