Исследовательская работа: Определение биоритмов человека и их влияние на здоровье


ЦО «Русская школа»г. ВидноеМосковской обл.Исследовательская работаОпределение биоритмов человека и их влияние на здоровье Выполнил: Леонов М. 5 класс Руководитель: Гущина М.И.Учитель биологии ВКК.2014 Любое живое существо, в том числе человек, содержит внутри себя своеобразные часы... В.Н. Ягодинский Цель: изучение биологических ритмов и выявление их влияния на здоровье и интеллектуальную деятельность человека.Задачи: - Провести анкетирование учащихся старших классов.- Распределить их по хронобиологическому типу. - Построить диаграмму хронобиологических типов и графики трудовой активности. - Разработать рекомендации для учащихся, которые помогут им сохранить свое здоровье, используя знания о своем хронобиологическом типе.- Выявить влияние биоритмов на успеваемость школьников.Гипотеза: наше состояние, настроение, работоспособность зависит от того, кем мы являемся по хронобиологическому типу. Если у учащихся нет возможности организовать режим дня с учетом своего хронобиологического типа, то их успеваемость снижается. Методы: - Метод отбора и анализа литературы по данной теме; - Метод тестирования; - Метод обработки полученных данных; - Метод сравнительного анализа. Биологические ритмы — это закономерное воспроизведение через определенные промежутки времени какого-либо состояния организма. Работа меня заинтересовала тем, что в течение дня я чувствовал, как меняется моя активность.Я чувствовал прилив энергии утром и усталость вечером. Я думал, что это просто усталость. Но когда я прочитал информацию о биоритмах, мнезахотелось выяснить, возможно причиной этого являются биоритмы. Школа у нас маленькая. В ней учатся всего 106 человек. Из них в среднем звене, которое я взял для тестирования, 45 человек. Постоянно работающих учителей – 15 человек.Свой 4 класс я взял для проверки зависимости успеваемости от хронобиологического типа. Исследование проводились с 10 по 14 марта 2014 года.Всего испытуемых: 60 человекВозраст- 11-16 лет и учителя разного возраста.Предварительно был произведен опрос самочувствия школьников, выявил следующие проблемы: многие жаловались на сонливость, снижение концентрации внимания, на повышенную утомляемость, плохое настроение, тревожность, головную боль.Гипотеза: возможно подобные симптомы — это результат несовпадения биоритмов с учебным графиком и неправильного распределения рабочего времени учащимися. Для определения хронобиологического типа использовался тест. Результаты тестирования. По характеру суточных биоритмов физической активности люди делятся на три типа: утренний («жаворонки»), вечерний («совы»), дневной («голуби»).Если вы «голубь», то пик активности приходится на 15 часов, если «жаворонок», то время наивысшей работоспособности падает на 12 часов, «совам» рекомендуется выполнять тяжелую работу в 17-18 часов. Факторы, нарушающие биоритмы: перелеты в разные часовые пояса, сменная работа, изменение привычных условий жизни (для детей – начало занятий в школе, переход из одной смены в другую и т.д.) 1. Количество аттестуемых 452. Отличников 63. Успевающих на «4» и «5» 224. Общее количество «отличников» и «хорошистов 285. Количество учащихся с одной «3» 66. Неуспевающих 07. Качество знаний 63%8. Уровень обученности 100% В коллективе преобладают «жаворонки». «Сов» немного. Коллектив очень работоспособный, настроенный позитивно, конфликтов практически нет. У всех хорошее настроение. Отличников – 1, хорошистов – 10, качество знаний – 63%«Сов» очень мало, а для «жаворонков и голубей» рабочий график подходящий.Класс очень энергичный, позитивно настроенный. Хорошая мотивация к обучению.«Совы и жаворонки» примерно в одинаковом соотношении, близком к половине.Отличников – 2, хорошистов – 2, качество знаний – 27%. Очень энергичный, неутомимый класс. Избыток эмоций идет в ущерб обучению. Слабая мотивация к обучению. «Жаворонков» нет, Отличников - нет, хорошистов – 3, качество знаний – 43%.Невнимательны на уроках, на лицах следы недосыпания.«Жаворонков» нет, Отличников - нет, хорошистов – 4 качество знаний – 57%.Невнимательны на уроках, на лицах следы недосыпания. «Жаворонков» - нет.Отличников – нет, хорошистов – 3. Качество знаний – 75%Невнимательны на уроках, на лицах следы недосыпания.Мотивация к обучению высокая, но хорошие результаты даются им с трудом. Свой 4 класс я взял для проверки гипотезы влияния хронобиологического типа на успеваемость.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Ф.И.ХронотипУспеваемость1Авдеенко МаксимГолубь2Градскова ТаняЖаворонокхорошист3Давитулиани АленаЖаворонок4Иванов АкимЖаворонокхорошист5Коровенков Владжаворонокотличник6Купарев Иванжаворонок7Леонов Мишажаворонокотличник8Лялин Даниилжаворонокхорошист9Лупков Богданжаворонокхорошист10Мурашкин Евгенийжаворонокхорошист11Нестеров Ваняжаворонок Класс практически состоит из «жаворонков». Качество знаний 63%. Однако мы видим, что при хронобиологическом типе «жаворонок» успеваемость самая различная. Как видим, гипотеза о зависимости хронотипа и успеваемости не подтверждается. Гораздо большую роль в обучении играет мотивация.  Выводы: Из диаграмм и анализа успеваемости видно, что хронотип влияет на успеваемость только частично. Если у ребенка высокая мотивация к обучению, то он будет учиться хорошо, но при этом происходит насилование организма. Такие дети часто болеют, у них ослаблен иммунитет.Среди хорошо успевающих детей преобладают «совы и голуби» В 7,9 и 10 классах нет «жаворонков», преобладает хронобиологический тип – «голубь», рекомендуется начинать занятия со 2 или 3 урока. Все контрольные и самостоятельные работы необходимо проводить ближе к полудню. В 5 классе преобладают «жаворонки», здесь рекомендуется начинать занятия с 1 урока и все контрольные работы проводить с утра.Учитывая тот факт, что среди учителей преобладают «жаворонки и голуби» рекомендуется ставить уроки в первой половине дня. Учителям – «совам», наоборот, уроки ставить со второй половины дня. Если этого не учитывать, то в последствии люди, которые вынуждены идти наперекор своим биоритмам приобретут множество заболеваний, которые можно достаточно просто избежать. Рекомендации: Выявив свой хронобиологический тип, необходимо так планировать дневной график, чтобы с высшей интенсивностью трудится именно в часы «пик». И, наоборот, не «насилуйте» свой организм сильными нагрузками в период, когда главные показатели понижаются до минимума. Как правило у «сов» пора наименьшей активности приходится на 7-11 часов, у «жаворонков» - на 19. В такое время организм функционирует в режиме отдыха и совершенно не готов к затрате энергии. Ничего, кроме переутомления тяжелая работа в эти часы не дает. Соблюдение биоритмов — один из способов сохранить здоровье. Литература 1. Purves D. et al (2004). ‘’Neuroscience’’. Sinauer Associates, Inc. Publishers Sunderland, Massachusetts U.S.A 2. McClung C. (2006). ‘’Plant Circadian rhythms’’ Katrin | Рубрика: ,Режим дня. Организм человека, гармония3. http://window.edu.ru/resource/942/58942. Сборник практических работ "Физиология человека". Автор/создатель: Фалова О.Е. 2007.4. А. А. Путилов, «Совы», «жаворонки» и другие люди. О влиянии наших внутренних часов на здоровье и характер». Новосибирск, Сибирское университетское издательство, 2003.