Программа элективного курса Изучаем второй иностранный язык для учащихся 8-9 классов


Программа элективного курса
«Изучаем второй иностранный язык (французский)».
Пояснительная записка:
В документах Правительства РФ по модернизации школьного образования выделены 3 приоритетных направления образования в современном обществе: информатизация образования, овладение хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности, овладение социально-экономическими знаниями.
Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Более того, двадцать первый век по признанию ЮНЕСКО, - век полиглотов.
Как следствие этих процессов – необходимость предоставить школьникам возможность изучить не один, а 2 и более иностранных языков. Подтверждением тому стало заявление министра образования Ливанова о том, что в ближайшем будущем в учебные планы всех школ с 5 класса будет введено преподавание 2-го ИЯ. Это станет реальным шагом на пути гуманизации и гуманитаризации среднего образования.
Согласно учебному плану в МБОУ «Гимназия № 5» ведется преподавание 2-х иностранных языков: с 1 по 11 классы- первый ИЯ, английский, и с 5 по 9 классы – второй ИЯ, французский. Ввиду того, что ежегодно наблюдается «движение» учащихся (переход из одной школы в другую или прибытие из других регионов), появляется группа вновь прибывших детей, не изучавших французский язык. Этим объясняется необходимость написания программы элективного курса «Изучаем второй иностранный язык (французский) для учащихся 8-9 классов.
2. Цель курса.
Развивать УУД вновь прибывших школьников и подготовить их к выбору сферы обучения в профильной школе.
3. Задачи.
1. Познакомить учащихся с основными звуками французского языка.
2. Развить элементарные навыки говорения, чтения, письма.
3. Расширить кругозор учащихся.
4. Получить новые сведения о Франции и новые знания лингвистического характера.
4. Описание содержания опыта, его технология.
Обучение второму иностранному языку в условиях ФГОС предполагает комплексную реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих компонентов.
Практический компонент предполагает овладение иностранным языком как средством общения при непосредственном контакте или через книгу.
Воспитательный компонент заключается в формировании у учащихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, в воспитании потребности практического использования языка в различных сферах деятельности.
Образовательный компонент выражается в расширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.
Развивающий компонент направлен на развитие познавательной активности учеников, приобщение к поисковой деятельности.
5. Условия реализации и внедрения опыта.
Обучение второму иностранному языку можно вести на уроке и во внеурочной деятельности.
6.Критерии и показатели внедрения опыта.
Элективный курс даёт учащимся возможность овладеть определёнными знаниями, умениями и навыками в области аудирования, чтения, письма, говорения на элементарном уровне.
7.Перспективы применения в массовой школе.
Материал курса соответствует программе по иностранным языкам и возрасту учащихся.
8.Тематическое планирование по элективному курсу
« Изучаем второй иностранный язык (французский) ».
Элективный курс по французскому языку рассчитан на 17 часов (1 час в неделю). В конце изучения курса предполагается итоговое занятие в форме творческого отчёта (открытого урока или выступления на школьном мероприятии).
№ Тема Речевые образцы
1 Вводное занятие (страноведческий материал о Франции) Гласные a, i, e, o, u, y.
2 Приветствие. Знакомство.
Qui est-ce? C’est...
Je m’appelle…
3 Местожительство. Où habite…? Il habite la rue... Elle habite la rue...
4 Возраст
Marie a onze ans. Victor a seize ans.
J’ ai ... ans.
5 Что у меня есть?
Nadine a un stylo. Victor a une carte.
J’ai une gomme. J’ai un journal.
6 Повелительная форма
Je prends... Prenez... Je donne... Donnez-moi... ! Donnez-moi un livre, s’il vous plaît ! Prenez le livre !
7 Алфавит Nina dit :  « Merci » . Prenez un cahier ! Ouvrez le cahier ! Fermez le cahier !
8 Артикли Un , une ,le, la, des . les
9 Предметы классного обихода
Qu’est-ce que c’est ? C ‘est une classe . Qu’est-ce que c’est ? C ‘est un pupitre ...
Où est le livre ? Le livre est sur la table .
10 Школа Où est le professeur ? Le professeur est près de la table.
11 Моя семья. Est-ce que vous avez un frère ? Oui , j’ai un frère . Mon frère travaille à...
12 Моя комната. Est-ce que ce sont des tables ? Oui , ce sont des tables .
13 Профессии.
Je suis professeur . Il est ouvrier. Mon frère est mécanicien.
14 Календарь.
Chaque année a douze mois. Est-ce qu’il y a un calendrier dans votre maison ? Oui, il y a un calendrier dans notre maison. Quel est le premier jour de la semaine ?
15 Времена года.
Quel temps fait-il ? Il fait chaud. Il pleut.
Il neige.
16 Распорядок дня
Quand est-ce que vous vous réveillez ? Je me réveille à sept heures du matin, Nous nous levons à huit heures. Ils se couchent à onze heures et quart.
17 Итоговое занятие 9.Приложения.
Рекомендации по проведению занятий.
Работа должна быть организована таким образом, чтобы за очень короткий промежуток времени развить у учащихся умение слушать и понимать речь учителя, пользоваться элементарными речевыми образцами в правильной ритмико–интонационной форме, выработать элементарные навыки в области техники чтения и письма.
Занятие 1.
Примерный ход занятия.
1.Вводная беседа учителя. Учитель проводит беседу о Франции, о французском языке, рассказывает о дружбе русского и французского народов.
Беседу можно провести в форме вопросов и ответов.
Примерные вопросы:
Какое географическое положение занимает Франция?
Какова численность населения Франции?
Назовите выдающихся французских учёных, писателей.
Что вы знаете о героическом прошлом Франции?
Как складывались отношения между СССР и Францией в период второй мировой войны?
Как называется эскадрилья, принимавшая участие в боях в составе советских Вооружённых сил?
В каких странах говорят по-французски?
Какие книги, переведённые с французского языка, вы читали?
Далее даётся характеристика французского языка. Это один из наиболее распространённых западноевропейских языков, который является национальным языком населения Франции, частично Бельгии, Швейцарии, Канады и используется как средство внутригосударственного и международного общения рядом государств.
Французский язык используется в качестве рабочего языка в ООН, в ЮНЕСКО и других международных организациях.
Французский язык имеет ряд специфических особенностей, которые отличают его от русского языка. Французский алфавит содержит 26 букв, звуков – 35.
В грамматической системе французского языка имеется ряд специфических черт, которые отличают её от грамматической системы русского языка. Например, во французском языке имеется два вида местоимений – самостоятельные и приглагольные, существует особая группа служебных слов (определённый и неопределённый артикль, указательные прилагательные и т.д.); достаточно разветвлённая система времён, многообразие предлогов, фиксированное ударение на последнем слоге, нет падежей.
Затем учитель рассказывает об интернациональных словах, приводит примеры (учащиеся могут их прочитать в учебнике для 5 класса «Синяя птица»)
2.Фонетические упражнения.
Учитель произносит несколько имён Victor, Nadine, Nina – и подводит учащихся к выводу о том, что ударение во французском языке падает на последний слог. Особое внимание уделяется чёткости произношения и правильности интонации.
3.Развитие умения узнавать и употреблять в речи МФ (модельные фразы).
Учитель даёт несколько команд, сопровождая их жестами или действиями. Например, Ouvrez vos livres! или Levez-vous! Je m’ appelle...ит.д.
10. Материально-техническое обеспечение.
Учебник - Э.М.Береговская «L’oiseau bleu»: учебник французского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) – Москва, Просвещение,2013
Рабочая тетрадь “Cahier d’activites” - Москва, Просвещение,2013
Книга для учителя “Livre du professeur” - Москва, Просвещение,2013
Аудиоприложение– CD MP3
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Федеральный государственный Образовательный стандарт общего образования.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Пособия по страноведению Франции и франкоговорящих стран. Ангелевич А.Е., Золотницкая С.П. «Французский язык за 2 года»
Рапанович Н.А. Фонетика французского языка
Береговская Э.М., Зайцева В.А. Школьные праздники. Пособие для учителей французского языка.
Двуязычные словари
Книги для учителя (методические рекомендации к  УМК)
Печатные пособия        
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для каждого ступени обучения
Карты на иностранном языке
Физическая карта Франции
Набор  фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи к УМК, которые используются для изучения иностранного языка
Видеофильмы, соответствующие тематике.
Информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам
Компьютерные словари
Игровые компьютерные программы (по изучаемым языкам)
Технические средства обучения
Мультимедийный компьютер
Аудио-центр ( аудиомагнитофон)
Мультимедийный проектор
Учебно-практическое оборудование
Классная  доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц
Экспозиционный экран (навесной)
Сетевой фильтр-удлинитель
Список литературы (основной и дополнительной)
Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта" Издательство Москва. Дрофа. 2011.
Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. Стандарты второго поколения.- М.: Просвещение, 2014.