Пояснительная записка к концентрическому курсу Введение в биологию,5 класс, Сонин.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №88 с кадетскими классами»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей
Руководитель МО учителей общественно – естественного цикла
________ Вишнивецкая В.П Ф.И.О.
Протокол № ___
«____»_________2015 г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
________ Ф.И.О.
«____»____________2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
_____ _
Приказ № _________
от «____» ______ 2015 г.

Рабочая программа по предмету «Биология»
на 2015/2016 учебный год
для 5 классов
Количество часов:
В неделю:
Контрольных работ_______ч.,
лабораторных работ____4___ч.,
практических работ_____2__ч.,
Составитель: Вишнивецкая В.П учитель биологии
Барнаул, 2015
Пояснительная записка
Курс 5 класса «Введение в биологию» является пропедевтическим, в ходе освоения его содержания у учащихся формируются элементарные представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 5 класса предусматривает 1 час в неделю, всего35 часов.
Тип программы: концентрическая, базового уровня.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот 31 марта 2014 г.  № 253 и учебно – методических документов:
Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы. Сонин Н.И., Захаров В.Б.// Рабочие программы. Биология 5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2014
Рабочая программа к учебнику "Биология. Введение в биологию" ФГОС"
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ "СОШ № 88 с кадетскими классами" (ФГОС);
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных. Общее число часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280-350 часов.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.
Общее количество часов в 5 классе – 35, в том числе резервных уроков – 2 часа. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.
Один из резервных часов напраленн на изучение регионального компонента, в ходе урока «Растения и животные, занесенные в Красную книгу».
Цели:
- освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказании первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.Задачи:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности.
Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов исследования живой и неживой природы.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Обучение биологии, должно быть направлено на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.2. В ценностно-ориентационной сфере:• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.3. В сфере трудовой деятельности:• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (скальпели, иглы, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.5. В эстетической сфере:• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты обученияУчащиеся должны знать:—основные признаки живой природы;—устройство светового микроскопа;—основные органоиды клетки;—основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;—ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Учащиеся должны уметь:—объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;_—характеризовать методы биологических исследований;—работать с лупой и световым микроскопом;—узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;—объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;—соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. Метапредметные результаты обученияУчащиеся должны уметь:—проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;—ставить учебную задачу под руководством учителя;—систематизировать и обобщать разные виды информации;
—составлять план выполнения учебной задачи.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «Окружающий мир». Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем и конкретизировано в рабочей программе с учетом профиля класса и резерва времени: лабораторных работ – 4, практических работ – 2.
Общая характеристика организации учебного процесса.
Технологии
Личностно-ориентированные и развивающие технологии
Технологии на основе активизации познавательной деятельности учащихся(игровые технологии, технология интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, технология проблемного обучения).
Технологии на основе эффективного управления и организации учебного процесса (групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологииЗдоровье - сберегающие технологии
Методы обучения
- словесные (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации);
- наглядные (метод иллюстраций,метод демонстраций)
- практические (наблюдение объектов и явлений в природе, работы с картами, схемами, профилями, статистическими данными)
Формы обучения
- индивидуальная
- коллективная
- групповая
- в парах
- фронтальная
Средства обучения
Дидактические средства обучения
Вербально-информационные: учебник, рабочая тетрадь, методические пособия по отдельным вопросам методики преподавания биологии.
Наглядные средства обучения: схемы, иллюстративные таблицы, натуральные объекты (гербарии и др.).
Аудиовизуальные средства обучения: учебные кинофильмы, видеофильмы, мультимедийные презентации, компакт-диски.
Технические средства: проектор, компьютер, экран.
Формы текущего контроля: индивидуальный, групповая работа, фронтальный.
Методы контроля: комбинированный опрос, индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, письменный контроль (биологический диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа, практическая работа), групповая форма контроля.Система условных обозначений: Лр. р.- лабораторная работа; Пр. р. – практическая работа
Планируемые результаты
Раздел 1.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Основные признаки живой природы;
Устройство светового микроскопа;
Основные органоиды клетки;
Основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
Ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
Характеризовать методы биологических исследований;
Работать с лупой и световым микроскопом;
Узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
Объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Систематизировать и обобщать разные виды информации;
Составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
Основные признаки представителей царств живой природы;
Учащиеся должны уметь:
Определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
Различать изученные объекты в природе, на таблицах;
Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
Объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Находить и использовать причинно-следственные связи;
Формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
Выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 3.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Предков человека, их характерные черты, образ жизни;
Основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
Простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
Объяснять роль растений и животных в жизни человека;
Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
Соблюдать правила поведения в природе;
Различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
Работать в соответствии с поставленной задачей;
Составлять простой и сложный план текста;
Участвовать в совместной деятельности;
Работать с текстом параграфе и его компонентами;
Узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
Формирование ответственного отношения к обучению;
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
Формирование основ экологической культуры.
Содержание тем учебного курса.

Раздел учебного курса Количество часов
Раздел 1 Живой организм: строение и изучение. 8
Раздел 2 Многообразие живых организмов. 14 +1из резерва
Раздел 3 Среда обитания живых организмов. 6
Раздел 4 Человек на Земле. 5
резерв 1
Виды контрольно измерительных материалов.
№ урока Вид работы По теме
3 Лабораторная работа Знакомство с оборудованием для научных исследований.
4 Лабораторная работа Устройство ручной лупы, светового микроскопа*.
5 Практическая работа Строение клеток кожицы чешуи лука*.
6 Лабораторная работа Определение состава семян пшеницы.
27 Лабораторная работа «Определение наиболее распространенных растений и животных».
34 Практическая работа Измерение своего роста и массы тела
Контроль предметных результатов.
Предметные результаты обучения оцениваются по следующей схеме:
(ответ оценивается по пятибалльной шкале)
При оценивании устных ответов учитываются следующие критерии:
Отметка «5» ставится, если:
- содержание ответа представляет собой связный рассказ, в котором используются все необходимые понятия по данной теме, раскрывается сущность описываемых явлений и процессов; степень раскрытия понятий соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся основной школы; в ответе отсутствуют биологические ошибки;Отметка «4» ставиться в случае правильного, но неполного ответа, если в нем:
- отсутствуют некоторые существенные элементы содержания; присутствуют все понятия, составляющие основу содержания темы, но при их раскрытии допущены неточности или незначительные ошибки, которые свидетельствуют о недостаточном уровне овладения отдельными умениями;
Отметка «3» ставится, если:
- в ответе отсутствуют некоторые понятия, которые необходимы для раскрытия сущности описываемого явления или процесса, нарушается логика изложения материала;
Отметка «2» ставится, если:
- в ответе на вопрос практически отсутствуют понятия, которые необходимы для раскрытия содержания темы, а излагаются лишь отдельные аспекты.
Оценка выполнения практических работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель работы;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил необходимое оборудование, все заданиявыполнил в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1)работу проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы провел с помощью учителя; или в ходе проведения измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3)задания выполнял в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Рабочей программы.
Кабинет биологии № 34 оборудован компьютером, проектором и экраном, проведен Интернет, что позволяет проводить уроки в форме презентаций, разработанных с помощью пакета прикладных программ MSPowerPoint, использовать наглядные иллюстративные материалы, электронные ресурсы сети Интернет. В кабинете есть необходимое оборудование. Портреты ученых, таблицы: строение клетки, развитие жизни на Земле, многообразие живого, строение мха, папоротника, хвойных, покрытосеменных. Гербарии растений, коллекции несекомых. Лабораторное оборудование: микроскопы, лупы, предметные и покровные стекла, реактивы, химическая посуда.
Литература для учителя:
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014. (УМК «Сфера жизни»).
Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2015
Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: Методическое пособие. М. Дрофа, 2014
Тесты по биологии. 5 класс. К уч. Н.И.Сонин., А.А. Плешакова и др "Биология. Введение в биологию. 5 класс. ФГОС". М. Дрофа, 2015
Кириленкова В.Н., Павлова О.В., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. ФГОС.М. Дрофа, 2014
Сысолятин Н.Б., Жукова Н.В, Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Тетрадь для лабораторных и самостоятельных работ. ФГОС. М. Дрофа, 2015
Литература для учащихся:
Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник – М.: Дрофа, 2014. (УМК «Сфера жизни»).
Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014
Цифровые образовательные ресурсы: мультимедиа, компьютер.
www.bio.1september.ruwww.bio.nature.ruwww.edios.ruwww.km.ru/educftionРабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.