Конспект урока по русскому языку на тему Три типа склонения имён существительных(4 класс)


Тема урока:
Три типа склонения имён существительных Школа:
ГУ « Арзамасская средняя школа»
Дата: 14 октября 2015 г. Ф.И.О. учителя: Сорокина С.В.
Класс: 4 Количество присутствующих:__ Количество отсутствующих:___
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке научатся определять тип склонения имени существительного; правильно определять тип склонения в косвенных падежах, определять падежи существительных, выполнять синтаксический разбор предложения.
Цели обучения: Закреплять знания о типах склонения имен существительных; познакомить с алгоритмом определения склонения имени существительного
Воспитание интереса к русскому языку, культуре учебного труда на уроке
Критерии успешности: Критерии урока разрабатываем совместно с учениками
Языковая цель: Учащиеся могут применять полученные знания на практике, работать в группе, рассуждать, вносить предложения, аргументированно доказывать свою точку зрения, анализировать, критически оценивать себя и товарищей,
Ключевые слова и фразы: доброта
Стиль языка, подходящий для диалога(письма) в классе:
Вопросы для обсуждения: Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?  Какие ассоциации у вас вызывает это слово?
Подсказки:
Предыдущее обучение: Роль существительного в предложении.
План
Планируемые сроки Планируемые действия Ресурсы
Эмоциональный настрой:
1 мин
Вызов
5-7 мин
Цель: установить контакт
Наш урок мне хотелось бы начать вот с таких слов: Прикоснись ко мне добротой, И болезни смоет волной, И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой… - Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?  Какие ассоциации у вас вызывает это слово? ……….
Молодцы, ребята! А вот в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, стремление делать добро другим». -Я предлагаю вам посмотреть один видеоролик.
Удачи всем! Мы начинаем урок!
Минутка чистописания
Пропишите в своих тетрадях следующие буквосочетания: Какое это соединение?
276860-317500
- Посмотрите в тетради друг друга и определите, у кого из вашей группы соединения получились более ровные и каллиграфически верные? Ассоциации к слову «ДОБРОТА»
Видеоролик «Дорогою добра»
ИД, ноутбук
Эл.программа «Чистописание»
Осмысление
3-5 мин
1) -А теперь скажите, какой частью речи является слово доброта?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Назовите непостоянные признаки имён существительных? (число, падеж)
-Назовите постоянные признаки имён существительных? (одуш., неодуш., собст., нариц., род, склонение)
-Что такое склонение? (изменение по падежам)
-А сколько падежей в русском языке?(6)
Сценка
Спросили Лежебокина.
А ну-ка, расскажи,За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи?Давным-давно все школьникиИх знают на зубок.Их за два года выучитЛишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя винаПусть им, сперва, ученыеИзменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться, а тем болееТворить я не хочу!Такой падеж как дательныйЯ с детства не терплю:Давать, делиться, чем- нибудьС друзьями не люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходиться выдумыватьКакой ни будь предлог.А на падеж винительныйИ вовсе я сердитОтец во всякой шалостиВсегда меня винит.
-Да, переделка, кажетсяСерьезная нужнаА сам ты мог бы новыеПридумать имена?
-Давно придумал:
Взятельный,
грязнительный,
лежательный,
грубительный и,
наконец, простительный.
- Правильно ли были названы падежи?
- Назовите все падежи.
-А сколько склонений у им. сущ.? )-А теперь вы можете сказать какая тема сегодняшнего урока?
-Как вы думаете, какая цель нашего урока?
2)Работа по таблице
Составление модели «Склонение существительных»
Для того чтобы изучить новый материал, повторим ранее изученный и составим модель склонений имен существительных.
Цель: составить таблицу, распределив окончания
Склонение 1-е 2-е 3-е
Род Ж.р.
М.р.
М.р.
С.р. ж.рОкончание -а, -я□, -о , -е □
3.Составим алгоритм определения склонения им. сущ.
1479559144000
Поставить имя существительное в Н.Ф.
13843030099000
Определить род существительного
1479559715500
Выделить окончание
14795531051500
По роду и окончанию определить склонение.
4.Физкультминутка
25101551333500Если я назову существительные первого склонения, вы будете хлопать в ладоши,
50806032500
Если существительные второго склонения – топать,
Если существительные третьего склонения - махать руками вверху.
2279650-69405500Слова: слон (2 с.),дочь (3с.) речка (1с.), метель (3с),сокол (2с.), нос (2с.), земля (1с.)
5.«Сортировка». Распредели слова в три столбика по склонениям . Цель: выявить, насколько хорошо ученики усвоили материал.
Работа с деформированным текстом
Из слов каждой сточки составь и напиши предложение. Определи род и склонение имён существительных ед.ч. . Выполни синтаксический разбор предложения
Индивидуальная работа с электронным тренажёром (*А, ***С)
у обучающихся даны заготовки таблицы и карточки со словами «склонение», «род», «окончание».
ИД- алгоритм
на доске картинки –помощники
Учебник с. 51 упр.135
Учебник с. 52 упр.136
Эл.тренажёр «Существительное»
Рефлексия
4-5 мин. После записи двух последних предложений повеяло немного холодом. Наш урок хочется закончить такими словами:
Добрые слова – корни,  Добрые мысли – цветы,   Добрые дела – плоды,   Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Д/з с.52 упр.137