Исследовательская работа Влияние физических нагрузок на успеваемость ученика (начальная школа)


Муниципальный конкурс учебно-исследовательских работ школьников
Влияние физических нагрузок на успеваемость учащихся
Доклад
Выполнен: учениками2 «б» класса МОБУ «СОШ №25» г. Дальнегорска Самарь Алексеем, Кисловым Максимом, Кузнецовой Катей
Руководитель:учитель начальных классов МОБУ «СОШ №25», высшая кв.категорияВижицкая Ольга Викторовна
Дальнегорск, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ_______________________________________________________ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________________________ 7СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ________________________________________________ 8
ВВЕДЕНИЕ
Наше исследование посвящено изучению реакции детского организма на физические нагрузки во время перемен.
И не просто реакции организма, а реакции нашего мозга, мы решили проверить, лучше или хуже ученик отвечает на уроках, если он активно отдыхает на перемене.
Проблемное поле, в рамках которого лежит наше исследование – это влияние двигательной активности ребенка на мозговую деятельность.

Чрезмерная активность между уроками присуща ученикам не только нашего класса, что приводит к столкновениям детей, травмам, ребята даже сбивают с ног учителей… Мы решили посмотреть на эту проблему с другой стороны. Мы считаем данную тему актуальной, так как многие ребята не задумываются, к каким учебным результатам приводит их поведение на переменах.

Объект исследования – физические нагрузки на ученика во время перемены.

Предмет исследования – качество письменных и устных ответов учеников.

Цель исследования – установление влияния физических нагрузок на активность учеников на уроке, понимание ими учебного материала, качество их ответов.

Задачи:
1. Изучить справочные медицинские материалы по данной теме 2. Провести наблюдение за поведением учеников на переменах, за изменением их внешнего вида, за их работоспособностью на уроках.
3. Провести эксперимент, с целью выяснения реакции мозга на чрезмерные физические нагрузки.
4. Обобщить и проанализировать полученные данные.

Гипотеза исследования – возможно, если на перемене ученик активно двигается, то на уроке он отдыхает от физических нагрузок и плохо отвечает, показывает низкое качество знаний.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Имеются данные о том, что систематическая двигательная активность в режиме учебного дня учащихся, положительно сказывается на их психической сфере и умственных функциях.
- Как влияет двигательная активность на наш организм?
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в сосуды. Кроме того во время работы в кровоток  включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует  по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.
     Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается  “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Чем больше движений совершает ребенок, тем лучше у него развивается кора головного мозга, управляющая всей жизненной деятельностью. Посредством движений человек познает окружающий мир, у него вырабатываются и совершенствуются двигательные навыки, формируется психика. Чтобы способствовать общему развитию и укреплению организма детей, полезно применять физические упражнения, которые благотворно действуют на центральную нервную систему. В результате их влияния дети становятся активнее, внимательнее; улучшается согласованность (координация) движений; создается бодрое, радостное настроение.
- А всегда ли это так?
Нет. Чрезмерные нагрузки, могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.
Для проверки своей гипотезы мы провели наблюдение за поведением учеников на переменах, за изменением их внешнего вида, за их работоспособностью на уроках.
Не все ученики нашего класса после перемены выглядели опрятно, не все могли включиться в работу на уроке.
Мы решили выяснить, в чём же причина?
Нами был проведен эксперимент. Мы определили дни, в которые группа учеников подвергалась тяжелым физнагрузкам на перемене и дни, когда эти ученики проводили перемены за тихими играми.
Таблица №1 «Реакция организма ученика на двигательную активность»
ФИ испытуемых Активный отдых Спокойный отдых
Частота дыхания, вдохов/мин Пульс,
удар/мин. Внешний вид Частота дыхания,
вдохов/мин. Пульс,
удар/мин. Внешний вид
Бауло Дмитрий 66 110 - 26 86 +
Белый Роман 62 120 - 30 88 +
Биткина Екатерина 60 108 + 28 80 +
Воронова Анастасия 60 110 + 26 82 +
Ещенко Алина 60 108 + 26 78 +
Кузнецова Екатерина 62 108 + 30 86 +
Пителин Назар64 120 - 26 88 +
Сербина Сабина 60 108 - 28 88 +
Тимошенко Владислав 64 110 - 28 90 +
Холодарь Максим 64 100 - 26 86 +
Средние данные: 62 109 27 85 В эксперименте участвовало 10 учеников.
Норма частоты дыхания ребенка 8-9 лет: 25-31.
Частота сердечных сокращений (пульс), в норме – 83-90 уд/мин.
Из таблицы видно, что в дни, когда испытуемые активно отдыхали на переменах, количество их вдохов-выдохов была вдвое выше нормы. В дни, когда отдых был спокойным, частота дыхания соответствовала норме.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) после активного отдыха на 27% превысила норму, при пассивном отдыхе ЧСС в норме.
Шесть человек после активно проведенных перемен имели растрёпанный внешний вид.
Далее, продолжая наш эксперимент, мы проверили качество усвоения учебного материала в виде устного и письменного опроса.
Таблица № 2 «Оценки за устные и письменные ответы учеников»
ФИ испытуемых После активного отдыха После спокойного отдыха
Оценки за устные ответы Оценки за письменные ответы Оценки за устные ответы Оценки за письменные ответы
Бауло Дмитрий 3 3 4 3
Белый Роман 2 4 3 4
Биткина Екатерина 3 4 5 5
Воронова Анастасия 4 5 5 5
Ещенко Алина 2 3 4 4
Кузнецова Екатерина 3 5 5 5
Пителин Назар2 3 4 3
Сербина Сабина 2 3 4 4
Тимошенко Владислав 3 4 5 5
Холодарь Максим 2 2 3 3
Средний балл: 2,6 3,6 4,2 4,0
Качество, % 10 50 80 70
По результатам эксперимента видно, что качество ответов улучшилось у всех учеников, при опросе после спокойного отдыха на перемене по сравнению с опросом учеников после активно проведенных перемен.
Анализируя средний балл по устным ответам можно сказать, что повышение качества знаний произошло на 81%, анализируя средний балл по письменным ответам, качество знаний улучшилось на 56%.
Качество устных ответов у всех 10 испытуемых (100%)зависит от физических нагрузок, полученных на перемене.
Качество письменных ответов у 5 испытуемых (50%) не зависит от физических нагрузок, полученных на перемене.
Для большей наглядности мы отразили результаты в диаграмме
-233680434975 «Зависимость качества устных и письменных ответов учеников от вида отдыха на переменах».
Из диаграммы видно, чем выше частота дыхания и частота сердечных сокращений, тем ниже качество ответов учеников, особенно ответов устных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сравнительный анализ таблиц позволил выявить детей, у которых качество устных ответов зависит от физических нагрузок, полученных на перемене (100% испытуемых) и детей, у которых качество письменных работ не зависит от физнагрузок (50% испытуемых).
Наша гипотеза нашла свое подтверждение:
Действительно, большинство испытуемых учеников нашего класса, если активно проводят время на перемене (бегают, играют в «догонялки», и т.д.), то плохо отвечают на уроке, забывают материал, не понимают, о чём спрашивает учитель, показывают низкое качество знаний.
Бауло Дима, один из испытуемых, после физических нагрузок на перемене даже забыл своё место в классе. А Кузнецова Катя, после очередной порции физических нагрузок сказала: «Ох, и устаю я от этого эксперимента!»
В заключении мы хотели бы произнести слова Конфуция:
"Что я услышал - я забыл.
Что я увидел - я помню.
Что я сделал - я знаю".

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Колесов В.Д., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 9-10 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1989. 191 с., с. 29.
www:mamochka.kz
0zd.ru/medicina/vred_gipodinamii_i_polza_dvigatelnoj.html