Конспект НОД по развитию математических представлений для детей подготовительной группы
Конспект занятия для подготовительной группы «Путешествие в мир часов и времени»
Задачи:
1) ознакомление детей с часами и их назначением;
2) учить детей ориентироваться во времени по часам;
3) познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;
4) учить детей аппликативным способом создавать часы, развивать навыки создания композиции на бумаге, фантазию;
5) развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: водяные, солнечные, механические, электронные, песочные;
6) учить детей соотносить режимные моменты на картинке со временем на циферблате;
7) воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками;
Материалы:
- различные виды часов (солнечные, песочные, механические (наручные, настенные, электронные;
- Готовые формы для работы детей, вырезанные силуэты часов и деталей для аппликации;
- Клей, салфетки, кисточки, клеенки;
- Раздаточный материал для детей: карточки с режимами дня на каждого ребенка, изображения часов со временем;
- Цифры от 1 до 10;
Ход занятия.
(Дети с воспитателем проходят в группу) .
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Мы днем не спим,
Мы ночью не спим,
И днем и ночью
Стучим, стучим.
Дети: Это часы.
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть выставка часов, давайте подойдем к ней. Чем они похожи между собой?
Дети: У часов есть арабские цифры, стрелки, они все показывают время.
Воспитатель: Хотите отправиться в прошлое часов? Тогда в путь.
Первыми появились солнечные часы.
Кто мне скажет, почему они так называются? (рассказ ребенка о часах) : Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте. Она движется вслед за солнцем. Смотрел человек и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу.
Ребенок: У них не было стрелок, циферблата, солнце светило, часы давали тень и показывали время.
Воспитатель: Как вы думаете, такие часы удобны?
Дети: Их нельзя взять с собой, если пасмурная погода они не показывают время.
Воспитатель: Дальше изобрели водные часы.
Кто нам расскажет об этих часах? (рассказ ребенка о часах) :
Водные часы
В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду.
Ребенок: В часы наливали воду и по черточкам определяли время.
Воспитатель: Как вы считаете, почему такие часы неудобны?
Дети: В них надо подливать воду, нельзя взять с собой.
Воспитатель: Люди придумали другие часы: механические.
Почему они так называются, как вы думаете?
Дети: Их нужно заводить, они будят по утрам.
Воспитатель: А кто нам расскажет про электронные часы?
Ребенок: У этих часов нет стрелок, там цифры мигают. Их не надо заводить, там батарейки.
Воспитатель: А какие еще виды часов вы знаете?
Дети: Наручные, будильник, песочные, настенные, напольные, карманные, секундомер, электронные…
Воспитатель: Вот видите, как много видов часов существует в мире. Хотите сами побыть «живыми часами»? Давайте поиграем.
Физминутка «Ходят стрелочки по кругу».
На полу разложены цифры от 1 до 12, дети встают около цифр, водящий (или воспитатель) встает в середину и говорит слова:
Мы - часы, наш точен ход.
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(дети ходят по кругу, взявшись за руки) .
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .
Воспитатель: Пять часов!
(встают дети, сидящие с цифрой 5 и 12). Игра повторяется.
Воспитатель: Теперь давайте сядем на места и поиграем в игру, где проверим, как вы знаете распорядок дня в детском саду (детям выдаются карточки с режимными моментами и часами). Дети должны собрать картинки и сопоставить со временем на часах (опрос детей) .
Молодцы!
Воспитатель: А теперь, предлагаю пофантазировать, какие часы вы бы сделали для маленьких детей?
В виде чего? (грибочек, бабочка, цветочек, кошка, собака, домик) .
У вас на столах есть готовые часы, вам нужно украсить их. Можно сделать ушки, глазки, шляпку, лепестки.
Начинайте работать.
Воспитатель: Скажите, что интересного вы узнали сегодня о часах?
Д: Часов много, они появились давно и помогали людям и они научились ими пользоваться.