РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «География» 9 класс (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН России по РХ)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
(школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН России по РХ)
Утверждаю
директор ГБПОУ РХ ЧМТТ _____________Н.И. Поликарпова
приказ от 30.08.2016 №253
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «География»
9 класс
Рабочая программа дисциплины «География» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по биологии (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263.), с учетом тематического планирования и учебного плана ГБПОУ РХ ЧМТТ (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН по России по РХ)
Разработчик Сальманович Л.В.., преподаватель ГБПОУ РХ ЧМТТ
Согласовано
методист ГБПОУ РХ ЧМТТ (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН по России по РХ)
_____________________ И.А. Даудиш
«___»______________________2016г Пояснительная записка
Рабочая программа «География» разработана на основе авторской программы (автор Е.М.Домогацких, М., «Русское слово», 2010г.) к линии учебников, написанных в соответствии с концепцией модернизации географического образования и новым стандартам (приказ МО РФ от 18.07.2002 года № 2783).
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе. При составлении программы учитывались базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6-8 классах при изучении «Начального курса географии», «Географии материков и океанов» и «География России. Природа».
Главные цели данного курса
– формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка учений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в Российском пространстве, развитие географического мышления.
Основные задачи курса
- формирование географического образа своей страны, представления о России как о целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства;
показать практическое значение изучения взаимосвязи всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и её регионов;
формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.
Количество часов по учебному плану 34 часа.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание программы
Тема 1. Общий обзор России
Географическое положение России. Россия на карте мира. Размеры территории, его виды и влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Сравнение географического положения России с положением других государств. Сухопутные и морские границы.
Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
География первых русских княжеств: Киевская Русь и «Господин Великий Новгород». Влияние монголо-татарского ига на развитие Руси. Ведущая роль Московского княжества в формировании Русского государства. Его взаимоотношения с западными соседями. Заселение и освоение территорий на Востоке. Присоединение и освоение территорий на юге и юго-востоке. Изменение границ страны в 20 веке. Современные проблемы российских границ.
Тема 2. Население России
Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Межнациональные проблемы. Разнообразие языков, многогранность культур, своеобразие быта и религий.
Численность населения России и причины, ее определяющие. Естественное движение населения. Современный демографический кризис в России, его причины и последствия. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев.
Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями.
Интенсивность урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социальных и экологических проблем. Городские агломерации.
Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность в обеспечении трудовыми ресурсами различных территорий страны. Изменения структуры занятости населения. Проблема безработицы.
Федеративное устройство и административно-территориальное деление.
Тема 3. Хозяйство России
Место и роль хозяйства России в мировой экономике. Особенности структуры хозяйства. Природно-ресурсный потенциал России, его мощь и разнообразие; оценка и роль для развития экономики. Территориальные сочетания природных ресурсов. Размещение важнейших ресурсных баз страны. Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. Проблемы развития хозяйства.
Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав, связь с другими межотраслевыми комплексами. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс, его состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими МОК. Топливно- энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Размещение основных топливно-энергетических баз и районов потребления энергии. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды. Нефтяная и газовая промышленность. Основные современные и перспективные районы добычи нефти и газа, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Система трубопроводов. Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны. Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем.
Металлургический комплекс: состав и структура, место в народном хозяйстве, связь с другими МОК. Современные проблемы. Металлургия и окружающая среда.
Черная и цветная металлургия, отраслевой состав. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы их размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
Химико-лесной комплекс, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими МОК. Ведущая роль химической промышленности в составе комплекса. Главные факторы размещения предприятий. Основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Охрана окружающей среды.
Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Агропромышленный комплекс, место и значение в народном хозяйстве, состав, связь с другими комплексами. Влияние природных и социально-экономических факторов на размещение сельскохозяйственного производства. Земельный фонд, его структура. Земледелие и животноводство. Легкая и пищевая промышленность. География АПК, влияние НТР и перехода к рыночным отношениям на сдвиги географии его отраслей.
Инфрастуктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими МОК. Недостаточный уровень развития комплекса в России и важнейшие экономические, социальные и экологические следствия этого. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура: ее состав и роль в современном обществе. Перспективы развития комплекса. Инфраструктурный комплекс и окружающая среда.
Тема 4. Районы России
Районирование территории. Виды районирования территории – физико-географическое, природно-хозяйственное, экологическое. Районирование России: принципы, факторы, сетки районов. Проблемы районирования России.
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Климатические условия, благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Природные ресурсы. Центральная Россия – очаг русской национальной культуры и расселения русских по территории страны. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Преобладание городского населения. Высокий уровень развития и концентрации науки. Города науки. Специализация хозяйства и наукоемких производств. Возникновение и развитие Москвы. Многочисленные памятники старины. Специализация на наукоемких и трудоемких отраслях.
Северо-Западная Россия. Выгоды географического положения на разных этапах развития. Путь «из варяг в греки», «окно в Европу». Природные особенности. Влияние моря на климат. Густая озерно-речная сеть. Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург – северная столица России. Его основание, планировка, архитектурные ансамбли и памятники. Пригородные садово-парковые ансамбли. Санкт-Петербургский научно-промышленный и транспортный узел. Экологические и социальные проблемы.
Европейский Север. Своеобразие географического положения на севере Восточно-Европейской равнины в связи с выходом к Северному Ледовитому океану. Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат. Избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию экономики. Отток населения с Севера. Национальный состав, традиции и культура. Города региона. Проблема охраны природы Севера.
Европейский юг – Северный Кавказ. Особенности географического положения региона и его состав. Равнинная, предгорная и горная части региона. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. Этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы. Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Основные реки. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. АГП. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Поволжье. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга – великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения. Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы из безопасности. Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры.
Урал. Различия в границах Урала при разных подходах к районированию. Важная особенность географического положения Урала – расположение на разнообразных природных и социально-экономических границах. Пограничное положение Урала между Европейской Россией и Сибирью на стыке тектонических структур, невысоких гор и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала, Зауралья. Минерально-сырьевые ресурсы. Современная этническая пестрота. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Дефицит водных ресурсов и его причины. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов. Основные отрасли специализации: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Крупнейшие города Урала.
Западная Сибирь. Географическое положение. Границы Сибири с точки зрения физико-географического и экономического районирования. Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Нефтегазохимический комплекс – основа хозяйства района. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Влияние природных и экономических условий на особенности заселения и хозяйственного освоения территории. Низка численность и плотность населения, особенности размещения населения, проблема трудовых ресурсов. Старые и новые города. Коренное население Сибири: религии, экологические традиции, обряды, основные занятия. Современная география промышленности. Природно-хозяйственные районы: Западно-Сибирский и Кузнцко-Алтайский.
Восточная Сибирь. Географическое положение между Западной Сибирью и Дальним Востоком в центре азиатской части России. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, каменный и бурый уголь. Резко континентальный климат. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительного покрова. Великие сибирские реки. Условия для строительства ГЭС. Тектоническая впадина Байкала. Тайга – основная природная зона. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК. Крупнейшие заповедники. Проблема несоответствия между природными богатствами и людскими ресурсами, пути ее решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта. ТПК – основа хозяйства территории. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия, целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Перспективы развития горнодобывающей промышленности, металлургии, лесной и химической промышленности, машиностроения. Транссиб – главная транспортная артерия региона. БАМ, проблемы его развития. Водный и другие виды транспорта. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры. Природно-хозяйственные районы: Путорана и Сибирское плоскогорье, Саяно-Забайкальский.
Дальний Восток. Особенности географического положения: отдаленность территории от других районов страны, выход к Тихому океану и неразрывная связь с ним, большая протяженность с севера на юг. Этапы освоения территории. Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции. Потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы. Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения, вулканизм, моретрясение, цунами. Отрасль специализации района – добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе. Резко-континентальный климат, полюс холода. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Густая речная сеть и полноводность рек. Гидроресурсы и ГЭС. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. АГП. Дальний Восток в системе АТР. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Владивосток – торговый, промышленный, культурный и научный центр.
Новые Независимые Государства. Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией.
Тема 5. География своей республики
Географическое положение территории. Население и трудовые ресурсы. Хозяйство региона.
Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Общий обзор России. 1 География. 0,5
2 Российская Федерация. 0,5
Население России 3 Население России. 0,5
4 Национальный и языковой состав населения. 0,5
5 Урбанизация в России. Города России. 0,5
6 Сельское население России.
0,5
Хозяйство России 7 Хозяйство России. Структура хозяйства. 0,5
8 Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность (нефтяная, газовая). 0,5
9 Электроэнергетика. 0,5
10 Металлургический комплекс. 0,5
11 Химическая промышленность. 0,5
12 Лесная промышленность. 0,5
13 Военно-промышленный комплекс. 0,5
14 Агропромышленный комплекс.
Земледелие и животноводство. Практическая работа «Составление типовой схемы АПК». 0,5
15 Пищевая и легкая промышленность. 0,5
16 Автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. 0,5
Районы России.
17 Экономическое районирование. 0,5
18 Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. 0,5
19 Население и трудовые ресурсы Центральной России. 0,5
20 Экономика Центральной России. Практическая работа «Определение по картам внешних территориально-производственных связей ЦР». 0,5
21 Центрально-Черноземный район. 0,5
22 Северо-Западная Россия. 0,5
23 Калининградская область. 0,5
24 Европейский Север. Природа. Народы. 0,5
25 Хозяйство Европейского Севера. 0,5
26 Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. 0,5
27 Поволжье. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население Поволжья. 0,5
28 Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. 0,5
29 Восточный макрорегион. 0,5
30 Западная и Восточная Сибирь. 0,5
31 Дальний Восток. 0,5
32 Страны нового зарубежья СНГ. 0,5
География своей республики.
33 Географическое положение территории Хакасия
0,5
34 Природные условия и ресурсы Хакасии. 0,5
ИТОГО 17
Темы для самостоятельного изучения.
Проблемы современного хозяйства.
Угольная промышленность
Машиностроительный комплекс. Значение, состав, проблемы
Инфраструктурный комплекс. Транспорт.
Связь. Сфера обслуживания.
Москва – административный, культурный и научный центр России
Список литературы
География. 9 класс. Домогацкий Е.М., АлексеевскийН.И., Клюев Н.Н.
.