Методические рекомендации по проведению Всероссийского словарного урока в КГБ ПОУ КСК
377825-177638Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
00Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
3920112-18415000-498475-47218900-549910-81661000
152336534036000
374015318135Методические рекомендации
по организации и проведению
Всероссийского словарного урока
00Методические рекомендации
по организации и проведению
Всероссийского словарного урока
188722094615Мельничук Марина Мартьяновна, преподаватель гуманитарных дисциплин
00Мельничук Марина Мартьяновна, преподаватель гуманитарных дисциплин
99250555245г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
00г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
Данные методические рекомендации призваны оказать помощь преподавателям русского языка и литературы, педагогам-организаторам в подготовке и проведении Всероссийского словарного урока, проводящегося 22 ноября 2015 года и приуроченного к празднованию дня рождения великого русского лексикографа В.И. Даля. Методические рекомендации содержат обоснование необходимости словарной работы на уроках, предложения по проведению и организации Всероссийского словарного урока.
В работе использованы Методические рекомендации
по организации и проведению Всероссийского словарного урока ФГАОУ АПКиППРО, г. Москва, 2015г.
Разработчик: Мельничук М.М., преподаватель гуманитарных дисциплин КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № ________ от «___»____________2015 г.
Председатель ПЦК ______________ /К.У. Бойко/
Содержание
Введение 4
Методические рекомендации по проведению Всероссийского словарного урока 9
Структура урока 9
Задания к уроку 10
Подведение итогов. Ключи к заданиям 14
Введение
22 ноября 2015 года, в день рождения великого российского лексикографа Владимира Даля, в рамках празднования Года литературы Министерство образования и науки России проводит Всероссийский словарный урок.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля - явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный», ─ писал Даль. Таким образом лексикограф определяет неразрывную связь русских говоров и литературного языка, что и отразилось в его словаре. В разных словарных статьях Даль приводит и толкует около тридцати тысяч пословиц и поговорок русского народа, тысячи устойчивых словосочетаний и фразеологизмов. Словарь В.И. Даля ─ прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала, словарные статьи содержат самые разнообразные сведения о жизни народа ─ его называютэнциклопедией народной жизни XIX в.
Словари и в современном мире являются сокровищницей не только языка, но и культуры народа. Человечество обладает бесценной возможностью речевого общения. Более того, мы можем воспринимать и понимать чужую речь не только в момент речи, но и когда адресант и адресат удалены друг от друга (например, получаем информацию от наших предков и передаем ее потомкам). Поэтому любой язык, в том числе и русский, - это национальная ценность, важнейшая часть духовной культуры. Его нужно беречь, любить, сохранять и защищать.
Язык выполняет в нашей жизни ряд важных функций, среди которых выделяются номинативная (называние предметов и явлений), экспрессивная, или эмоциональная (выражение чувств и личностных особенностей говорящего), коммуникативная (осуществление диалога, общения). Хотя язык – это еще и средство мышления, познания, создания художественного образа (эстетическая функция), отправления богослужебных ритуалов, обучения (дидактическая функция), но именно общение, сообщение и экспрессия образуют основные языковые функции.
Кроме того, язык выполняет ряд государственных функций.
Русский язык является не только средством коммуникации, в нем зафиксировано развитие русской культуры. Осознание этого факта позволяет понять истинное значение русского языка, разработать способы его сохранения и совершенствования.
Русский язык является основой российской государственности. Будучи языком межнационального общения, он выступает в роли объединительного начала многонациональной федерации.
Позиции нашей страны в глобальном политико-экономическом и культурном пространстве во многом зависят от места русского языка в мире. Поддержка и распространение русского языка за рубежом позволят сохранить за ним статус языка международного общения.
В культурном и языковом отношении нацию объединяет прежде всего литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка. Литературная речь предполагает сознательный подход к системе средств общения, она ориентируется на нормы, которые закрепляются как формы образцовой речи. Нормы русского литературного языка – это принятые в речевой практике правила произношения, постановки ударения, словоупотребления, грамматики. Эти правила обязательны для всех говорящих на русском языке, другими словами, норма – это социально одобряемый способ выражения мыслей. Нормы имеют большую культурную ценность, поскольку обеспечивают преемственность языковых традиций.
Язык и речь постоянно изменяются, обогащаясь и развиваясь, - это естественный процесс.
Но, с другой стороны, каждый носитель языка заинтересован в том, чтобы русский литературный язык в своей основе был как можно более стабильным, претерпевал минимум изменений. Изменения в языке неизбежны и закономерны: ведь язык отражает развитие общества и изменения в культуре социума. Но принцип «не навреди» должен действовать не только в медицине. Языковая вседозволенность, небрежное отношение к сохранению языка может привести к тому, что мы «потеряем прошлое», перестанем воспринимать информацию, созданную нашими предками.
Особенно важно бережное отношение к языку в век активного существования средств массовой информации. Таких масштабов распространения информации, в том числе и языковой, человечество до сих пор не знало. Естественно желание журналиста в момент общения с адресатом сделать информацию наиболее доступной. Но иногда это привносит в жизнь языка негативные и разрушающие начала. Во имя контакта с аудиторией журналисты порой используют сниженную речь, включающую разговорные элементы. Такой способ общения с аудиторией - очень ответственный процесс: говорящий должен в совершенстве владеть формой, то есть существующими в языке правилами и речевыми нормами. Любая ошибка или неточность тиражируется слушателями и читателями. Конечно, СМИ должны быть свободны, но свобода – это осознанная необходимость, то есть требовательность к себе, ответственность, а не вседозволенность. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». И не удивительно, что многие слушатели и читателя начинают, как и их невольные «учителя», говорить штампами, сводят до минимума активный словарь, допускают ошибки в словоупотреблении, формообразовании, в синтаксических конструкциях. Этот процесс не только обедняет речь конкретной личности, но целого поколения, разрушая тем самым основы русской культуры.
Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Ведь язык – базовый компонент национальной культуры. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать свое мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Формирование речевых навыков теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать. «Мысль – начало всего, - писал Л.Н. Толстой. – И мыслями можно управлять. И потому главное совершенствования: работать над мыслями». Умение понять суть явления и словесно сформулировать свое отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.
Конечно, нельзя не учитывать, что язык – развивающееся явление, и изменения в нем неизбежны. Однако литературный язык, что-либо заимствуя из свободной разговорной речи, социальных и территориальных диалектов, как правило, приспосабливает новое к уже сложившейся системе. В противном случае, как писал в статье «Современный русский литературный язык» Л.В. Щерба, «если разнородное, бессистемное по существу новое зальет литературный язык и безнадежно испортит его систему…», тогда неизбежно наступит «конец литературному языку, и многовековую работу по его созданию придется начинать сызнова, с нуля».
Высокая культура речи – это показатель национального и духовного богатства народа. Поэтому нормативность и правильность речи становятся наиболее актуальными в наши дни, когда наблюдается определенное раскрепощение литературных норм. В связи с этим нельзя не вспомнить об экологии речи, которая подразумевает со стороны любого носителя русского языка заботу о здоровье языковой среды во имя сохранения культуры народа в целом.
Важнейшей формой фиксации сведений о языке являются словари, справочники и энциклопедии, в них в концентрированном виде содержится историко-культурная и лингвистическая информация. Умение ими пользоваться, привычка к ним обращаться – показатель высокого уровня общей и языковой культуры населения той или иной страны.
Культура обращения со словарями должна закладываться и формироваться с детства. Этого требуют от учебных заведений и современные стандарты образования по русскому языку и литературе, заявляя о формировании на уроках информационной компетенции обучающихся.
Методические рекомендации по проведению Всероссийского словарного урока
Проведение словарного урока требует от педагога учета многих факторов: возраста обучающихся, уровня их подготовки, начитанности, наконец, обеспеченности необходимыми словарями и т.д. Проводить этот урока может как учитель русского языка и литературы, так и библиотекарь, как это было в нашем случае. Проведение Всероссийского словарного урока должно сопровождаться выставками и презентациями словарей разных видов и типов, разных лет изданий, как старых (хорошо известных), так и новых.
Структура Всероссийского словарного урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и задач урока.
3. Знакомство с биографией В.И. Даля, его ролью в развитии российской лексикографии.
4. Выполнение заданий, связанных со словарями.
5. Подведение итогов урока.
Организационный момент предполагает традиционную организацию класса, объяснение, что необходимо для проведения урока.
Постановка цели и задач – обязательная часть любого урока. Принципиально важно, чтобы обучающиеся понимали, какой работой они будут заниматься, с чем связана будет их деятельность. Наиболее эффективной эта часть урока будет в том случае, если студенты участвуют в определении цели и задач урока. Можно предложить ребятам (индивидуально, или в парах, или в группах) определить, к какому итогу можно прийти в конце урока, посвященного словарям, используя слова «познакомиться», «научиться», «овладеть». Затем, исходя из сформулированной цели, обучающиеся могут определить, что нужно сделать, чтобы получить планируемый результат, т.е. обозначить задачи урока.
Обязательной частью урока должно стать знакомство с ролью в русской лексикографической науке Владимира Ивановича Даля. Это может быть рассказ учителя, работа с письменным текстом, доклад ученика, презентация, заочная экскурсия в музей В.И.Даля (г. Москва, ул. Большая Грузинская «Музей В.И.Даля»; г. Луганск, ул. Владимира Даля «Литературный музей Владимира Даля»). В нашем случае – это рассказ библиотекаря с «экскурсией» по выставке словарей.
Задания к уроку
Задание 1. Укажите значение слова в зависимости от ударения, приведите примеры.
1) тОны 2) тонА
А. Музыкальные звуки определённой высоты
Б. Цвета, оттенки
В. Оттенок речи, её звучания
За каждый правильный ответ - 1 балл
Задание 2. Определите, в каком слове ударение отличается от современных норм.
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней.
1 балл
Задание 3. Укажите, какой из вариантов находится в пределах литературной нормы (даны формы именительного падежа).
1) А. расценок Б. расценка
2) А. повидло Б. повидла
3) А. актовый зал Б. актовая зала
4) А. бронь (на билет) Б. броня (на билет)
4 балла
Задание 4. Найдите среди приведённых слов те, которые имеют 2 приставки или 2 суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь. 6 баллов
Задание 5.
Из данных групп слов выберете ту, в которой все слова пишутся с Н.
1. Воробьи…ый, ялее…ая, вытка…ый, позолоче…а
2. Украше…ы, стриже…ый, величестве…а, обнаруже…ый3. Искусстве…а, оловя…ый, сушё…ый, сваре…ы
4. Кури…ый, ветре…а, сея…ая, зажаре….
2балла
Задание 6. Подберите синонимы к следующим словам: хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый. Как обычно не говорят о человеке?
За каждый правильно подобранный синоним - 1 балл
Задание 7. Дайте толкование слов или подберите к каждому из заимствованных слов русские синонимы: альтернатива, конфронтация, кардинальный, компетенция, дайджест, престиж, импичмент, консенсус, харизма.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Задание 8. Составьте предложения, употребив каждое из приведенных ниже слов в соответствии с его лексическим значением. Как называются эти слова?
Адресат- адресант; будний – будничный; суетливый – суетный; эффектный- эффективный.
За каждое правильно употребленное слово
в предложении – 1 балл
Задание 9. Существуют устойчивые сочетания, источник которых – мировая литература. Определите, кто автор следующих фразеологизмов и к какому произведению они относятся.
1. Блоху подковать 2. Человек в футляре 3. Тёмное царство 4. На деревню дедушке 5. Быть или не быть? 6. Премудрый пескарь
За каждый правильный ответ – 1 балл
Задание 10. Укажите, какой частью речи является слово раз в каждом примере.
1. Уж сколько раз твердили миру.
2. Раз в начале осени я отправился на охоту.
3. Раз ты обещал – сделай.
4. В прошлый раз я это уже говорил.
5. Платье ей в самый раз.
6. А он приятелю раз по руке.
За каждый правильный ответ–1 балл
Задание 11. В известном стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» имеются такие строки:
И внял я неба содроганье,
И горних ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…
Что же означает выделенное словосочетание? Прокомментируйте каждое из трёх его слов. В чём стилистическая особенность этих слов?
За каждое правильное объяснение – 2 балла
Задание 12. Дайте определение изобразительно-выразительным средствам, использованным в цитате:
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням.
За каждое правильное объяснение – 1 балл
Подведение итогов. Взаимопроверка.
Ключи к заданиям
Задание 1.
1А (низкие тОны, нежные тОны), 2Б (светлые, пастельные тонА); В (надменный тон, на повышенных тонах)
Задание 2.
призрАк – устаревшее.
Задание 3.
1Б, 2А, 3А, 4Б
Задание 4.
У всех слов кроме лакомка или 2 приставки или 2 суффикса, в слове понавыдумывали – 3 приставки и 2 суффикса.
Задание 5.
4 Куриный, ветрена, сеяная, зажарены.
Задание 6.
Хилый – слабый; вялый - медлительный, бездеятельный; сутулый- сгорбленный; квелый -малоподвижный, жухлый- чахлый. Жухлыми бывают листья, а не люди.
Задание 7.
1. Альтернатива - необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений.
2.Конфронтация-противопоставление, противоборство.
3.Кардинальный - главнейший, важнейший.
4. Компетенция-1.область знаний круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.2.круг полномочий, прав какого-либо органа или должностного лица.
5.Дайджест-периодическое издание, перепечатывающее материал (в сокращении) из других изданий.
6. Престиж. Авторитет, влияние, которым пользуется кто-л.
7.Импичмент-привлечение к ответственности высших должностных лиц за нарушение законов страны.
8.Консенсус-общее согласие по спорным вопросам, достигаемое в результате обсуждения.
9. Харизма -1.наделенность авторитетом, основанным на исключительных – интеллектуальных, духовных или каких-л. иных – качествах личности.2.(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.
Задание 8.
1.Все АДРЕСАТЫ своевременно получили утренние газеты.
АДРЕСАНТ почтового отправления неверно оформил запись на конверте.
2. Мне стало неловко за свой обычный, БУДНИЧНЫЙ костюм.
Люди всё приходили и приходили к квартире поэта, несмотря на БУДНИЙ день.
3. И в будни, и в праздники набережная была заполнена СУЕТЛИВОЙ толпой.
Наш герой принадлежал к людям, которые презирают СУЕТНЫЕ заботы.
4. Она обладала ЭФФЕКТНОЙ внешностью.
Им были использованы ЭФФЕКТИВНЫЕ методы лечения.
Задание 9.
1. Н. С. Лесков «Левша»
2. А.П.Чехов «Человек в футляре»
3. А.Н.Островский «Гроза»
4. А.П. Чехов «Ванька»
5. У. Шекспир «Гамлет»
6. М.Е. Салтыков – Щедрин «Премудрый пескарь»
Задание 10.
1. Уж сколько раз твердили миру (сущ.)
2. Раз в начале осени я отправился на охоту (наречие)
3. Раз ты обещал – сделай (союз)
4. В прошлый раз я это уже говорил (сущ.)
5. Платье ей в самый раз.(наречие)
6. А он приятелю раз по руке (междометие)
Задание11.
Дольний (от дол, «низ») вообще означает «нижний», но здесь его надо понимать как «земной». Прозябание — «произрастание». Словом лоза здесь обозначается молодой (гибкий) побег всякого растения. Таким образом, всё выражение буквально означает «произрастание земной поросли»: т.е. говорящий увидел и то, как содрогается небо, и как в его выси летают ангелы, равно как и то, как плавают в пучине морские обитатели и как растёт у самой земли трава. Эти слова — церковнославянизмы, придающие стихотворению возвышенный стиль с ярко выраженным библейским колоритом. Это особенно актуально по той причине, что герой стихотворения (поэт) явно сравнивается с библейскими пророками.
Задание 12.
Инверсия - изменение обычного порядка слов в предложении.
Метафора – перенос свойств на основе сходства.
Сравнение – троп, близкий к метафоре, отличающийся наличием союзов как, будто, словно, точно.