Исследовательская работа «Влияние физминуток на здоровье школьников.»
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Влияние физминуток
на здоровье школьников.
исследовательский реферат
Выполнила: Лахина Варвара
ученица IVА класса
Научный руководитель:
Филимонова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
г. Минусинск 2012
Содержание
Аннотация
Введение.3
I. Глава Физминутка 4
1.1.Что такое физминутка.....4
1.2.Основные задачи физминутки...5
II. Формы проведения физминуток и их виды .........8
2.1. Формы проведения физминуток ...................................................0
2. 2. Виды физминуток............................................................................00
2.3. Комплекс упражнений. Упражнения для кистей рук.................00
2.4. Зрительная гимнастика....................................................................00
2.5. Гимнастика для улучшения слуха..................................................00
III. Исследование.....00
Заключение.......00
Литература...00
Приложение.00
Введение
В последнее время в школе увеличивается количество часто болеющих детей, детей с неправильной осанкой и ослабленным зрением. Почему это происходит? Ответ прост. На это влияет образ жизни современного ребёнка. Дети всё меньше времени уделяют прогулкам, подвижным играм, предпочитая им просмотр телевизора и компьютерные игры. А в 6-7 лет ребёнок садится за школьную парту и нагрузки на его неокрепший организм возрастают. Чего стоит, например, просидеть без “шалостей” целый урок, да не один, а 3 или 4 и при этом не отвлекаться. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников. Одним из обязательных условий организации урока являются физминутки.
Актуальность моего исследования обусловлена потребностью общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
Тема исследования: «Влияние физминуток на здоровье школьников»
Объект исследования: физминутка
Предмет исследования: восстановление физических и духовных сил ученика с помощью физминутки.
Цель: изучить влияние физминуток на здоровье школьников
Задачи исследования:
определить в чем основная задача физминутки;
выяснить, как влияет физминутка на здоровье и работоспособность ученика;
рассмотреть различные формы проведения физминутки.
составить сборник физминуток в помощь учителям начальных классов.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что физминутка является кратковременным, но эффективным этапом урока для сохранения работоспособности и укрепления здоровья учащихся
Методы исследования: изучение литературы, наблюдения, проведение анкетирования, эксперимент.
I.Глава. Физминутка
1.1. Что такое физминутка
Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха, минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости, отрицательных воздействий от длительных нагрузок, активизацию внимания учеников и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог считает своим долгом, в ходе занятий, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учеников и продуктивность занятий.
2. Основные задачи физминутки
Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена. В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать. Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, и конечно же на физминутках.
Занятия с детьми по обучению грамоте, математике, изобразительной деятельности, да и просто просмотр телевизионных программ, мультфильмов часто происходят за столом, на полу или в кресле, то есть в неподвижном состоянии. Но длительное нахождение в одной позе, одном положении для детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, очень тяжелая нагрузка, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается внимание, теряется интерес к занятию, что, конечно, отрицательно влияет на их эффективность.
Особенно утомительна для детей этого возраста длительная однообразная работа или задания, которые не вызывают у них живого интереса, а необходимые для их выполнения волевые усилия еще недостаточно развиты.
Во время занятий с детьми следует часто менять виды деятельности, заинтересовывать их каким-то ярким, необычным предметом или разнообразить часто повторяющиеся действия, задания каким-то новым, привлекательным для ребенка элементом. Следовательно, важно предупредить возникновение утомления, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств.
Одним из эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другое, давая отдых задействованным в ней нервным центрам, восстанавливают работоспособность детей.
Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом занятии. Они проводятся в середине занятия в течение 1-3 минуты в виде игровых действий. Очень нравятся детям подражательные упражнения, сопровождающиеся стихами и по возможности связанные с темой и содержанием занятия. Но главное, чтобы движения были простыми, доступными и интересными ребенку, достаточно интенсивными, влияющими на многие группы мышц, но не чрезмерными.
В комплексы физкультурных минуток включаются, как правило, 4-5 упражнений с общей продолжительностью их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение - потягивания, второе - третье для мышц шеи и рук, четвёртое - для мышц туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения рекомендуется выполнять в положении сидя или стоя. Комплексы упражнений меняются один раз в две недели.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активизируя сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшая кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Они помогают переключить деятельность детей, снимают усталость. А тематические физминутки, так же способствуют закреплению темы занятия.
II. Формы проведения физминуток и их виды
2.1. Формы проведения физминуток
Предлагаются различные формы проведения физминутки:
подвижная игра;
имитация трудовых действий;
произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.
Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразными, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность.
Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
2.2. Виды физкультминуток
упражнения для снятия общего или локального утомления:
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
. Комплекс упражнений. Упражнения для кистей рук.
Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Что может помочь в этом случае?
Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.
Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”
Соедините пальцы обеих рук так, будто в руках держите маленький шарик, и постепенно начинайте шарик надувать. Шарик увеличивается, и пальчики разводятся в стороны.
Раскройте ладошку, поставьте её перед собой и постукивайте пальцами другой руки, изображая бег лошадок.
Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук. (Приложение)
2.4. Зрительная гимнастика.
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения. Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Варианты упражнений для зрительной гимнастики разнообразны. Благодаря информационно-компьютерному оснащению учителя имеют возможность проводить зрительные физминутки. (Приложение.)
2.5. Гимнастика для улучшения слуха.
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обоих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
III. Исследование.
Мы провели в стенах школы ещё только 4 года, а сколько ещё впереди! И поэтому мы должны формировать правильное бережное отношение к своему здоровью. В процессе исследовательской работы я наблюдала и делала выводы.
Учебный день в нашем классе начинается с утренней гимнастики.
Практически на каждом уроке проводится физминутка.
Для моего исследования я попросила ребят провести эксперимент. Мы договорились с одноклассниками не проводить гимнастику перед уроками и физминутки на некоторых уроках.
У детей через 20 минут после начала урока появились признаки утомления. Выражались они по-разному: кто-то стал зевать, некоторые стали отвлекаться, другие не могли ориентироваться в заданиях. Одни почесывали голову, другие раскачивались на стуле, играли – постукивали карандашом или ручкой, лежали на парте и так далее.
Мы не успевали что-нибудь выполнить до звонка. После таких уроков мы старались активно проводить перемену: танцевали в классе или играли в коридоре.
На уроках, на которых проводились физминутки, отмечалась активность учащихся на уроке, а также улучшение настроения учеников.
Для объективности выводов своего исследования провела среди одноклассников анкетирование.
На вопрос: «В какой части урока нужна физминутка? В начале урока, в середине, в конце?» мнения разделились так: 4 человека считают, что физминутка нужна в начале урока, трое ребят думают, что лучше проводить физминутку в конце урока, остальные 16 выбрали начало и середину урока.
На вопрос: « Физминутки на уроках мешают?» почти все ответили нет и только троим физминутка мешает.
Следующий вопрос: «Физминутки на уроках помогают?» набрал 20 положительных ответов!!! Моим одноклассникам физминутки помогают!
И только двое ребят считают, что физминутка нужна для отдыха. 16 ребят считают, что работоспособность после физминутки повышается и почти все уверены, что она оказывает хорошее влияние на наше здоровье. На диаграмме хорошо видно, что большая часть класса за проведение музыкальных физминуток и абсолютно всем нравятся электронные физминутки.
Заключение
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Ограничение движений может привести к задержке психического и речевого развития ребенка. Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей любого возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм являются физкультурные минутки.
Мне стало понятно значение физкультминуток. Оно заключается в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают наши силы. Физкультминутки необходимы не только для настроения, но и для правильного кровообращения в нашем организме, для снятия напряжения.
Начиная исследование, я предполагала, что физминутка является кратковременным, но эффективным этапом урока для сохранения работоспособности и укрепления и нашего здоровья. Моё предположение подтвердилось наблюдениями, анализом анкетирования.
Литература
Антонов Ю.Е., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология 21века», 2007.
Исаева С.А., «Физкультурные минутки в начальной школе», Москва, 2006.
Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для школьников», Москва, 2008.
Погадаев Г.И. «Физкульт – Ура!», Москва, 2003.
Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. «Физкульт-привет минуткам и паузам!» Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. - СПб.:"ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2006.
Смирнов Н. Учиться должно быть удобно //Ж. «Здоровье детей» - 2005, №1
Сухомлинский В.А. «О воспитании», Москва, 1973.
Приложение
Упражнения для кистей рук.
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Варианты танцевальных физминуток
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Упражнения для зрительной гимнастики
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Упражнение для мобилизации внимания
Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.
правую руку на пояс, левую руку на пояс;
правую руку на плечо, левую руку на плечо;
правую руку вверх, левую руку вверх;
хлопки руками над головой;
опустить левую руку на плечо, правую руку на плечо;
левую руку на пояс, правую руку на пояс;
хлопки руками по бедрам.
Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.
Упражнения для отдыха мелких мышц рук и позвоночника
Есть физминутки, которые совмещают отдых мелких мышц рук и позвоночник:
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Можно также регулировать темп физминутки - замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретают шуточный оттенок.
Отдых можно сочетать с закреплением пройденного материала. Например, изменим знакомую игру “Летает, не летает” и при изучении глаголов на уроке русского языка будем поднимать руки вверх, если слово – глагол, и опускать вниз – если другая часть речи.
Танцевальные физминутки.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
Исходное положение - стойка ноги врозь, руки за голову:
резко повернуть таз направо;
резко повернуть таз налево.
Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Анкета
№ п/п
Вопрос
Да
Нет
1.
Физминутки на уроках мешают ?
3
20
2.
Физминутки на уроках помогают?
20
3.
Основная задача физминутки отдохнуть?
2
21
4.
Влияет ли физминутка на работоспособность ученика?
16
7
5.
Влияет ли физминутка на здоровье ученика?
22
6.
Обязательно ли музыкальное сопровождение для проведения физминутки?
17
6
7.
Тебе нравятся электронные физминутки?
23
8.
В какой части урока нужна физминутка? В начале урока, в середине, в конце? (нужное подчеркнуть)
13PAGE 15
13PAGE 141515
Заголовок 1Заголовок 215