«Опыт организации метапредметного испытания по интерпретации работ фотохудожника Эрика Йоханссона для учащихся УКП при ФКУ ИК-38»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа










Методическая разработка

«Опыт организации метапредметного испытания
по интерпретации работ фотохудожника Эрика Йоханссона
для учащихся УКП при ФКУ ИК-38»





Автор:
Дадакина Татьяна Юрьевна,
учитель информатики



















Березники, 2015
Описание технологии

Стимульный материал: фотокартины Эрика Йоханссона

Характеристика участников:
10 «А» класс УКП при ИК-38 МАОУ В(С)ОШ, от 18до 25 лет (охват – 19 человек)

Время, необходимое для проведения: 2 урока по 40 минут
Место проведения: УКП при ФКУ ИК-38 МАОУ В(С)ОШ

Образовательный результат, проверяемый в ходе испытания:
умение выдвигать и доказывать гипотезу замысла фотокартины: сформулировать основную идею, доказать свою точку зрения, опираясь на разные компоненты произведения: название, элементы изображения, световые, цветовые эффекты, соотнесение основного смысла изображения с культурными или социальными аналогами и т.д..

Цели метапредметного испытания: стимулирование познавательной активности учащихся, раскрытие их творческого потенциала, развитие креативности, интеллектуальных возможностей школьников; выявление способности к целеполаганию, анализу, планированию, рефлексии как характеристикам теоретического мышления; способствование рождению новых компетентностей на основе индивидуального саморазвития.

Объект оценивания – фотографии Эрика Йоханссона (шведского фотографа, жанр – фотоиллюзия)

Процедура проведения испытания:
Испытание проводится в кабинете информатики УКП в течение двух уроков.
На первом уроке педагог знакомит учащихся с творчеством художника (Приложение 1), при этом обсуждается манера творчества, особенности исполнения фотокартин, принципы замыслов и технические приёмы. (Продолжительность работы 40 минут)
На втором уроке работа проходит в три этапа:
Работа в группах: обсуждение конкретных работ мастера согласно техническому заданию, в котором предложены аспекты обсуждения. (Продолжительность работы – 15 минут)
Индивидуальная работа: участникам предлагается для описания одна из картин художника, каждому при этом выдается бланк для выполнения метапредметного испытания и техническое задание, содержащее план работы. (Продолжительность работы: 5 минут инструктаж педагога, 15 минут – выполнение задания)
Рефлексия: педагог задаёт вопросы о том, насколько участникам понравилось работать в данном режиме, есть ли желание продолжить участие в подобного рода мероприятиях. Предложено также описать затруднения, возникшие в ходе выполнения задания. (Продолжительность работы – 5 минут)

В ходе проведения испытания регламент был соблюден, вопросы участников касались в основном оформления работы: где подписать работу, ставить ли дату и т.д. Моменты, касающиеся основной идеи картины, смысловых моментов, вслух участниками не озвучивались, записывались на бумаге.
По окончании контрольного времени работы участников были собраны учителем. При этом педагог сообщил, что результаты испытания и комментарии, а также ответы на возможные вопросы будут озвучены на следующем уроке.

Критерии и параметры оценки


Критерии
Показатели
Баллыы

1
Глубина содержания идеи
Идея отражает контекст, обнаружение которого требует дополнительных рассуждений (не лежит «на поверхности»)
10



Идея отражает содержание картины, при этом обнаруживается при первом просмотре
7



Формулировка идеи выражена речевым штампом (пословица, поговорка, распространенное высказывание, другое), банальна
3

2
Глубина обоснования идеи
При обосновании идеи использовалось не менее 3-х типов аргументов (аргументы, касающиеся описания элементов изображения, аргументы, касающиеся особенностей эмоционального восприятия изображения, аргументы, касающиеся ассоциативных связей, аргументы соотнесения изображения с культурными или социальными аналогами, другое)
15



При обосновании идеи использовалось не менее 2-х типов аргументов

10



При обосновании идеи использовались аргументы 1 типа
5



Аргументы отсутствуют

0

3
Соответствие формулировки основной идеи названию изображения
Соответствует

10



Частично соответствует

5



Не соответствует
0

4
Оригиналь-ность формулировки названия
Заголовок обращает на себя внимание, запоминается, формулировка заголовка не является штампом, небанальна
5



Формулировка заголовка – речевой штамп

0

5
Количество слов в заголовке
Слов 5 и менее

5



Слов более 5

0

Всего: 45 баллов

Процедура подготовки мероприятия
Для проведения испытания были определены участники в составе целого классного коллектива, при этом специальный отбор наиболее/наименее успешных учеников не производился.
Информирование участников проводилось непосредственно в начале испытания.
Подготовка участников проводилась на первом из двух уроков, отведённых на мероприятие (см. выше).

Задания конкурсантам
Задание группам: Данная работа подготовит вас к контрольному испытанию. Рассматривая и обсуждая в группе предложенную картину, вам необходимо определить свою позицию, найти свой смысл в данном произведении. После этого постарайтесь сформулировать собственный ответ в виде рассказа об основной идее картины.
Внимательно рассмотрите работу, дайте возможность ответить каждому на вопросы:
Как вы думаете, какой смысл вложен автором в данное произведение?
Какие детали помогают понять вам смысл работы?
Какое название вы бы дали работе?
При формулировке собственного высказывания приведите аргументы, подтверждающие вашу интерпретацию (каждого участника обсуждения).
На черновиках запишите интересные ответы.

Техническое задание (индивидуальное):
Рассмотри предложенное изображение (фотографию). Сформулируй и запиши основной смысл, идею изображения. В подтверждение идеи приведи не менее 3 аргументов.
Придумай своё название фотографии, исходя из основной идеи изображения. Запиши название. Название не должно превышать 5 слов (включая предлоги и союзы).

Стимульный материал испытания
Фотокартины Эрика Йоханссона:



2. Бланки: техническое задание, задание для групп, бланки ответов (чистые листы)
Процедура оценивания
Оценивание метапредметных испытаний в 10 «А» классе УКП при ИК-38 МАОУ В(С)ОШ производилось учителем информатики Дадакиной Т.Ю. При этом в качестве консультантов привлекались члены ШМО учителей гуманитарного цикла. В спорных случаях решение принималось учителем-предметником с учётом большинства голосов консультантов.
Выводы по результатам оценивания работ касались критериев, по которым испытуемые показали низкий уровень компетенций: так, по критерию «глубина содержания идеи» большинство участников отразили суждения поверхностного характера, следовательно, педагоги сделали выводы о необходимости обсуждать в процессе бесед с учащимися контекст, скрытый смысл рассматриваемых произведений, явлений. Также нужно чаще включать в процесс полемики проблемные ситуации, содержащие в себе внутренний, потенциальный, неочевидный смысл.

Процедура и содержание рефлексии по итогам проведения мероприятия
Рефлексия проводится в конце метапредметного испытания и занимает 5 минут отведенного времени. В процессе осмысления мероприятия педагог задаёт вопросы о том, насколько участникам понравилось работать в данном режиме, есть ли желание продолжить участие в подобного рода мероприятиях. Предложено также описать затруднения, возникшие в ходе выполнения задания.

Описание хода и результатов апробации
конкурсного метапредметного испытания

Вид работ
Предполагаемое содержание работ (процедура)
Реальное содержание работ (процедура)
Выводы (что требует коррекции/изменения?)

Информирование потенциальных участников
Совместная формулировка цели мероприятия
Совместная формулировка цели мероприятия с помощью наводящих вопросов учителя
Подготовка наводящих вопросов заранее

Набор/отбор участников
Класс на уроке информатики
В соответствии с поурочным планом
-

Подготовка участников
Погрузить в художественный оригинальный мир картин Э.Йоханссона
Эмоциональное восприятие работ, формулировка идеи, нахождение деталей, позволяющих понять смысл
-

Проведение испытания
Понять содержание произведения, найти детали и практически осмыслить информацию согласно техническому заданию.
Предварительная работа в группах с последующим самостоятельным выполнением задания. Формулирование собственных идей в письменном виде
Предусмотреть дифференцированное техническое задание с учетом способностей учеников, разработка отдельных критериев.

Процедура оценивания
Оценивание учителем с учетом мнения коллег
В соответствии с планом
Предложить сначала выполнить задание метапредметного испытания педагогам

Рефлексия результатов проведения испытания с участниками
На последнем этапе испытания по предложенным учителем вопросам
В соответствии с планом
Предусмотреть развёрнутый творческий вариант рефлексии на следующем уроке



Результаты проведения испытания обучающихся 10 «А» класса УКП при ИК-38 МАОУ В(С)ОШ

Критерий
Уровень выполнения (по параметрам, в % от общего кол-ва участников)
Комментарии (размышления, выводы)

Глубина содержания идеи
10 баллов – 11%

Необходимо обсуждать в процессе бесед с учащимися контекст, скрытый смысл рассматриваемых произведений, явлений.


7 баллов – 63%




3 балла – 26%


Глубина обоснования идеи
15 баллов – 18%

Рассмотреть с учащимися различные типы (как можно больше) аргументов с приведением примеров


10 баллов – 26%




5 баллов – 45%




0 баллов – 11%


Соответствие формулировки основной идеи названию изображения
10 баллов – 62%

Провести индивидуальную работу с учащимися, у которых данное задание вызвало затруднение, выявить причины затруднений


5 баллов – 31%




0 баллов – 7%


Оригинальность формулировки названия
5 баллов – 21%

-


0 баллов – 79%



Количество слов в заголовке
5 баллов – 100%

-


0 баллов – 0%





Основные выводы
Проведение метапредметного испытания с использованием стимульного материала позволило выделить некоторые удачные элементы:
- Разработанность критериев оценки позволила выявить, сформулировать и оценить степень затруднений, имеющиеся у учеников в нахождении скрытого смысла идеи художественного произведения;
- Работа в группах (без участия и влияния учителя) позволила активизировать высказывания обучающихся, сделать их более свободными, увеличить количество озвученных мнений, тем самым расширяя мировоззрение каждого из участников группы;
- Данная процедура позволяет не только оценить уровень компетенций учащихся, но также формировать эти компетенции непосредственно в ходе проведения мероприятия.
Однако, некоторые моменты могут быть варьированы и дополнены:
- В целях более полного анализа проведенного мероприятия можно предусмотреть развёрнутый творческий вариант рефлексии в отдельно отведенное время;
- Для формирования адекватных комментариев, предложений со стороны участников ШМО можно предложить сначала выполнить задание метапредметного испытания педагогам, а уже после этого проводить его с учащимися.
В целом в процессе метапредметного испытания обучающиеся оставили положительные отзывы, нашли данное мероприятие полезным и интересным для себя и показали удовлетворительный уровень владения умением выдвигать и доказывать гипотезу замысла фотокартины:
сформулировать основную идею,
доказать свою точку зрения, опираясь на разные компоненты произведения,
придумать название, соответствующее основной идее,
обозначить, описать элементы изображения, световые, цветовые эффекты,
соотнести основной смысл изображения с культурными или социальными аналогами.
Педагоги, ознакомленные с результатами испытания, сделали вывод о необходимости включения в образовательный процесс следующих компонентов:
Использование разнообразных стимульных материалов для проведения метапредметных испытаний (видео и аудиоматериалы, картины, проблемные ситуации, тексты);
Обсуждение в процессе бесед с учащимися контекста, скрытого смысла рассматриваемых произведений, явлений;
Рассмотрение с учащимися как можно больше различных типов аргументов с приведением примеров;
Проведение индивидуальной работы с учащимися, у которых задания метапредметного испытания вызвали затруднения, выявить причины затруднений.






Приложение 1
Фотохудожник Эрик Йоханссон при помощи фотошопа
превращает свои снимки в замысловатые иллюзии

Профессиональный фотограф и ретушер из Швеции Эрик Йоханссон ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) живет и работает в Берлине. Вдохновляясь работами Сальвадора Дали, Мориса Эшера и Роба Гонсалвеса, он создает удивительные картины. Его фотоманипуляции, созданные при помощи графического редактора из собственноручно сделанных фотографий, заставляют шире смотреть на вещи и осознавать, что мир вокруг ограничен лишь рамками нашей фантазии.
Эрик Йоханссон родился в 1985 году в небольшом городке в Швеции. Рос он на ферме с родителями и двумя младшими сестренками. С самого детства он любил рисовать. Эта способность, наверное, передалась по наследству, так как бабушка у него была художником. А еще Эрик рано стал интересоваться компьютерами и компьютерными играми. К этим интересам в 15 лет к нему прибавилась фотография. Именно в этом возрасте ему подарили цифровой фотоаппарат.
Видимо, в это время к нему пришли мысли показать с помощью фотографии то, что не может увидеть фотокамера, но то, что есть у него в голове. Но Эрик даже не думал, что этот интерес перерастет в его специальность. Он снимает фотографии на цифровую однообъективную зеркальную камеру, а затем производит с ними разные манипуляции.
Он обладает прекрасным чувством юмора и безграничным запасом идей для компьютерных трансформаций, которые и рождают подобные креативные работы. Большинство его картин – личные проекты, которые он создал в качестве экспериментирования с разными техниками, исследуя их возможности. И так как это персональные проекты, он работает над ними, только когда чувствует вдохновение, которое приходит отовсюду: из жизни, повседневной деятельности, журналов, книг.
Его картины-манипуляции сопоставляют земное, обычное и сверхъестественное. Рисуя свои фотокартины, он пытается вложить в них частичку юмора, рассказать о чем-то, но в большинстве случаев предоставляет шанс зрителю самому интерпретировать увиденное в меру своей фантазии.
А теперь я предлагаем вашему вниманию его работы. Даже несмотря на то, что его фотографии могут быть созданы из сотни слоёв, они кажутся настоящими. По словам автора снимков, он фотографирует не моменты, а идеи: фотография служит ему способом собрать материал, благодаря которому в голове складываются идеи.
Источники: 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] © AdMe.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] © AdMe.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Сюрреали
·зм ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] surrйalisme  сверхреализм)  направление в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сформировавшееся к началу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Основателем Сюрреализма надо считать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], впервые у него зритель видит реальность  незаметно, но основательно деформированную, можно сказать  сновидением наяву.
Одними из величайших представителей сюрреализма в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Наиболее яркими представителями сюрреализма в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] считаются [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сюрреализм в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] получил признание благодаря пионерским работам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Основное понятие сюрреализма, сюрреальность - совмещение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Для этого сюрреалисты предлагали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], противоречивое сочетание натуралистических образов посредством [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и технологии «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Первейшей целью сюрреалистов было духовное возвышение и отделение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Одними из важнейших ценностей являлись [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а также [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сюрреалисты выполняли свои работы без оглядки на рациональную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], используя фантасмагорические формы. Однако [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] образов порой уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась не просто самоцелью, но обдуманным методом высказывания идей, стремящихся разорвать обыденные представления.