Исследовательский проект Исследование показателей агрессивного поведения у учащихся Софьинской школы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
2012-2013 учебный год
ПРОЕКТ Исследование показателей агрессивного поведения у учащихся Софьинской школы
Автор: Хабибуллина Альбина,
ученица 11 класса
Руководитель: Лебедева Л.Л.,
учитель биологии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение.1) Почему люди склонны проявлять агрессию?_________________________2-6
2) Актуальность данной проблемы.___________________________________7
3) Цель, задачи исследования._______________________________________7
4) Объекты и методы исследования.__________________________________7-8
II. Основная часть.
1) Определение уровня агрессивности учащихся Софьинской школы:
а) Методика Ассингера;___________________________________________8-13
б) Методика Басса-Дарки.________________________________________13-15
2) Определение уровня нервного напряжения учащихся____________15-17
III. Заключение.
1) Выводы по результатам исследования.______________________________18
2) Рекомендации учащимся по сохранению спокойствия в конфликтных ситуациях.______________________________________________________18-19
IV. Литература.__________________________________________________20
V. Приложения.________________________________________________21-34
« Здоровый дух в здоровом теле
- вот краткое, но полное описание
счастливого состояния в этом мире»
Джон Локк
I. Введение.1) Основа агрессии.
Агрессия – поведение или действия, направленные на причинение психологического или физического вреда, ущерба или на уничтожение кого-либо. Различают: реактивную агрессию с осознанным или целенаправленным причинением вреда, и инструментальную агрессию, используемую как средство достижения эмоционально нейтральной цели (Колесникова Г.И. «Психологические виды помощи»). По направлению агрессию разделяют на аутоагрессию (направленную на себя) и гетероагрессию (направленную на других).
Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. В современном обществе существует множество факторов, так или иначе, влияющих на психику человека. Например, экономические: рост безработицы, отсутствие стабильного дохода. Также стоит учитывать политические факторы: расстановка политических сил, денежно-кредитная система. Наконец, есть и социальные детерминанты агрессивного поведения человека. Почему же люди склонны проявлять агрессию в проблемных ситуациях? В чем заключается природа агрессии?
Возможно, ответ на этот вопрос стоит искать в рамках возрастной психологии. А именно, где находится та точка отсчета, тот возраст, с момента наступления которого, человек начинает проявлять агрессию. Американский психолог Э. Эриксон, в созданной им возрастной периодизации, говорит о том, что на стадии «Автономии против стыда» (около 1-3 года) ребенок уже может проявлять агрессию. Не решая кризис 1-го года, из-за определенных факторов (например, гиппоопека) ребенок не может сформировать собственную «автономию», или, иными словами, залог чувства справедливости и принятия моральных ценностей (Эриксон Э. «Детство и общество»). Значит, он начинает стыдиться, или по Эриксону обращать свой гнев на себя самого. Это и есть первые проявления аутоагрессии. Естественно, этот объект со временем может измениться, и ребенок начнет проявлять агрессию уже по отношению к окружающим. Однако так ли это для каждого человека или существуют какие-либо различия? К. Лоренц на основании этологического подхода, указывал на различия в агрессивном поведении животных (Лоренц К. «Агрессия»). Организм постоянно накапливает биологически активные вещества, или гормоны. Безусловно, уровень гормонов у каждого организма незначительно, но различается. Когда этот уровень доходит пороговой отметки, животное осуществляет свою инстинктивную программу. Значит, агрессия у животных относится к инстинктивному поведению, роль которого, в большинстве случаев, - сохранение вида. Как же происходит проявление агрессии у человека? С точки зрения этологического подхода для агрессивного акта необходим определенный уровень гормонов. В подростковом возрасте в кровь человека начинает поступать огромное количество гормонов роста и половых гормонов. Многие авторы называют подростковый возраст «гормональной бурей». Гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы обеспечивает, прежде всего, конституциональное и физиологическое развитие человека. Значит, гормонов в организме подростка предостаточно, но по К.Лоренцу необходим какой-либо внешний стимул. У животного это может быть, например, запах хищника. Естественно, два этих фактора обратно пропорциональны: чем ниже уровень «гормональной энергии», тем более сильный стимул требуется, чтобы вызвать агрессивную реакцию, и наоборот. Если уровень энергии становится слишком высоким и не высвобождается с помощью внешнего стимула, происходит переполнение, что приводит к спонтанной агрессии. Но в отличие от животного человек может контролировать свои инстинктивные импульсы. Например, в теории социального учения А. Бандуры (Коверзнева И. А. «Психология активности и поведения» Мн., 2010.) большая роль отводится способности организма к саморегуляции. Организуя побудительные мотивы, поступающие от внешнего окружения, генерируя когнитивные средства поддержки, оценивая последствия собственных поступков, люди способны до некоторой степени осуществлять контроль над собственным поведением. Можно с уверенностью сказать, что функции саморегуляции создаются и время от времени поддерживаются внешними влияниями. Но тот факт, что они имеют внешнее происхождение, не отрицает того, что, будучи однажды сформированными, функции саморегуляции частично определяют совершение тех или иных поступков. Однако стоит предположить, что в подростковом возрасте человек не до конца может отдавать отчет о своих действиях. Иначе как объяснить такое количество преступлений, совершаемых подростками. По статистике МВД в России ежемесячно несовершеннолетние совершают 80-90 тысяч преступлений разного характера! Около 15% этих преступлений попадают под категорию насильственных (убийство, изнасилование, разбой). 5% преступлений считаются тяжкими и особо тяжкими. Произведя нехитрые расчеты, получается, что только по официальной статистике несовершеннолетние совершают более миллиона преступлений, а 150 тысяч из них с применением насилия (цифры могут быть преувеличены, так как одному лицу может быть приписано несколько противоправных деяний). Может, агрессия характерна только для подростков, попавших в нежелательное социальное окружение? Однако Ю.В.Гущин в работе «Агрессия и преступность подростков» показал, что уровень агрессии в выборке подростков-правонарушителей не больше, чем в выборке социально адаптированных подростков (Гущин Ю.В. «Агрессия и преступность подростков»). Значит, агрессивность, в той или иной степени, характерна для каждого подростка? И только некоторые подростки реализуют свои агрессивные импульсы через преступную деятельность. Итак, возможно в подростковом возрасте ребенок не может до конца справиться со своими чувствами и переживаниями, в особенности с негативными. Это обусловлено как физиологически: резкая смена настроения из-за недостаточной уравновешенности нервных процессов (большое влияние гормонов), так и социально: не до конца сформированная система ценностей; неизвестные, новые жизненные ситуации, в которых нет определенной программы к действию. Вследствие всех этих причин, может возникнуть состояние фрустрации. Ведь многие психологи считают, что раскрыв связь «фрустрация-агрессия», можно выяснить всю природу агрессивного поведения человека. Ещё в 1908 году Мак Дугалл высказал предположение, что агрессия формируется неосознанно. В 1939 году Д. Доллард продолжил эту мысль, утверждая, что агрессия – это поведенческая реакция, которую индивид может проявить в проблемной для него ситуации (Доллард Д., «Фрустрация и агрессия», глава 4.,стр.116). То есть речь идет о ситуативном подходе. Но агрессия всегда является следствием фрустрации. У человека возникает психологическое состояние фрустрации, возникающее как результат нервного расстройства на основе невозможности удовлетворения потребности. Естественно, желая выйти из этого положения, человек проявляет агрессию, как средство выхода из фрустрации. В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора: а) степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели; б) сила препятствия на пути достижения цели; в) количества последовательных фрустраций. То есть, чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы. Однако человек не обязательно будет проявлять агрессию по отношению к объекту, вызвавшим фрустрацию. По мнению Долларда агрессия может «смещаться» на другой объект. Прежде всего, это связано со страхом наказания, который субъект испытывает перед фрустратором.
По мнению Л. Берковиц, не только фрустрация может предшествовать агрессии. Боль, жара, другие неприятные переживания также могут быть причиной негативных чувств человека. Именно негативные чувства, а не фрустрация, лежат в основе «эмоциональной» агрессии. То есть неприятные чувства могут привести, а могут и не привести к открытому агрессивному поведению, все зависит от ряда факторов — человеческих и связанных с ситуацией. Пожалуй, самой известной психологической теорией агрессии является теория социального научения А.Бандуры (1973). Согласно данной модели ближайшее социальное окружение ребенка формирует у него мотивацию к агрессии. Делает она это через вознаграждения, которые могут поступать напрямую или косвенно. Например, ученик начальных классов рассказывает отцу, как сегодня в школе он подрался с одноклассником. Отец, в свою очередь, дарит ему различные подарки. То есть отец поощряет подобное поведение своего ребенка, руководствуясь, вероятно, определенными социальными стереотипами (о мужской силе, о собственной защите). Также вознаграждения могут поступать косвенно. Чаще всего, это происходит под воздействием телевидения и кино. Просмотрев видеофильм, в котором главный герой жестоко обращается со своим врагами, а в конце получает вознаграждение в виде счастливой жизни, ребенок понимает, что агрессивное поведение даже приветствуется обществом (ведь все восхищаются этим киногероем). Значит, уже с самого раннего детства ребенок обучается агрессии. В процессе воспитания родители и учителя могут вознаграждать или препятствовать этому. Также ребенок, наблюдая за другими людьми, усваивает их паттерны поведения, а затем с успехом применяет их сам. Однако, в отличие от фрустрационной теории, по мнению А.Бандуры человек может действовать агрессивно, независимо от его эмоционального состояния. Например, наемные убийцы получают вознаграждение за свои поступки, но не испытывают гнева или ненависти к своей жертве. В целом, обладать навыками владения оружием или боевыми искусствами ещё не значит проявлять агрессию. Однако применение этих навыков ради вознаграждения уже говорит о направленности агрессивных импульсов на объект. По мнению Е.П. Ильина (Ильин Е.П. «Психология спорта») такая схема вполне актуальна в профессиональном спорте. Тренера уже в детско-юношеских спортивных школах поощряют агрессивное поведение, так как оно способствует улучшению результата. А в процессе соревнования спортсмен может нанести травму сопернику, так как не смог проконтролировать свои действия. Таким образом, теория социального научения, в первую очередь, применима к инструментальной агрессии. То есть агрессия используется, как средство достижения цели. Это своеобразный метод достижения успехов, желаний. А культура (западная) поощряет данное поведение, потому что её основной постулаты: «для достижения цели все средства хороши» или «победителей не судят». В общем, не важно, как ты достиг успехов, главное, что ты их достиг. У детей агрессивные действия и поведение обычно связаны с чрезмерно ограничивающим, холодным или жестоким обращением значимых для них взрослых, отвержением со стороны сверстников. В тоже время такие действия могут рассматриваться как естественное проявление природной агрессивности как необходимого механизма самосохранения и самозащиты (Дружинин В.Н., «Экспериментальная психология»). Одним из проявлений агрессивного поведения служит бравада – вызывающая демонстрация своих качеств, в том числе таких, которые заведомо могут вызвать неодобрение, с целью доказать свое превосходство над окружающими, над обстоятельствами. Бравада наиболее типична для подростков в ситуациях ущемления, подавления интересов, чувств (к примеру, в конфликтах с учителями). Другим проявлением внутренней агрессивности является упрямство – особенность поведения (в устойчивых формах – черта характера) как дефект волевой сферы человека, выражающийся в стремлении во что бы то ни стало поступить по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей, иногда в ущерб себе, вопреки здравому смыслу. Что обусловливает развитие агрессивного поведения? Как личность в подростковом возрасте приобретает склонность действовать агрессивно по отношению к другим? Несомненным является то, что в данном возрасте, знания о моделях агрессивного поведения черпаются из трех основных источников: - семья – может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения подростков зависит от того, сталкиваются ли они с проявлением агрессии у себя дома; - агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр; - и наконец, подростки учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых в масс-медиа и СМИ. Итак, можно сделать вывод о том, что существует два основных направления в изучении агрессии. Это биологическое и социальное. Биологическое направление, прежде всего, рассматривает человека как индивида. У него есть ряд индивидуальных особенностей в строении тела и нервной системы, а значит, его поведение обусловлено процессами функционирования систем организма. Конечно, социальное направление не может полностью противоречить биологическому. Таким образом, чтобы максимально полно исследовать структуру агрессивного поведения подростка, нужно учитывать как биологические механизмы, так и социальное развитие ребенка.
2) Актуальность темы исследования.
Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появлением новых обязанностей, активного стремления к самореализации, подросток начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии. Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме агрессивного поведения, которое наблюдается у наших школьников, особенно у учащихся 5 – 8 классов в виде недисциплинированности на уроках и на переменах, в конфликтах с учителями и со сверстниками и в жестоком обращением с животными. Поэтому необходимость исследования проблемы агрессивного поведения подростков определяется реалиями современного общества, в котором имеется тенденция накапливать психологическое напряжение и прибегание к антисоциальному поведению как к одному из возможных способов избавления от состояния фрустрации.
3) В связи с этим была определена цель моей работы:
изучить показатели агрессивного поведения у учащихся нашей школы.
В работе были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
Исследовать уровень агрессии учащихся;
Исследовать уровень напряженности учащихся,
Разработать на основании исследований рекомендации по сохранению спокойствия в стрессовых ситуациях;
Ознакомить с результатами данного исследования детей, их родителей и педагогов школы для формирования здоровой психики у учащихся нашей школы.
4) Объекты и методы исследования:
Объектом данного исследования является агрессивное поведение, как основа нарушения психики подростков.
Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской СОШ. исследование было проведено с учащимися 11, 5 и 7 «Б» классов.
При работе над проектом были использованы следующие методики:
Методика Ассингера;
Методика Басса-Дарки.
II. Основная часть.
1) Определение уровня агрессивности учащихся 5, 7 «Б» и 11 классов МБОУ Софьинской СОШ. Для этого были проведены тестирования по следующим методикам: 1) Методика А. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению». Методика определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли, общаться, с ним. Опросник можно применять и в профессиональной психологической деятельности, и в самотестировании (Приложение № 1).
11 класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученик № 1 39 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 2 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 3 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 4 34 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 5 34 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 6 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица№ 7 37 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Следовательно, из семи учащихся 11 класса нет признаков агрессивного поведения у шести учеников (86 %), а признаки умеренной агрессивности выявлены у одного ученика (14 %).
5 класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученица № 1 36 балла Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 2 36 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 3 34 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 4 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 5 36 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 6 37 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 7 37 балла Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 8 35 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 9 37 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 10 40 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 11 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 12 39 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученик № 13 40 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 14 35 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Следовательно, из четырнадцати учащихся 5 класса нет признаков агрессивного поведения у семи учеников (43 %), а признаки умеренной агрессивности выявлены у восьмерых учеников (57 %).
7 «Б» класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученик № 1 39 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 2 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 3 35 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 4 36 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 5 37 баллов Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
Ученица № 6 35 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 7 32 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 8 34 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 9 34 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученица № 10 35 баллов Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 11 32 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Ученик № 12 33 балла Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает!
Следовательно, из двенадцати учащихся 7 «Б» класса нет признаков агрессивного поведения у девяти учеников (75 %), а признаки умеренной агрессивности выявлены у трех учеников (25 %).
2) Методика Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory).
Этот метод разработан А. Бассом и А. Дарки в 1957 г. и предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций.Опросник состоит из 75 утверждений, каждое из которых относится к одному из восьми индексов форм агрессивных или враждебных реакций. По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы различных форм агрессивности и враждебных реакций, а также общий индекс агрессивности и индекс враждебности (Приложение № 2).
11 класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученик № 1 18 баллов Норма агрессии
Ученица № 2 17 баллов Норма агрессии
Ученица № 3 16 баллов Норма агрессии
Ученица № 4 17 баллов Норма агрессии
Ученица № 5 13 баллов Норма агрессии
Ученица № 6 18 баллов Норма агрессии
Ученик № 7 20 баллов Норма агрессии
Следовательно, у всех учащихся 11 класса нет признаков агрессивных или враждебных реакций (100 %).
7 «Б» класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученик № 1 13 баллов Норма агрессии
Ученица № 2 15 баллов Норма агрессии
Ученик № 3 16 баллов Норма агрессии
Ученица № 4 17 баллов Норма агрессии
Ученица № 5 14 баллов Норма агрессии
Ученица № 6 13 баллов Норма агрессии
Ученик № 7 20 баллов Норма агрессии
Ученик № 8 18 баллов Норма агрессии
Ученица № 9 19 баллов Норма агрессии
Ученица № 10 14 баллов Норма агрессии
Ученик № 11 17 баллов Норма агрессии
Ученик № 12 12 баллов Норма агрессии
Следовательно, у всех учащихся 7 «Б» класса нет признаков агрессивных или враждебных реакций (100 %).
5 класс
Ученик Суммарный балл Результат
Ученица № 1 20 баллов Норма агрессии
Ученик № 2 16 баллов Норма агрессии
Ученица № 3 13 баллов Норма агрессии
Ученик № 4 14 баллов Норма агрессии
Ученик № 5 15 баллов Норма агрессии
Ученица № 6 18 баллов Норма агрессии
Ученица № 7 19 баллов Норма агрессии
Ученик № 8 14 баллов Норма агрессии
Ученица № 9 13 баллов Норма агрессии
Ученик № 10 20 баллов Норма агрессии
Ученик № 11 19 баллов Норма агрессии
Ученик № 12 13 баллов Норма агрессии
Ученица № 13 13 баллов Норма агрессии
Ученик № 14 16 баллов Норма агрессии
Следовательно, у всех учащихся 5 класса нет признаков агрессивных или враждебных реакций (100 %).
В результате исследования было выявлено, что большинство учащихся 5 класса имеют умеренную степень агрессии. У учащихся 7 класса преобладает чрезмерная миролюбивость. По результатам анкетирования учащихся 11 класса 99% учащихся чрезмерно миролюбивы. Таким образом мы видим, что постепенно к 11 классу уровень агрессивности у подростков снижается.
2) Определение уровня нервного напряжения учащихся 11 и 5 класса.
На втором этапе работы было проведено тестирование учащихся 5 и 11 класса по определению уровня эмоционального напряжения (Приложение № 3). Эмоциональная напряженность является одной из причин проявления агрессии у человека. Напряженность обычно проявляет себя в раздражительности. Мы реагируем слишком быстро и слишком сильно на мелкие неудачи. Мы расстраиваемся из-за вещей, которые не огорчили бы нас, будь мы в нормальном состоянии. Мы более чувствительны к шуму, легко раздражаемся из-за него. Шумы, которых раньше мы не слышали, становятся источником раздражения. Мы терпим, пока можем, и внезапно срываемся. Прежде, если кто-то находил ошибку в нашей работе, мы обычно принимали это легко. Но в состоянии напряженности мы реагируем на ситуацию слишком бурно, взрываемся, говорим то, что не должны были бы говорить и затем сожалеем об этом. Девушка в ресторане обслуживает нас как обычно, но нам кажется, что она невыносимо медлительна. Шутки друзей и родных, которым мы когда-то радовались, теперь раздражают нас. Создается напряженная атмосфера дома. Члены семьи становятся осторожными; они сдержаны и больше не смеются и не шутят открыто, чтобы не раздражать нас. Подросток, находящийся в напряжении чувствует, что близкие ведут себя по-другому по отношению к нему, становится все раздражительней, и атмосфера непонимания углубляется. Раздражительность порождает агрессию. Следовательно, одной из причин агрессии может являться эмоциональное напряжение.
5 класс
Ученик Суммарный балл Уровень напряженности
Ученица № 1 10 Ниже среднего
Ученик № 2 12 Средний
Ученица № 3 6 Низкий
Ученик № 4 9,5 Низкий
Ученик № 5 2 Низкий
Ученица № 6 9,5 Ниже среднего
Ученица № 7 8,5 Ниже среднего
Ученик № 8 3 Низкий
Ученица № 9 19,5 Выше среднего
Ученик № 10 12 Ниже среднего
Ученик № 11 13,5 Ниже среднего
Ученик № 12 15 Средний
Ученица № 13 10 Низкий
Ученик № 14 15 Средний
Ученик № 15 10 Ниже среднего
Следовательно, из пятнадцати учащихся 5-го класса уровень напряженности выше среднего у одного ученика (6 %), средний у трех учеников (20 %), низкий у пяти учеников (34 %), а ниже среднего уровень напряженности у шести учеников (40 %).
7 «Б» класс
Ученик Суммарный балл Уровень напряженности
Ученица № 1 10 Выше среднего
Ученик № 2 12 Средний
Ученица № 3 6 Низкий
Ученик № 4 9,5 Выше среднего
Ученик № 5 2 Средний
Ученица № 6 9,5 Выше среднего
Ученица № 7 8,5 Ниже среднего
Ученик № 8 3 Низкий
Ученица № 9 19,5 Выше среднего
Ученик № 10 12 Средний
Ученик № 11 13,5 Ниже среднего
Ученик № 12 15 Средний
Следовательно, из двенадцати учащихся 7 «Б» класса уровень напряженности выше среднего у четырех учеников (34 %), средний у четырех учеников (34 %), низкий у двух учеников (16 %), а ниже среднего уровень напряженности у двух учеников (16 %).
11 класс
Ученик Суммарный балл Уровень напряженности
Ученик № 1 11,5 Низкий
Ученица № 2 10,5 Низкий
Ученица № 3 10,5 Ниже среднего
Ученица № 4 8,5 Ниже среднего
Ученица № 5 14 Ниже среднего
Ученица № 6 13,5 Ниже среднего
Ученик № 7 13 Ниже среднего
Следовательно, из семи учащихся 11 класса уровень напряженности низкий у двух учеников (29 %), ниже среднего у пяти учеников (71 %), а учащихся со средним и выше среднего уровня напряженности не выявлено.
III. Заключение.
1) Выводы по результатам исследования.
1. При определении уровня агрессивности выявили: - у учащихся 11 класса склонность к умеренной агрессии имеет 1 ученик (Приложение № 4); - у учащихся 5 класса склонность к умеренной агрессии у 8 учеников (Приложение № 5); - у учащихся 7 «Б» класса склонность к агрессии имеют 3 ученика (Приложение № 6).
2. По результатам уровня агрессивных и враждебных реакций все ученики показали нормальный уровень агрессии (100 %).
3. При определении уровня напряженности выявили: - у учащихся 5 класса уровень напряженности выше среднего имеет 1 ученик (Приложение № 7); - у учащихся 11 класса нет учеников с уровень напряженности выше среднего (Приложение № 8); - у учащихся 7 «Б» класса уровень напряженности выше среднего имеют 4 ученика (Приложение № 9);
Основываясь на проведенном исследовании, мы видим, что агрессивное поведение учащихся основано, в частности, на напряженности. К 11 классу у учащихся уровень агрессии становится ниже, причиной этому может быть взросление. С возрастом подросток не обращает внимание на мелкие обиды, ссоры, становится менее раздражительным и заметнее контролирует свои эмоции.
2) Рекомендации учащимся по сохранению спокойствия в конфликтных ситуациях.
На основании своих исследований я составила рекомендации по сохранению спокойствия в стрессовых ситуациях учащимся нашей школы и ознакомила их с ними. А. Итак, какие преимущества даёт спокойствие: - спокойствие придаёт силы для преодоления внешних препятствий и внутренних противоречий;- спокойствие даёт освобождение от страхов, комплексов и неуверенности в себе;- спокойствие показывает путь к самосовершенствованию;- спокойствие даёт благорасположение со стороны окружающих людей;- спокойствие даёт уверенность в собственных силах;- спокойствие даёт ясность мыслей и поступков (http://www.centr-crm.ru). Б. Попав в конфликтную ситуацию в школе, или в магазине, или в общественном транспорте, когда на тебя направлен чей-то агрессивный ментальный удар, чья-то негативная энергетика, тебе по пунктам необходимо сделать следующее:
- сразу же распрямить пальцы, распрямить ладони и тем самым получить доступ к психическому осознанию ситуации, т.е. выйти из подсознательного уровня спонтанности на сознательный уровень понимания;
- для того чтобы энергетически защитить и не позволить «завести» себя в экстремальной ситуации, необходимо прервать визуальный контакт с агрессором - проще говоря, прервать с ним зрительный контакт. Увести глаза в точку между бровями. Тем самым повергаем противника в неосознаваемое недоумение, обрекаем его на растерянность и не понимание происходящей ситуации. А сами получаем очень мощный щит, очень мощный экран ментальной психической защиты;
- если это лицо вышестоящее, которому ты не можешь или не хочешь возражать - для того, чтобы быстрее погасить его агрессию, лучше всего на все его выпады отвечать одной фразой: «Я поняла. Хорошо, я понимаю все, что Вы говорите». Причем, произносить все это следует спокойным, пониженным тоном голоса;
- если ситуация нечаянная, связанная с какими-то конфликтами обслуживания в магазине, в транспорте, с соседями или что-нибудь аналогичное - то фразу «Хорошо! Я понимаю, что Вы сказали» можно просто продолжить следующим: «Хорошо! Я Вас слышу, я понимаю все Ваши слова. Возьмите себя в руки, посмотрите на то, как ужасно Вы выглядите».
После этих слов агрессии хватает не более чем на полминуты. Подобные фразы очень быстро остужают любого крикуна или крикунью и моментально «включают» его в спокойное сознание, ставя на место. Никому не хочется выглядеть ужасно.
«Твои мысли подобны кругам на воде. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться - ответ станет очевидным» (Мультфильм "Кунг- Фу Панда").
IV. Список литературы
1. НауменкоЮ.В. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». М.: Глобус, 2009
2. Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции». Москва, 1996
3. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». СПб, 2000, стр.154-163
4. Можгинский Ю.Б. «Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм». СПб, 1999., стр. 128
5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Руководство по психологической диагностике». Москва.: 2000.
6. Паренс Г. «Агрессия наших детей». М.: «ФОРУМ», 1997. стр.160
7. http://www.centr-crm.ru
8. http://www.jlady.ru/psixologiya-lichnosti/razdrazhitelnost.html
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б., «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми», Москва, 2000.
10. Бандура А., Уолтерс Р. «Подростковая агрессия». Москва.:2000. стр.512
11. Фурманов И.А. «Детская агрессивность». Москва.:1996.
V. Приложения.ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Метод Ассингера.
Инструкция к тесту: выберите подходящий вас ответ.
I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередной ссоры с одноклассниками? 1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда.
II. Как Вы ведете себя в критической ситуации?
1. Внутренне кипите. 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание.
III. Каким считают вас одноклассники?
1. Самоуверенным и завистливым. 2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независтливым.
IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственное поручение?
1. Примете его с некоторыми опасениями. 2. Согласитесь без колебаний.3. Откажетесь от него ради собственного спокойствия.
V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из одноклассников без разрешения возьмет с Вашего стола тетрадь или учебник?
1. Выдадите ему «по первое число». 2. Заставите вернуть. 3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
VI. Какими словами Вы встретите маму (папу), если он (она) вернулся с работы позже обычного? 1. "Что это тебя так задержало?" 2. "Где ты торчишь допоздна?" 3. "Я уже начал(а) волноваться".
VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?
1. Сбалансированными. 2. Легкомысленными. 3. Крайне жесткими.
IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается?
1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее.
X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? 1. «Пора бы уже запретить им такие развлечения». 2. «Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать». 3. «И чего мы столько с ними возимся»?
XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?
1. «И зачем я только на это нервы тратил?» 2. «Видно, его физиономия шефу приятнее». 3. «Может быть, мне это удастся в другой раз».
XII. Как Вы смотрите страшный фильм?
1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие.
XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важную встречу?
1. Будете нервничать во время встречи. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность друга. 3. Огорчитесь.
XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?
1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. 3. Очень сердитесь, если не везет.
XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в столовой (кафе)?
1. Стерпите, избегая скандала. 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание. 3. Отправитесь с жалобой к директору столовой (кафе).
XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего брата (сестру) обидели в школе?
1. Поговорите с учителем. 2. Устроите скандал родителям «малолетнего преступника». 3. Посоветуете ребенку дать сдачи.
XVII. Какой, по-вашему, Вы человек?
1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной.
XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами?
1. «Простите, это моя вина». 2. «Ничего, пустяки». 3. «А повнимательней Вы быть не можете»?
XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?
1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры»? 2. «Надо бы ввести телесные наказания». 3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели»!
XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное Вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.
Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов.
РЕЗУЛЬТАТЫ: 45 и более очков.
Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать.
36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.
35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает! Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.
Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Методика Басса- Дарки
Инструкция к тесту: Тест состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет».
Тестовый материал:
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
Я не всегда получаю то, что мне положено
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной
Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать
Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести
Мне кажется, что я не способен ударить человека
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал
Я часто бываю не согласен с людьми
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями
Я гораздо более раздражителен, чем кажется
Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор
Меня немного огорчает моя судьба
Я думаю, что многие люди не любят меня
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины
Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку
Я не способен на грубые шутки
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится
Довольно многие люди завидуют мне
Я требую, чтобы люди уважали меня
Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"
Я никогда не бываю, мрачен от злости
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания
Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть
Иногда мне кажется, что надо мной смеются
Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня
Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь
Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием
Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел
Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю
Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею
Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь
С детства я никогда не проявлял вспышек гнева
Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ
Неудачи огорчают меня
Я дерусь не реже и не чаще чем другие
Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю
Я ругаюсь только со злости
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть
Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу
Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся
У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает
Я часто думаю, что жил неправильно
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки
Я не огорчаюсь из-за мелочей
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня
Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение
В последнее время я стал занудойВ споре я часто повышаю голос
Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить А. Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций: 1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Ответы оцениваются по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6, а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Напряженность учащихся
Инструкция: Вам предлагается дать ответы на 30 утверждений. Если вы с утверждением согласны, поставьте рядом с его номером знак «+»; если нет - знак «-». Если Вы затрудняетесь ответить, напишите «не знаю» (Ю.В. Науменко. «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности»). № Утверждения Ответы
да Не знаю Нет
1 2 3 4 5
1 У меня редко бывают головные боли, боли после длительной и напряженной деятельности 2 Ничто не может нарушить моего хорошего расположения духа 3 Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня 4 Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед контрольной работой или экзаменом, если не уверен в своих силах 5 Я иду на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета 6 Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса 7 Насмешники окружающих не портят мне настроение 8 Перед контрольными я спокойно сплю и мне не сниться пройденная тема 9 В коллективе я чувствую себя легко и непринуждённо 10 Мне легко организовать свой день, я всегда успеваю сделать то, что запланировал 11 Мне плохо удаётся сосредоточиться на уроке 12 Отступление преподавателя от основной темы занятия сильно отвлекает меня 13 Меня постоянно тревожат мысли о предстоящей контрольной работе 14 Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны 15 Отчаявшись сделать какое-либо задание, я обычно «опускаю руки» 16 Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе 17 Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя 18 Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство 19 Меня сильно беспокоит моё положение в классе 20 Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости 21 Я с трудом сосредотачиваюсь на каком – либо задании или работе или работе, и это раздражает меня 22 Несмотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед предстоящей контрольной, экзаменом или собеседованием 23 Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала 24 Меня смущает необходимость выступать перед одноклассниками 25 Возможные неудачи в учебе тревожат меня 26 Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться 27 Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий 28 Я часто ссорюсь с товарищами из-за пустяков, а потом жалею об этом 29 Микроклимат в классе очень влияет на моё состояние 30 После спора или ссоры я долго не могу успокоиться Анализ результатов:
Посчитать количество ответов «нет» с 1 по 10 вопрос;
Посчитать количество ответов «да» с 11 по 30 вопрос;
Посчитать количество ответов не знаю по всей анкете и разделить на два;
Сложить все три числа, полученную сумму сравнить со шкалой для оценки.
Шкала оценки результатов
Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Мальчики, юноши Меньше 8 8-11 12-15 16-18 Выше 18
Девочки, девушки Меньше 12 12-14 15-18 19-22 Выше 22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Склонность к агрессии учащихся 11 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.
Склонность к агрессии учащихся 5 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Склонность к агрессии учащихся 7 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Уровень напряжения учащихся 5 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Уровень напряжения учащихся 11 класса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Уровень напряжения учащихся 7 «Б» класса