Урок истории Путешествие в древний Египет
Урок истории в 5 классе
Тема урока: «Путешествие в Древний Египет»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Форма урока: урок-путешествие, урок - игра
Оборудование: компьютер, компьютерная презентация, карта «Древний Египет», карточки с заданиями
Цели урока:
● обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний Египет», проверить знания учащихся по теме, развивать словарный запас детей, стремление знать больше по изученному предмету;
● научить применять знания на практике, проявляя различные творческие способности;
● развить у учеников интерес к дальнейшему изучению древней истории с помощью различных форм творческой деятельности;
●способствовать воспитанию культуры общения, умению выслушать собеседника.
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
- Ребята. Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением и готовыми к работе. Для нашей работы нам необходимо сконцентрировать свою память, внимание, смекалку, острое зрение. Вы должны быть готовы прийти на помощь друг другу.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся.
- Мы с вами начали изучать науку историю и в течение года будем путешествовать по странам Древнего мира. А почему бы нам не отправиться именно сегодня в путешествие?
– Итак, мы с вами отправимся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит открыть много тайн, чтобы добраться к цели нашего путешествия . За каждую раскрытую тайну вы будете получать бонус (балл, который в конце урока выдаст вам оценку)
Первая тайна – тайна старинной рукописи. Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим ее текст. (все учащиеся получают текст)
Я, фараон _________________ , которому построили самую первую пирамиду. Моя стана называется ______________ . Она находится вдоль полноводной реки ____________ , которая одаривает землю _______________ ___________________ . Люди моей станы занимаются _________________ . Они выращивают _____________ , _____________ , ________________ . В _____________ году Верхнее и Нижнее царства объединились и образовалось _________________.
ВЗАИМОПРОВЕРКА 10 б
- Так в какое же государство нас ждет путешествие? Догадались? Правильно«Древний Египет». Как вы думаете, что мы будем делать на этом уроке?(ответы учеников).
- Верно! Сегодня нам нужно повторить, закрепить наши знания по истории, а может узнать что-то новое и тем самым продвинуться на шаг вперед в развитии.
- Мы сможем переместиться в Древнее государство Египет, только если правильно сделаем вычисления. Нам нужно узнать, насколько лет назад надо переместиться. Вот и вторая тайна
- Какие даты нам нужно вспомнить? (3000г. до н.э. + 2015г.)
- Возьмите, пожалуйста, листки-папирусы и произведите расчет. Один человек работает у доски. (5015 лет.)
Расчет в рабочей тетради. 1б
- Верно! На 5015 лет назад нам нужно переместиться. А поможет нам в этом машина времени.
Вот и вторая тайна раскрыта.
3. Обобщение и систематизация знаний.
- В пути нас будут сопровождать египетские боги. Но боги могут не только помогать, но и сильно наказывать. Мы с вами постараемся задобрить их своими знаниями. - Бог, который встречает нас первым… Как египтяне называли его? (Амон-Ра - бог Солнца)
- Он благословляет нас в добрый путь. И предлагает разгадать третью тайну
Кроссворд «Религия Древнего Египта» (на карточке)
Вы вспомните имена и служителей богов и отгадаете слово, которое в нем спрятано. Оно очень тесно связанно с нашей темой. (Первое государство на берегах Нила)
Ж РЕ Ц
Г Е Б
О С И РИ С
А ПИ С
С Е Т
Т О Т
Служители храмов.
Бог земли.
Фараон и судья в царстве мертвых
Священный бык
Бог пустыни
Бог мудрости.
Кто смог справиться с третьим препятствием? ПРОВЕРЯЕМ,
выставляем баллы 6 б
ФизминуткаМы гуляли по Египту (топ, топ)
Заходили в пирамиду (Цок-цок)
Открывали двери шире (вжик-вжик)
Там на троне фараон (вау)
А там Ра – вот это да.
Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу)
Рядом с нею Апис – бык, он рогами (Вжик-вжик.)
Мы со всеми попрощались, (бай-бай).
И бегом из пирамиды мы помчались (топ-топ).
Следующий наш привал на станции «Подсказкино»
Учитель называет признаки предмета, учащиеся должны отгадать предмет:(записывают в тетради)
♦ это огромное здание в 50 этажей...
♦ в нем никто не жил...
♦ оно построено вручную из огромных блоков известняка (Пирамида.)
♦ это приспособление, позволяющее поливать земли Египта...
♦ при помощи него поливали сады и огороды, куда не доходила вода во время разлива реки...
♦ оно напоминает наш колодец-журавль (Шадуф.)
♦ высокий тростник в Египте...
♦ из него изготавливали материал для письма...
♦ на нем писали тонкой тростинкой (Папирус.)
♦ это быстроходная повозка в Египте...
♦ она используется как движущая сила скаковых животных...
♦ использовали ее в сражениях и в Олимпийских играх (Колесница.)
САМООЦЕНКА 4 Б четвертая тайна раскрыта.
Ребята. Сейчас нам придется разойтись в разные направления. Одни пойдут направо (станция «Загадочкино». Другие налево – станция «Терминово») Станция «Задачкино»
- На станции «Задачкино» нас встречает бог с головой птицы ибиса.
- Как называли его древние египтяне? (Тот-бог Мудрости.)
Решение задач:
Задача № 1. Пирамида Хеопса имеет высоту 146 м. (современное здание высотой в 50 этажей), длина стороны основания 230 м. На сооружение пирамиды потребовалось 2 336 000 каменных блоков, причем ежедневно устанавливалось по 320 блоков. Сколько времени строилась пирамида?
(2336000 : 230 = 7300 дней.
В какие более крупные единицы времени можно перевести 7300 дней? 4б
73000 :365 = 20 лет.)
Станция «Терминово»
- Мы отправляемся дальше на станцию «Терминово». Здесь поджидает нас очень красивая богиня. - Почему именно такой представляли ее древние египтяне? ( Бастет - гибкая кошка, покровительница женщин и красоты.)
- Бастет поручает вам поработать с терминами и выполнить задания на соответствие.
Найти соответствие.
1. Островки зелени в пустыни. А- (Жрецы.)
2. Служители богов и хранители знаний. Б- (Вельможи.)
3. Знаки-рисунки. В- (Налоги.) 4б
4. Сбор в пользу государства. Г- (Иероглифы.)
5. Наиболее богатые и знатные люди. Д- (Оазисы.)
4. Организация контроля, подведение итогов( пять тайн уже открыто)
Следующий конкурс «Кто быстрее».
Я буду задавать вопросы, а вы пишете только ответы, одним словом.
1. Река, протекающая в Египте. (Нил)
2. Царь, совершивший около 1500 г. до н.э. завоевательные походы в Азию. (Тутмос III)
3. Умирающий и воскресающий бог. (Осирис)
4. Фантастическое существо с туловищем льва и головой человека. (Сфинкс)
5. Материал для письма в Древнем Египте. (Папирус)
6. Столица объединённого Египта. (Мемфис)
7. Французский учёный, первым прочитавший древнеегипетскую надпись. (Шампольон)
8. “Царь богов”, главный бог. (Ра)
9. Древнеегипетский царь (общее название). (Фараон)
10. Приспособление для подачи воды на высокие поля. (Шадуф)
11. Столица Египта во втором тысячелетии до н.э. (Фивы)?
12. Фараон, в честь которого построена самая высокая пирамида. (Хеопс)
13. Богиня, жена Осириса. (Исида)
14. Тело умершего, обработанное особым образом. (Мумия)
15. Значки, используемые египтянами при написании слов. (Иероглифы)
Можно набрать 15 баллов
5. Подведение итогов урока.
Выставление оценок (по количеству набранных баллов)
Метод «Микрофон»
Учитель: Наш урок подошел к концу и мне хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось из истории Древнего Египта.
6. Информация о домашнем задании. Рефлексия
Мы изучили историю Древнего Египта – одного из первых государств в мире. На примере этой страны мы рассмотрели возникновение рабовладельческого строя, познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути – Древнее Двуречье. Хочется отметить, что никто из учеников не отнёсся к работе равнодушно, и если у кого-то не все получилось – не огорчайтесь! Дорогу осилит идущий! Удачи вам! До свидания!