Путешествие в Древний Египет


Путешествие в Древний Египет
Урок-спектакль (5 класс)
История Древнего Египта всегда привлекала учащихся. Данный сценарий может быть реализован на повторительно-обобщающем уроке, который завершается изучением темы «Древний Египет», или на исторической встрече для пятиклассников. Подобные инсценировки не только способствуют формированию интереса к истории, но и создают эмоциональный фон, благоприятный для усвоения материала. Включенные в сценарий проблемные вопросы, обращенные к залу, классу, поддерживают интеллектуальное напряжение , побуждающее учеников ощущать себя не столько пассивными зрителями, а воспринимать происходящее на сцене как занимательные действия.
Оформление спектакля. Интерактивная доска, слайды. Можно использовать картины, изображающие Древний Египет, или самодельные декорации: искусственные и живые цветы, рисунки. Костюмы и декорации создаются самими школьниками.
Сценарий
На темной сцене высвечивается фигура Первой девочки. Она в школьной форме, с учебником истории в руках.
Первая девочка. Опять историю надо учить. А параграф-то какой большой! (Листает учебник.) Про Древний Египет…(подходит к зеркалу, гримасничает.)
Фараоны, жрецы, пирамиды - ну кому сейчас это все нужно?!
Конечно, в Египет попасть я бы не отказалась. Солнышко, песочек. Красота!
Звучит тревожная музыка3 из-за зеркала выходит Вторая девочка в древнеегипетском наряде.
Первая девочка. Ты кто?
Вторая девочка. Я - это ты, вернее - ты в твоей прошлой жизни!
Первая девочка. Ну да! Так не бывает!
Вторая девочка. Еще как бывает. Древние философы учат, что все мы уже жили , только в другой стране и в другое время. Вот ты уже жила на свете в Древнем Египте на берегах Нила около четырех тысяч лет тому назад. И я рассказывала тебе о твоей прошлой жизни.
Первая девочка. Да? Я слышала, что есть такие компьютеры, достаточно заложить туда данные о дне, месяце и годе твоего рождения, и они выдадут тебе гороскоп. Но чтобы такое…
Вторая девочка. Закрой глаза и сосчитай до десяти. Мы перенесемся сейчас в Древний Египет.
Первая девочка считает, на экране меняются слайды.
Первая девочка.
Как картинка из книжки старинной.
Услаждавшей мои вечера.
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
И каналы, каналы, каналы,
Что несутся вдоль глиняных стен,
Орошая Дамьетские скалы
Розоватыми брызгами пен.
И такие смешные верблюды,
С телом рыб с головками змей,
Словно дивные, древние чуда
Из глубин пышно-цветных морей.
Вот каким ты увидишь Египет
В час божественный трижды, когда
Солнцем день человеческий выпит
И, колдуя, дымится вода.
Вторая девочка. Да ты стихами заговорила?! Только ты ошибаешься. В Древнем Египте верблюдов не было.
Первая девочка. Как же не было. Когда поэт Николай Гумилев про них писал, это ведь его стихи я сейчас читала.
Вторая девочка. Ну, если ты мне не веришь, давай обратимся к эксперту. Этого ученого называли первым египтологом .Египтолог. Я с удовольствием вам помогу. Я родился в 1790 г. Во Франции. Мой старший брат был ученым-историком. Чтобы быть на него похожим, я уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлекаться древней историей. В семнадцать лет я стал членом Французской академии наук. Я знаю латынь, древнегреческий, арабский, коптский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся мое открытие меня действительно назвали первым египтологом. Может быть, кто-нибудь из зала скажет: как меня зовут и что за открытие я сделал? (Следуют ответы из зала.)
Совершенно верно. Я, Жак Франсуа Шампольон. Первым расшифровал египетские иероглифы. Я буду иногда задавать вам вопросы. За каждый правильный ответ мои помощники будут давать вам карточку. В конце спектакля победителей ждет сюрприз.
Вот второй вопрос. Рассудите поспоривших девочек: были ли в Древнем Египте верблюды? (Ответ из зала) Действительно, не было, Гумилев побывал в Египте в начале XX столетия и, конечно, мог видеть верблюдов, которых в VII в. в страну завезли завоеватели-арабы. Древние же египтяне верблюдов не знали.
Первая девочка. Ой, смотри, там идет войско. Давай послушаем, о чем поет войны.
На сцене появляются Войны с щитами и копьями; впереди идут флейтисты, они играют, а воины поют.
Войны
Это войско вернулось с удачей,
Оно взрыло страну Хериуша.
Это войско вернулось с удачей,
Оно разграбило страну Хериуша.
Это войско вернулось с удачей,
Оно повергло ее крепости.
Это войско вернулось с удачей,
Оно срубило ее смоквы и лозы.
Это войско вернулось с удачей,
Оно сожгло ее поселки.
Это войско вернулось с удачей,
Оно там поразило десятки тысяч отрядов.
Это войско вернулось с удачей
Оно привело многие отряды в плен.
За войском идут скованные цепью Рабы; один из них выходит на передний план.
Раб.
Я жалкий раб царя, с восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой – единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Меня с лица земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда;
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.
Надсмотрщик плетью прогоняет раба и уходит за ним, На экране появляется изображение пирамиды.
Первая девочка. Смотри, пирамида. Давай заглянем внутрь.
Египтолог. Кстати, ребята, ответьте на такой вопрос : почему первые фараоны не строили пирамид, потом их начали возводить, а еще позднее перестали?
Сидящие в зале предлагают варианты ответов. После этого свет гаснет. На сцене появляются Девочки; они передвигаются на ощупь.
Первая девочка. Эй! Ты где? Отзовись
Вторая девочка. Темно! Душно! Жутко!
Первая девочка. А ты знаешь что-нибудь про проклятие фараонов?
Вторая девочка. Может быть, об этом нам расскажет господин Шампольон?
Египтолог. Нет ничего лучше. Чем свидетельство очевидца. Послушаем английского археолога Говарда Картера.
Картер. Осенью 1922 г. Я обнаружил в Долине царей гробницу фараона Тутанхамона. 17 февраля 1923 г. Финансировавший экспедицию лорд Карнавон и я в присутствии нескольких приглашенных вскрыли усыпальницу. Кроме саркофага там находилось множество драгоценностей. В погребальной камере я наткнулся на глиняную табличку. На ней было написано: »Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона». Шесть недель спустя 57-летний лорд Карнавон внезапно скончался; в момент его смерти во всем Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом имении лорда его любимый пес взвыл и рухнул замертво. На протяжении года совершенно внезапно умерли еще пять человек, побывавших в гробнице. То же произошло и с двумя врачами-патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов.
Вторая девочка. Все! Я больше шагу не сделаю. Возвращаемся!
Первая девочка. Ну уж нет! Раз мы здесь, я без сувенира не уйду. Проклятье фараонов? А про драгоценности ты слышала? Вот, кажется, и саркофаг.
На сцене саркофаг, он открывается, и появляется забинтованная Мумия.
Мумия.
Я-мумия, мертвая мумия, покровами плотными сдавленный ,Столетья я сплю бестревожно, не мучит ни злом, ни усладой,
Под маской на тайне лица,
И, в сладком томленье раздумий, в покой мой, другими оставленный.
Порой, словно тень, осторожно приходит с прозрачной лампадой,
Любимая внучка жреца.
В сверкании лала и золота, одета святыми уборами,
Она наклоняется гибко, целует недвижную маску
И шепчет заклятье любви…
На сцене появляется Девочка в египетском одеянии с зажженной свечой.
Девочка со свечой
Ты, спящий в гробнице расколотой! Проснись под упорными взорами,
Привстань под усталой улыбкой, ответь на безгрешную ласку,
Для счастья, для мук оживи!
Первая девочка. Фу, еле выбрались. Ну и страху в этой пирамиде натерпелись.
Египтолог. Ребята! Вот новые вопросы, Что такое мумия? Зачем египтяне делали мумии? (Следуют ответы)
Первая девочка. Смотри, там кто-то идет по дороге.
На сцене появляется одетый в белое жрец.
Жрец.
Я жрец исиды светлокудрой ,Я был воспитан в храме Фта,
И дал народ мне имя - Мудрый,
За то, что жизнь моя чиста.
Первая девочка. А кто это-Исида?
Жрец. Как? Вы не знаете историю об Исиде, Осирисе и злом Сете? Так посмотрите, я оживлю для вас росписи моего храма. (Балет или пантомима на теме упомянутого мифа)
Египтолог. Ребята, а кто опишет словами то, что вы увидели сейчас на сцене, рассказанное языком танца?
Вопрос залу. А каких еще богов вы можете назвать?
Школьники вспоминают миф об Осирисе и Исиде
Вторая девочка. Смотри, по Нилу кто-то плывет в лодке.
Первая девочка. Давай подслушаем, о чем они говорят.
На сцене появляется Писец и его Сын; на уровне пояса они держат большую лодку из картона, ноги закрывает голубая материя, изображающая воду.
Вторая девочка.
Сфинкс улегся на страже святыни
И с улыбкой глядит с высоты,
Ожидая гостей из пустыни.
Посети же Египет и ты.
Первая девочка. Интересно, а что стало потом с этим могущественным государством?
Вторая девочка. Его завоевали еще более могущественные соседи. Одним из них было государство Ассирия.
Рабы выносят на сцену кресло с ассирийским царем; за креслом становится раб с опахалом.
Царь Ассаргадон
Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон,
Владыки и вожди, вам говорю я: горе!
Едва я принял власть, на нас восстал Сидон,
Сидон я ниспроверг и камни бросил в море,
Египту речь моя звучала, как закон,
Элам читал судьбу в моем едином взоре,
Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон,
Владыки и вожди, вам говоря я : горе!
Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?
Деянья всех людей - как тень в безумном сне,
Мечта о подвигах – как детская забава.
Я исчерпал до дна тебя, земная слава!
И вот стою один, величьем упоен,
Я, вождь земных царей – Ассаргадон.
Египтолог. Древнеегипетское государство погибло, но его культурное наследие не исчезло. Достижения египетских ремесленников и жрецов-ученых были усвоены соседними народами. И сейчас мы пользуемся многими из них. Например, мы делим год на 365 дней, как это делали египтяне. Мы знаем, что кроме звезд есть планеты, которые меняют свое положение среди звезд в зависимости от времени года, - это обнаружили египтяне. Они умели предсказывать затмение Солнца и Луны.
Они изобрели арифметику дробей и геометрию многоугольников. Наше слово химия происходит от арабского кеми – так арабы называли, Кемет. Даже некоторые древнеегипетские имена в ходу у современных народов : Сусанна(в переводе – лотос), Таисия( Та-исис-Земля богини Исиды), Онуфрий( О-Нуфре – добрый, красивый) , Сидор (Исилор – дар Исиды). Большая часть египетского наследия дошла до нас благодаря другим древним народам – грекам и евреям.
А сейчас я попрошу выйти на сцену тех, кто правильно отвечал на мои вопросы и получил карточку. Я угощу вас плодами, которые были очень любимы древними египтянами. Что это? Конечно, это сладкие финики.
Занавес