Выступление на родительском собрании. Тема: «Организация коррекционно-развивающей деятельности детей проживающих в школьном интернате»
Тема: «Организация коррекционно-развивающей деятельности детей проживающих в школьном интернате»
Воспитательная работа - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности обучающегося. Дети с нарушением интеллектуального развития должны иметь образование и воспитание, отвечающее современным экономическим требованиям времени, иметь современный нравственный облик, уметь использовать свои умения и навыки. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Во главе воспитательного процесса стоит личность ребенка с его недостатками, проблемами, комплексными нарушениями и индивидуальными особенностями. Современный воспитатель должен хорошо представлять себе эти особенности, учитывать все эти факторы и тщательно выбирать направления и формы работы с воспитанниками. Ведь становление личности во многом зависит от окружающей его социальной среды. Процесс воспитания в школе должен быть интересным и увлекательным.
В нашей школе уделяется большое внимание проблемам коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание жизни, самих себя и других людей. Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя.
В школе работают воспитатели, которые имеют высшее педагогическое образование и прошедшие специальную курсовую переподготовку. Сформировано 5 групп из детей, проживающих в школе-интернате в течение учебной недели, т.е. круглосуточно, и уезжающих в выходные дни домой, из сёл Бикинского и Вяземского районов.
Свою работу воспитатели строят с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей данной категории детей. Каждому возрасту соответствует свой учебный материал, учитывающий ведущую деятельность и мотивацию. Главное внимание в организации коррекционно-развивающей работы уделяется раскрытию творческих начал личности ребенка.
С целью подготовки детей к самостоятельной жизни, воспитатели проводят работу по обучению воспитанников основным культурным и санитарно-гигиеническим навыкам, правилам самообслуживающего труда, формируют потребность в здоровом образе жизни, развивают систему трудовых умений и навыков, учат ориентироваться в мире профессий, помогают осваивать воспитанникам коммуникативные модели поведения в различных ситуациях. Уделяют большое внимание нравственному, гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей; способствуют развитию творческих способностей и художественно-эстетического восприятия.
Зачастую ребята, поступающие в интернат, не обладают элементарными навыками личной гигиены и самообслуживающего труда. Каждый воспитатель ставит перед собой цель обучить воспитанников своей группы знанию санитарно-гигиенических норм и правил самообслуживания и довести их до автоматизма. Учат правильно чистить зубы утром и вечером, умываться, ухаживать за своим телом, пользоваться расчёской и носовым платком, мыть руки перед едой и после каждого загрязнения, следить за своими ногтями, заправлять постель, содержать свои вещи в чистоте и порядке. Учат правильно пользоваться столовыми приборами, культуре поведения при приёме пищи, и т. п. Реализация этих задач достигается в процессе ежедневных коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий, например: «Мой организм», «Уход за телом», «Микробы и моё здоровье». «Что любят и не любят наши зубы», «Волосы и уход за ними», «Твои уши», «Найдём дело для умелых рук», «Я – аккуратный», «Беспорядок - волнует он меня?» и т.д. В процессе этих занятий у детей развивается потребность в санитарно-профилактическом уходе за собой, своим внешним видом и навыки самообслуживания, формируются навыки аккуратности и потребность содержать в чистоте и порядке личные вещи и своё жилище. Происходит коррекция сознания и поведения, эмоционально-волевой сферы. Коррекция недостатков – неряшливости, неаккуратности. Для этого воспитатели используют разнообразие форм и приёмов проведения таких мероприятий. Это могут быть беседы, игры, викторины различные упражнения, как групповые, так и индивидуальные.
С первых дней поступления ребенка в школу из-за отсутствия необходимых навыков он не способен к длительной целенаправленной учебной деятельности. Поэтому коррекционно-воспитательная работа является ведущей, основной. При подготовке домашнего задания с детьми воспитатели планируют свою работу так, чтобы охватить и проверить выполнение д/з всеми воспитанниками группы, оказывают индивидуальную помощь, если в этом возникала необходимость. Постоянно взаимодействуют с классными руководителями, учителями-предметниками и узкими специалистами. Кроме этого, для роста и коррекции познавательной и эмоционально-личностной сферы в группах проводятся различные коррекционно-развивающие занятия, упражнения, игры (развивающие, логические, сюжетно-ролевые), интеллектуальные калейдоскопы (головоломки, ребусы, сканворды, кроссворды и психологические тренинги, которые непосредственно воздействуют на психические качества детей - память, внимание, наблюдательность, вербально-логическое мышление; способствуют развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, формированию общеинтеллектуальных умений и навыков, снимают эмоциональное напряжение. С целью расширения кругозора подростков проводятся воспитательные часы в форме познавательных игр, викторин, конкурсных программ. Вместе с ребятами посещают школьную библиотеку, читают дополнительную литературу. Ежедневно подводят итоги учебного дня, отмечаются успехи и неудачи. Таким образом, у ребят повышается мотивация к процессу обучения. Ребята приучаются к учебному труду, становятся более самостоятельными, более серьёзно относятся к процессу обучения.
Трудовая деятельность в нашей школе-интернате содержит богатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, благодаря своей доступности, помогают обучающимся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения работы. Изготовление практически полезных изделий повышает активность и интерес к работе. Навыки труда способствуют укреплению порядка и дисциплины в школе-интернате, и воспитывают такие качества личности, как коллективизм, взаимопомощь, собранность, аккуратность. Воспитатели строят коррекционно-развивающую работу так, чтобы дети развивали умение самостоятельно планировать свою трудовую деятельность и организовывать работу с другими. Проводятся экологические рейды на территорию школы – часы ОПТ. Осуществляется ежедневный контроль над уборкой закреплённых за группами территорий, еженедельное дежурство по школе, ежедневное дежурство по столовой. Проводятся рейды по сохранности одежды, обуви, мебели и т.д. Всё это способствует тому, что у наших ребят появляется потребность в бережном и эстетическом отношении к своему жилищу, личному и школьному имуществу. Школьники начинают более ответственно относиться к трудовым поручениям, самостоятельно выбирают себе объекты труда, стараются помочь взрослым. На основе этого идёт работа по коррекции дефекта волевых качеств.
Главным ориентиром всей воспитательной работы является работа по формированию навыков профессионального труда и профессионального самоопределения, чтобы старшие школьники смогли осмыслить необходимость трудовой деятельности. Ребята много узнают о рабочих профессиях, о тех специальностях, которые подходят им при их интеллектуальных возможностях. Проводятся беседы, способствующие индивидуализации личности воспитанников («Когда я стану взрослым», «Что я хочу от будущего»), деловые игры, помогающие расширить перечень трудовых профилей, выбрать будущую профессию (практикумы «Как вылечить вещи», «Сделай дом красивым»), экскурсии на предприятия города и в ЦЗН. Всё это помогает обучающимся ориентироваться в мире профессий, развивает умения анализировать будущие перспективы, в соответствии с реальными возможностями.
Для формирования основ нравственно-правового поведения воспитатели проводят часы нравственности и игры-тренинги: «Азбука поведения», «Подростковая преступность и юридическая ответственность», «Правила обязательные для всех», беседы – рассуждения: «Ответственность за изготовление, распространение, употребление наркотических средств». «Что значит быть ответственным?»; правовые лектории: «Административная ответственность за нарушения правил дорожного движения», «О недопустимости нахождения несовершеннолетних детей на улице в ночное время». Проводится профилактическая работа и индивидуальные беседы с обучающимися, нарушающими внутренний распорядок школы. В результате такой работы, ребята знакомятся с юридическими нормами: правами, обязанностями и ответственностью несовершеннолетних, знают механизмы защиты прав человека, учатся уважать права других людей; у них развиваются основные положительные качества личности ответственность, выдержка, самообладание и т.д. Происходит коррекция волевой сферы
С целью гражданско-патриотического воспитания педагоги совместно с воспитанниками интерната участвуют в операциях: «Дом без одиночества», «Поздравительная открытка» (ко Дню пожилого человека, поздравление учителей-ветеранов), Принимают участие в акциях: «Спасибо, тебе ветеран!», встречах с ветеранами ВОВ: «Никто не создан для войны. Проводятся информационные часы, уроки мужества и вечера памяти, посвящённые важным историческим событиям в жизни нашей страны. На тематических часах «Герб, флаг и гимн России», «Наша Родина - Россия», обучающиеся изучают символику нашего государства. Всё это даёт возможность ребятам познакомиться с истоками национальной культуры, научиться с уважением относиться к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям. Формируют навыки гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей.
Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, таких как, например, голодание и недоедание, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему и сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. Воспитание потребности в здоровом образе жизни, в физических упражнениях, формирование ответственности за своё здоровье – это далеко не полный перечень аспектов работы воспитателя в данном направлении. Поэтому в школе-интернате созданы нормальные жизненные условия, введен рациональный режим дня, чередующий учебные занятия и отдых детей, создан оптимальный двигательный режим (утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе с подвижными играми, работа спортивного кружка). Воспитатели проводят конкурсные программы, викторины, тренинги беседы-обсуждения, например «Режим дня подростка», «Предупреждение переутомления», «Физическое воспитание подростков», «О вкусной и здоровой пище. «Здоровым будешь – всё забудешь» и т.д. Ребята с удовольствием принимают участи в общешкольных и групповых спортивных соревнованиях, спортивных праздниках. Благодаря этому воспитанники получают возможность сформировать позицию признания ценности здоровья, навыков ответственного поведения снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Для развития коммуникативных навыков и межличностных взаимоотношений работа ведётся таким образом, чтобы в коллективе каждый чувствовал себя нужным и смог проявить свои способности и знания. Для этого проводятся мероприятия, которые способствуют укреплению дружбы и товарищества, например «Что такое дружба». «Истинный и мнимый друг», «Общение и умение общаться» и т.д. Воспитатели в группах проводят воспитательные и информационные часы в форме бесед, разнообразных познавательных игр и эстафет, викторины, конкурсные программы. Организовывают совместные экскурсии в музеи, выходы в Центральную городскую взрослую и детскую библиотеки, в РДК на праздничные концерты и другие мероприятия, проходящие в городе. Кроме этого, ребята активно принимают участие и в общешкольных мероприятиях – в выставках рисунков, коллажей, мультимедийных презентаций. Такие мероприятия учат ребят общению, умению доверять друг другу, развивают чувство уверенности в себе и своих способностях, повышают самооценку, что очень важно для наших детей, а так же развивают умения различать и ценить положительное в окружающих людях, внимание и интерес друг к другу.
Подводя итог, можно сказать, что задача воспитателя - создавать условия для саморазвития обучающихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом. Я считаю, что единственная возможность научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья жить в существующих условиях - создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями. Самое главное, чтобы ребёнок был успешным в жизни, а для этого нужно, чтобы он был личностью.