Исследовательский проект «Мониторинг физического развития школьников на примере учащихся 9 – 11 классов МОУ Софьинской сош»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Софьинская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ:
«Мониторинг физического развития
школьников на примере
учащихся 9 – 11 классов
МОУ Софьинской сош»
Автор Робенкова Юлия, ученица 11 класса;
Руководитель Л.Л. Лебедева, учитель биологии.
2008-2009 учебный год
Оглавление.
I. Введение.
1) Физическое развитие учащихся – основа их здоровья.
2) Цели и задачи данного исследования.
3) Объекты и методы исследования.
II. Основная часть.
1) Изучение показателей физического развития школьников:
а) измерение длины тела (роста);
б) определение массы тела;
в) измерение окружности грудной клетки (ОГК);
г) обработка результатов и выводы.
2) Оценка антропометрических данных учащихся:
а) экскурсия грудной клетки (ЭГК);
б) индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана);
в) индекс крепости телосложения (индекс Пинье);
г) вычисление индекса гармоничности морфологического развития (метод ИГМР) учащихся;
д) обработка результатов и выводы.
3) Самооценка учащимися текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
4) Общие выводы проведённых исследований.
III. Заключение.
Предложения для дальнейшего гармоничного физического развития наших школьников.
IV. Литература.
V. Приложения.
«Человек – он ведь тоже ПРИРОДА.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход»
С. Островой
I. 1) Физическое развитие учащихся – основа их здоровья.
Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями при оценке благоприятного или неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма. Их знание позволяет обосновать профилактические мероприятия по охране и укреплению здоровья.
За последние годы у 70 – 80 % детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии органов, в том числе хронические заболевания. Значительное место в имеющейся патологии занимают различные нарушения нервно-психической сферы, выявляющиеся у каждого четвертого-пятого первоклассника. До 30 % детей имеют речевые нарушения, до 40 % - хронические заболевания верхних дыхательных путей. Низкий исходный уровень здоровья детей, поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к учебным нагрузкам и режиму массовой общеобразовательной школы, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья. За период обучения с первого по одиннадцатый класс число здоровых учащихся снижается в четыре-пять раз. В 2006-2007 гг. в нашей школе обучались 261 учеников (приложение № 1), из них первую группу здоровья (здоровые) имели 172 детей (69%), в 2007-2008 гг. - 137 детей (51 %) были здоровы из 268 учеников школы, а в этом учебном году из 244 учеников первую группу здоровья имеют 103 ученика (42 %). Ухудшение состояния здоровья происходит главным образом за счет снижения показателей физического развития, а именно за счет увеличения числа учащихся с дисгармоническим физическим развитием, т. е. дефицитом массы тела или ожирением. Физическое развитие – процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фенотип). Человечество в своем эволюционном развитии всегда было ориентированно на физические нагрузки. Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что невозможно быть здоровым без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение целительной частью медицины; по словам русского врача П.Ф. Лесгафта, то, что не упражняется, умирает, а великий русский физиолог И.М. Сеченов утверждал, что «все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению»1.
«Максимум комфорта, минимум движений!» - это лозунг людей, наивно полагающих, что, оберегая себя от лишнего шага и любого движения, они тем самым сберегают свое здоровье. Еще в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведет к снижению работоспособности, заболеваниям и тучности (приложение № 2). Все это происходит вследствие нарушения обмена веществ. Уменьшение энергетического обмена, связанное с изменением интенсивности распада и окисления органических веществ, приводит к нарушению биосинтеза, а также к изменению кальциевого обмена в организме. Вследствие этого в костях происходят глубокие изменения. Кости начинают терять кальций и это приводит к тому, что кость делается рыхлой, менее прочной. Кальций попадает в кровь, оседает на стенках кровеносных сосудов, они склерозируются, т. е. пропитываются кальцием, теряют эластичность и делаются ломкими. Способность крови к свертыванию резко возрастает. Возникает угроза образования кровяных сгустков (тромбов) в сосудах. Содержание большого количества кальция в крови способствует образованию камней в почках. Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность __________________
1 Сеченов И.М. Избранные произведения. – М., 1952. – с. 124.
энергетического обмена, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечной мышцах.
Многие молодые люди ощущают душевный дискомфорт из-за своего физического нездоровья или телесного несовершенства, подчас не догадываясь, что это дело вполне поправимое, так как физическое здоровье и физическая привлекательность тесно связаны друг с другом. Не следует ставить перед собой нереальные задачи – значительно подрасти, полностью изменить свою фигуру. Достаточно реализовать возможности, заложенные в организме природой. После выполнения определенных измерений и вычислений по общим формулам, сравнив полученные цифры со среднестатистическими, можно получить общее представление о гармоничности своего телосложения.
К показателям состояния здоровья человека относятся: 1) объективные – морфологические: рост, масса тела; 2) функциональные: частота сердечных сокращений (ЧСС), жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания (ЧД), мышечная сила, температура тела; 3) субъективные – самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, настроение.
Данные о физическом развитии и здоровье детей необходимы родителям и педагогам для правильного построения учебно-воспитательной работы, обеспечения рационального режима дня, предупреждения заболеваний детей. Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.
2) В этой связи была определена цель нашей работы:
научиться оценивать показатели физического развития, с помощью измерений и формул рассчитывать физическое развитие, на примере учащихся школы.
В работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить состояние физического здоровья учащихся;
2) проанализировать состояние физического развития учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей;
3) разработать по результатам наших исследований предложения для дальнейшего гармоничного физического развития наших школьников.
4. Ознакомить с нашими исследованиями учащихся, их родителей и наших педагогов для дальнейшего формирования навыков здорового образа жизни учащихся нашей школы.
3)Объекты и методы исследования
Объектом исследования были учащиеся:
в 2006 – 2007 учебном году - 7 – 9 классов;
в 2007 – 2008 учебном году - 8 – 10 классов;
в 2008 – 2009 учебном году - 9 – 11 классов.
Методы исследования
Метод индексов:
весо-ростовой индекс (индекс Кетле);
индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана);
индекс крепости телосложения (индекс Пинье);
индекс гармоничности морфологического развития учащихся (метод ИГМР).
Метод индексов применяется для ориентировочной оценки антропометрических данных1. Индексы представляют собой определенное арифметическое соотношение двух-трех показателей физического развития, принимаемое за норму.
Самооценка состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей.
В качестве критериев оценки физического развития учащихся использованы методики, рекомендуемые Министерством здравоохранения Российской Федерации2.
_________________________________
1См.: Л.И. Губарева. Экология человека, с. 53 – 54.
2См.: Приложение № 4 к приказу Минздрава Р.Ф. и Министерства образования от 30.06.92 г.
I I. 1) Изучение показателей физического развития школьников.
Определили показатели длины тела, массы тела и окружности грудной клетки (ОГК) для учащихся 9 – 11 классов 2008 – 2009 учебного года:
а) измерение длины тела (роста) производилось в медицинском кабинете школы при помощи ростометра. Измерения проводились в первой половине дня, без верхней одежды и обуви. Учащиеся работали в парах. При измерении длины тела обследуемый должен стоять на платформе ростометра, выпрямившись, слегка выпятив грудь и втянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь вертикальной стойки ростометра пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держать так, чтобы верхний край уха и нижний край глазницы находились на одном уровне. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давления;
б) определение массы тела производилось путем взвешивания учащихся на медицинских
весах, которые перед началом взвешивания были отрегулированы. При взвешивании учащегося просили аккуратно вставать на середину площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывался, и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливалась масса тела;
в) измерение окружности грудной клетки (ОГК) производилось при максимальном вдохе, максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди – по нижнему краю околососковых кружков. У девочек лента спереди проводилась на уровне края четвертого ребра. Разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе составила экскурсию грудной клетки. Учащиеся работали в паре.
Из медицинских карт учащихся 9 – 11 классов были выписаны показатели длины тела и массы тела, которые были у этих учащихся, когда они учились в 1 и 4 (5) классах. Все полученные данные мы занесли в таблицу и вычислили по ним индекс Кетле (приложение № 3);
г) обработка результатов и выводы: вычисление индекса Кетле производилось на основе полученных результатов. Учащиеся вычислили индекс Кетле по формуле: массу (кг) разделили на квадрат роста (м). Полученный индекс Кетле учащиеся сравнили с данными, представленными в приложении № 41.Верхняя граница нормы, то есть величина, с которой
масса считается избыточной, определяется путем прибавления к должной величине двух единиц, что составляет 10 % от приведенных возрастно-половых норм. Снижение свидетельствует о дефиците массы тела. Индекс Кетле характеризует гармоничность физического развития и телосложения.
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы
(приложение № 5):
1) учащиеся 1993 и 1994 года рождения.
1) при обучении в 1классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было – 9 учеников(56 %), с избыточной массой тела – 3 ученика (19 %), а с дефицитом массы тела – 4 ученика (25 %);
2) когда учащиеся обучались в 5классе, то из 16 учащихся с нормальной массой тела было – 7 учеников (43 %), с избыточной массой тела – 6 учеников (38 %), а с дефицитом массы тела – 3 ученика (19 %);
3) в 9 классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было – 8 учеников (50 %), с избыточной массой тела – 3 ученика (19 %), а с дефицитом массы – 5 учеников (31 %).
2) учащиеся 1992 и 1993 года рождения:
1) при обучении в 1классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было – 7 учеников (46%), с избыточной массой тела – 3 ученика (20 %), а с дефицитом массы тела – 5 учеников (34 %);
2) когда учащиеся обучались в 4 классе, то из 15 учащихся с нормальной массой тела было – 3 ученика (20 %), с избыточной массой тела – 7 учеников (46 %), а с дефицитом массы тела – 5 учеников (34 %);
3) в 10 классе из 16 учащихся с нормальной массой тела было – 7 учеников (46 %), с избыточной массой тела – 4 ученика (27 %), а с дефицитом массы – 4 ученика (27 %).
___________________________________________
1См.: О.Е. Аверчикова. Биология, с. 154.
3) учащиеся 1991 и 1992 года рождения:
1) при обучении в 1классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было – 4 ученика (27 %), с избыточной массой тела – 5 учеников (34 %), а с дефицитом массы тела – 6 учеников (39 %);
2) когда учащиеся обучались в 5 классе, то из 15 учащихся с нормальной массой тела было – 8 учеников (53 %), с избыточной массой тела – 2 ученика (13 %), а с дефицитом массы тела – 5 учеников (34 %);
3) в 11 классе из 15 учащихся с нормальной массой тела было – 3 ученика (20 %), с избыточной массой тела – 11 учеников (73 %), а с дефицитом массы – 1 ученик (7 %).
2) Оценка полученных антропометрических данных учащихся:
используя показатели, полученные при измерении окружности грудной клетки у учащихся
9 – 11 классов мы произвели оценку их антропометрических данных:
а) определили экскурсию грудной клетки (ЭГК) – это разность в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе; в норме разница обхвата грудной клетки в состоянии глубокого вдоха и в состоянии глубокого выдоха равна 6 – 9 см;
б) вычислили индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) - он равен разности: ОГК в покое (см) минус рост (см), деленной на 2; он составляет 5,8 см для юношей и 3, 3 см для девушек, если индекс равен или превышает названные цифры, это указывает на хорошее развитие грудной клетки; если он ниже указанных величин или имеет отрицательное значение, это свидетельствует об узкогрудии;
в) вычислили индекс крепости телосложения (индекс Пинье) – он выражает разность между ростом стоя и суммой массы тела и окружности грудной клетки на выдохе: Х = Р – (М + О), где Х – индекс, Р – рост стоя в см, М – масса тела в кг, О – окружность грудной клетки в фазе выдоха в см. Чем меньше разность, тем выше показатель физического развития, крепости телосложения (при отсутствии избыточных жировых отложений). Индекс меньше 10 – телосложение крепкое, от 10 до 20 – хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое, более 36 – очень слабое. Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 6).
г) Вычисление индекса гармоничности морфологического развития (метод ИГМР).
Имея данные окружности грудной клетки, роста и массу тела исследуемых учащихся мы определили по формуле индекс гармоничности их морфологического развития:
ИГМР = (L – Р) * L / К * 2 Т,
Где L – длина тела (рост) в см; Р – масса тела в кг; К – коэффициент развития, который находится по таблице (приложение № 4); Т – окружность грудной клетки. Нормальный показатель составляет от 90 до 100; показатель ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела. Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 7).
д) Обработка результатов и выводы.
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
1) учащиеся 1993 и 1994 года рождения:
в 9 классе из 16 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 10 учеников (63 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (37 %);
индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 8 (50%) учеников, индекс, указывающий на узкогрудие у 8 (50%) учеников;
при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое – 1 (6 %) ученик; б) телосложение хорошее – 2 (12%) ученика; в) телосложение среднее – 3 (19 %) ученика; г) телосложение слабое – 7 (44 %) учеников;
д) телосложение очень слабое – 3 (19 %) ученика;
индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 8 учеников; повышен у 5 учеников; снижен у 3 учеников.
2) учащиеся 1992 и 1993 года рождения:
в 10 классе из 15 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 9 учеников (60 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (40 %);
индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 8 (54%) учеников, индекс, указывающий на узкогрудие у 7 (46%) учеников;
при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое - нет; б) телосложение хорошее – 6 учеников (40 %); в) телосложение среднее – 3 ученика (20 %); г) телосложение слабое – 6 учеников (40 %); д) телосложение очень слабое – нет;
индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 6 учеников; повышен у 4 учеников; снижен у 5 учеников.
3) учащиеся 1991 и 1992 года рождения:
в 11 классе из 15 учащихся нормальная величина экскурсии грудной клетки (ЭГК) была у 7 учеников (47 %), выше нормальной величины у 2 учеников (13 %), а ниже нормальной величины у 6 учеников (40 %);
индекс пропорциональности развития грудной клетки (индекс Эрисмана) соответствующий хорошему развитию грудной клетки был у 14 учеников (93 %), индекс, указывающий на узкогрудие у 1 (ученика 7 %);
при вычислении индекса крепости телосложения (индекс Пинье) получили следующие данные о физическом развитии и крепости телосложения учащихся: а) телосложение крепкое – 4 ученика (27 %); б) телосложение хорошее – 9 учеников (60 %); в) телосложение среднее – 2 ученика (13 %); г) телосложение слабое – нет; д) телосложение очень слабое – нет;
индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) в норме у 5 учеников; снижен у 10 учеников.
3. Самооценка текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей
Чтобы определить уровень здоровья учащихся были проведены следующие практические работы:
1. Определение функциональной жизнедеятельности организма по состоянию кожных покровов и их образований:
а) рассмотрите кожу и оцените ее состояние:
упругая, эластичная, розового цвета, + 1 балл;
красная, имеет сальный вид или сухая, шероховатая. На коже часто появляются покраснения, сыпь, прыщики, – 1 балл.
б) рассмотрите ногти.
Здоровые ногти имеют выпуклую форму, гладкую блестящую поверхность и розовую окраску. Оцените их состояние ( + 1 балл или – 1 балл).
в) рассмотрите волосы. Здоровые волосы мягкие, эластичные, имеют естественный блеск и украшают человека. Оцените их состояние:
мягкие, эластичные, с естественным блеском, + 1 балл;
ломкие, жесткие; наблюдается сечение и выпадение волос, – 1 балл.
Выпадение волос и ломкость ногтей – это звонок при сбоях в работе щитовидной железы.
2. Оцените свое самочувствия: вы бодры, у вас много сил и вы деятельны, + 1 балл;
вы испытываете усталость, у вас выраженная слабость, – 1 балл.
3. Определите работоспособность организма:
а) оцените умственную работоспособность. Если:
при выполнении домашнего задания вы легко можете сосредоточиться, не отвлекаетесь на посторонние раздражители + 1 балл;
вы с трудом заставляете себя сделать домашнее задание, отвлекаетесь, не можете собраться с мыслями, – 1 балл;
б) определите физическую работоспособность организма:
Для этого в среднем темпе и без остановки учащиеся поднимались по школьным лестницам (что соответствовало подъему на 5 этаж типового жилого дома):
отсутствие одышки, + 1 балл; одышка, - 1 балл.
4. Оценка сна.
Если сразу, после того как вы легли спать:
наступает сон, крепкий, дающий на следующий день ощущение бодрости, + 1 балл;
длительное засыпание, раннее пробуждение или пробуждение среди ночи, – 1 балл.
5. Оценка настроения:
если вы жизнерадостны, увлечены какой-то деятельностью, в любой жизненной ситуации надеетесь на лучшее, + 1 балл; если часто испытываете отчаяние, скуку, печаль, страх в тяжелых жизненных ситуациях, – 1 балла.
6. Оценка аппетита:
наличие хорошего аппетита, + 1 балл; отсутствие аппетита, – 1 балл.
7. Оценка иммунитета:
если вы болеете редко, переносите заболевание без осложнений, быстро выздоравливаете, можете устоять перед болезнью даже во время массовых эпидемий,
+ 1 балл;если болеете два раза в год и более, подвержены простудным заболеваниям, при малейших изменениях погоды, процесс выздоровления длительный, – 1 балл.
8. Оценка адаптивных возможностей:
если вы легко переносите поездки в любом виде транспорта, ваш организм быстро и легко приспосабливается к изменениям условий окружающей среды, + 1 балл;
если при изменении погоды, вы чувствуете себя разбитым, ощущаете сонливость, головную боль, плохо переносите поездки, – 1 балл.
9. Определение массы тела.
Используем для этого индекс Кетле, который вычислили при изучении антропометрических данных учащихся.Если ваша масса соответствует индексу гармоничности в таблице результатов (приложение № 4), + 1 балл, если нет, - 1 балл.
Полученные результаты занесли в таблицу (приложение № 8).
Оценка полученных показателей:
сумма от + 10 до + 12 показывает высокий уровень здоровья;
сумма от + 6 до + 9 показывает средний уровень здоровья;
сумма менее + 6 показывает низкий уровень здоровья.
Определяем долю детей в классе с высоким, средним и низким уровнями здоровья (приложение № 9).
Исходя, из полученных данных можно сделать следующие выводы:
- в 9 классе высокий уровень здоровья имеют лишь 2 ученика: один мальчик и одна девочка; средний уровень здоровья имеют 9 учеников: 6 девочек и 3 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 5 учеников: 3 девочки и 2 мальчика;
- в 10 классе высокий уровень здоровья имеют лишь 3 ученика: два мальчика и одна девочка; средний уровень здоровья имеют 8 учеников: 5 девочек и 3 мальчика; низкий уровень здоровья имеют 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика;
- в 11 классе высокий уровень здоровья имеет лишь 1 девушка; средний уровень здоровья имеют 8 учеников: 4 девушки и 3 юношей; низкий уровень здоровья имеют 6 учеников: 5 девушек и 1 юноша.
4) Общие выводы.
I. По полученным показателям физического развития школьников 2008-2009 учебного года:
1) показатели массы тела учащихся с 1 по 9 – 11 классы:
из 46 учащихся 9 – 11 классов нормальная масса тела у 18 учеников; дефицит массы у 10 учеников, а избыточную массу тела имеет 18 учеников;
- у учеников 1993-1994 г.р. с 1 по 9 класс снизилось число учащихся с нормальной массой тела на 6 %, доля учащихся с дефицитом массы тела увеличилось тоже на 6 %, а доля учащихся с избыточной массой тела не изменилась и составила 19 %;
- у учеников 1992 и 1993 г. р. с 1 по 10 класс доля учащихся с нормальной массой тела не изменилась и составила 46 %, доля учащихся с дефицитом массы тела снизилась на 7 %, а доля учащихся с избыточной массой тела повысилась на 7 %;
- у учащихся 1991 – 1992 г. р. с 1 по11 класс доля учащихся с нормальной массой тела снизилась на 7 %, доля учащихся с дефицитом массы тела снизилась на 32 %, а доля учащихся с избыточной массой тела повысилась на 39 %.
Следовательно, за период обучения с первого по десятый – одиннадцатый классы увеличивается число учащихся с избыточной массой тела с 7 – 34 до 27 – 73 %.
2) показатели антропометрических измерений и расчетов:
а) из 46 учащихся 9 – 11 классов нормальную величину экскурсии грудной клетки (ЭГК) имеют 26 учеников; ЭКГ выше нормальной величины у 2 учеников, а ЭКГ ниже нормальной величины у 18 учеников;
б) из 46 учащихся 9 – 11 классов хорошее развитие грудной клетки выявлено у 30 учеников; а узкогрудие обнаружено у 16 учеников;
в) из 46 учащихся 9 – 11 классов крепкое телосложение имеют 5 учеников; хорошее телосложение у 17 учеников; среднее телосложение у 8 учеников; телосложение слабое у 17 учеников; а очень слабое у 3 учеников;
г) из 46 учащихся 9 – 11 классов индекс гармоничности развития (ИГМР) в норме у 19 учеников; ИГМР повышен у 14 учеников, что указывает на увеличение длины их тела; ИГМР снижен у 18 учащихся, что указывает на увеличение массы их тела и окружности грудной клетки.
II. По показателям уровня здоровья учащихся (приложение № 10):
- из 46 учащихся 9 – 11 классов высокий уровень здоровья имеют 6 учеников; средний уровень здоровья у 25 учеников, а низкий уровень здоровья у 18 учеников.
Основываясь на проведенных исследованиях, мы оцениваем физическое развитие учащихся 9 класса, как среднее; 10 и 11 классов, как дисгармоническое.
Основными причинами этого можно считать:
- не соблюдение режима дня;
- нерациональный режим питания учащихся1;
- недостаточная двигательная активность;
Также к причинам, оказывающим наиболее выраженное отрицательное влияние на физическое развитие растущего организма, по мнению С.Д. Полякова2 нужно отнести и следующие:
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
- нарушение гигиенических требований к учебной и трудовой деятельности;
- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе.
____________________________________
1См.: Чудакова М., Робенкова Ю. Изучение режима питания учащихся Софьинской сош, с. 15.
2См.: Поляков С.Д. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников, с. 5.
III. Предложения для гармоничного физического развития школьников.
1. Нормальному росту и развитию организма ребенка способствуют физические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообращение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ, поэтому школьником необходимо:
- каждый день начинать с утренней зарядки;
- не уклоняться от занятий физической культуры в школе;
- ежедневно рационально проводить динамичные паузы во внеурочное время (подвижные игры, плавание, катание на лыжах и коньках и т. д.);
- правильно выбрать вид спорта и систематически им заниматься.
2. Рацион питания школьника должен отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать постоянство массы тела и соответствовать возрастным нормам ученика данного телосложения;
- покрывать все энергетические траты, включая необходимые виды деятельности;
- обеспечивать нормальную работу органов пищеварения, содержать все необходимые питательные вещества в нужном ассортименте;
- правильно сочетать высококалорийные и низкокалорийные продукты.
3. Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям от нормы его здоровья, нарушению функций различных систем органов, отставанию в физическом развитии, поэтому правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни. Он должен определяться рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха; способствовать длительному сохранению работоспособности подростка в течение дня.
4. Родителям и педагогам обеспечивать максимальную заинтересованность учащихся занятиями спортом путем предоставления им возможностей самостоятельного выбора форм физической активности.
5. Организовывать в школе систематически не только спортивные соревнования между классами, но и спортивные праздники, фестивали и т. д.
6. Воспитание у учащихся самостоятельности и ответственности за свое здоровье путем их привлечения к планированию, организации и проведению спортивных мероприятий в школе.
7. Проводить систематические антропометрические измерения учащихся 1 – 11 классов с заполнением информационной карты (приложение № 11) для родителей и классных руководителей, чтобы своевременно выявлять нарушения физического развития учащихся, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.
8. Родители и педагоги школы постоянно должны оказывать интеллектуальную и психологическую поддержку детям и подросткам в соблюдении правильного режима дня, так как привычка соблюдать правильный режим дня не складывается сама по себе и требует много знаний и волевых усилий.
9. С целью снижения утомления, повышения физического здоровья и познавательной потребности детей и подростков учебный процесс в школе должен осуществляться при определенном чередовании различных видов деятельности:
- определенная продолжительность различных видов деятельности (учебы, игры и т. д.), их регулярность и рациональное чередование;
- достаточный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
- регулярное питание.
Здоровье не существует само по себе и не является раз и навсегда данным и неизменным. Оно постоянно нуждается в тщательной заботе. Простая истина о необходимости укрепления здоровья смолоду трудно признается и усваивается, ей не придают особого значения. Поэтому с детских лет правилом должен стать режим самоограничения и функциональных нагрузок. Став нормой, он дает человеку много радостей на протяжении его долгой жизни.
IV. Л и т е р а т у р а
1. В. В. Балабанова, Т. А. Максимцева. Биология, экология, здоровый образ жизни. - Волгоград. Издательство " Учитель ", 2001 г.
2. Б. И. Тешкин. Школьная гигиена. - М.: "Просвещение", 1996 г.
3. Л. И. Губарева, О. М. Мизирева, Т. М. Чурилова. Экология человека. - М. : " Владос " 2005 г.
4 С. В. Дендебер, О. В Ключникова, Т. В. Иванникова и др. Электив - 9 : «Физика, Химия, Биология». - М. : ООО " 5 за знания " ,2005 г.
5. Л. П. Анастасова, В. С. Кучменко, Т. А. Цехмистренко. Формирование здорового образа жизни подростков. - М.: " Вентана - Граф ", 2006 г.
6. О. Е. Аверчинкова. Биология. Элективные курсы 9-11 классы. - М.: «Айрис Пресс ",
2007 г.
7. М. З. Фёдорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина. Экология человека – культура здоровья. - М.: " Вентана - Граф " ,2004 г.
8. Н.А. Агаджанян, В.И. Торшин, Экология человека. Избранные лекции. – М.: 1994 г.
9. Окружающая среда и здоровье человека. – М.: 1979 г.
10. Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. Здоровый образ жизни и его составляющие. - М.: Академия, 2007 г.
11. Т.И. Алексеева. Географическая среда и биология человека. – М.: 1977 г.
12. В.И. Демченко, А.В. Лукьянов, С.К. Кудренко. Справочник врача детского оздоровительного лагеря. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008 г.
13. Н.А. Сауров, В.К. Балябин, А.Д. Тиселько. Стандарты физического развития школьников г. Ульяновска: пособие для медицинских работников, преподавателей физической культуры, тренеров. Ульяновск, 1994 г.
14. Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. Основы индивидуального здоровья человека.
М.: «Владос», 2000 г.
15. Г.Н. Сердюковская. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников. М., 1995 г.
16. С.М. Громбах. Актуальные вопросы изучения состояния здоровья детей и подростков. М., 1981 г.
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Данные о группах здоровья учащихся 1-11 классов2006 – 2007 учебного года
Класс
Число учащихся
Группы здоровья
Физкультурные группы
I
II
III
Основная
Подготовительная
Специальная
1 «А»
15
10
4
1
10
4
1
1 «Б»
15
6
9
-
9
5
1
2 «А»
16
11
3
2
11
5
-
2 «Б»
15
10
4
1
11
4
-
3 «А»
18
9
8
1
12
6
-
3 «Б»
16
11
4
1
13
3
-
4
17
8
7
2
11
4
2
5
20
11
5
3
12
7
1
6
21
11
8
3
13
8
-
7
20
10
7
3
14
6
-
8 «А»
17
12
3
2
13
4
-
8 «Б»
15
11
2
2
12
3
-
9
16
9
4
3
11
5
10
17
10
4
3
12
5
-
11
23
12
8
3
15
8
-
Всего
261
151 (58 %)
80 (30 %)
30 (12 %)
179 (69 %)
77 (29 %)
5 (2 %)
Данные о медицинских и физкультурных группах учащихся 1-11 классов 2007 – 2008 гг.
Класс
Число учащихся
Группы здоровья
Физкультурные группы
I
II
III
Основная
Подготовительная
Специальная
1
20
11
7
2
19
1
-
2 «А»
20
10
9
1
19
-
1
2 «Б»
14
5
8
1
12
1
1
3 «А»
20
10
4
6
15
5
-
3 «Б»
15
10
4
1
14
1
-
4 «А»
17
7
8
2
15
2
-
4 «Б»
15
9
5
1
13
2
-
5
24
12
9
3
20
3
1
6
23
10
10
3
14
7
2
7
22
9
9
4
14
8
-
8
20
12
4
4
14
6
-
9 «А»
15
9
4
2
10
5
-
9 «Б»
14
8
5
2
10
4
10
16
7
6
3
12
4
-
11
13
8
3
2
10
3
-
Всего
268
137 (51 %)
95 (35 %)
36 (14 %)
211 (79 %)
52 (19 %)
5 (2 %)
Данные о медицинских и физкультурных группах учащихся 1-11 классов 2008-2009 гг.
Класс
Число учащихся
Группы здоровья
Физкультурные группы
I
II
III
Основная
Подготовительная
Специальная
1
22
13
7
2
19
3
-
2
20
10
8
2
19
1
-
3»А»
20
8
11
1
18
1
1
3 «Б»
12
3
8
1
10
1
1
4 «А»
18
8
4
6
13
5
-
4 «Б»
14
7
6
1
13
1
-
5 «А»
17
6
9
2
14
3
-
5 «Б»
14
7
5
2
11
3
-
6
20
7
10
3
15
4
1
7
21
7
10
4
10
9
2
8
20
6
9
5
11
9
-
9
16
8
5
3
10
6
-
10
15
8
4
3
11
4
-
11
15
5
6
4
10
5
-
Всего
244
103 (42 %)
102 (42 %)
39 (16 %)
184 (75 %)
55 (23 %)
5 (2 %)
Приложение № 2
Приложение № 3
Полученные показатели физического развития школьников
Возраст
1993 и 1994 г.р.
Ф.И.О.
Длина тела, см
Масса тела, кг
Индекс Кетле
2000 г.
1 класс
2004 г.
5 класс
2008 г.
9 класс
2000 г.
1 класс
2004 г.
5 класс
2008 г.
9 класс
2000 г.
1 класс
2004 г.
5 класс
2008 г.
9 класс
15
Ангели Е.В.
118
142
165
15,400
30,000
49,700
11
15
18,4
14
Бородина.Т.В.
109
140
157
16,500
28,100
41,500
15
14,7
17,2
15
Виткалов С.Ю.
117
144
167
19,300
38,000
51,800
14,8
19
19,1
15
Волова А.С.
119
142
158
15,200
29,600
46,300
10,8
14,8
19,2
15
Деркач К.Г.
126
155
169
21,000
46,400
58,200
14
19,3
20,7
15
Кашков
116
148
164
19,500
40,000
49,800
15
18
18,8
14
Корягина Д.Д.
125
149
160
24,500
48,000
59,800
16
22
24
15
Кузьмина Е.М.
121
153
162
22,500
46,000
52,100
16
20
21
15
Лахтикова Е.С.
127
149
159
26,700
40,000
47,000
16,6
20
18,8
15
Лазарева М.А.
132
154
164
30,000
41,000
48,000
17,6
17,8
18,4
15
Мисакян Д.Г.
130
156
167
34,600
52,300
74,500
20,3
21,7
26,6
15
Маер Е.Л.
116
145
160
21,000
39,200
45,900
16,1
18,6
18,3
15
Попов А.И.
111
148
161
20,000
39,500
51,000
16,6
18
19,8
15
Озаренко Е.Н.
120
152
167
22,600
46,000
56,900
16,1
20
20,3
15
НикушинаН.В.
128
150
160
20,000
43,000
52,500
12,5
19,5
21
15
Харченко А.А.
122
154
183
28,000
62,400
98,500
20
27,1
29,8
Возраст
1992 и 1993
г р.
Ф.И.О.
Длина тела, см
Масса тела, кг
Индекс Кетле
1999 г.
1 класс
2002 г.
4 класс
2008 г.
10 класс
1999 г.
1 класс
2002 г.
4 класс
2008 г.
10
класс
1999 г.
1 класс
2002 г.
4 класс
2008 г.
10 класс
15
Ананьев К.Н.
120
134
167
22,000
27,900
59,100
15,7
15,5
21,8
16
Гусарова Д.В.
129
134
164
24,000
26,800
52,200
15
14,8
20
15
Денисов А.С.
127
144
169
28,300
36,700
63,900
17,6
18,3
23
15
Игнатин И.К.
119
139
170
21,200
29,600
60,600
15,1
15,5
21
16
Кашков А.А.
121
145
165
23,000
41,400
49,000
16,4
19,7
18,4
15
Крылова А.С.
119
140
166
21,800
45,500
54,900
15,5
24
20,3
16
Кузьмина В.И.
116
142
158
21,700
34,000
60,600
16,6
17
24,2
16
Первезенцев А.
132
150
186
34,500
48,000
76,000
20,2
21,8
22
16
Робенкова Ю.В
123
136
167
20,700
30,600
56,800
13,8
17
20,1
16
Рожнова А.П.
121
146
162
20,400
44,000
46,500
14,5
21
17,8
15
Темных Е.Д.
116
133
172
21,000
29,000
64,000
16,1
17
22
17
Трофимова П.
126
144
165
21,000
41,000
65,800
14
20,5
24
16
Чудакова М.А.
122
134
165
20,000
28,000
50,100
14,2
15,5
18,5
15
Шегушев З.Э.
134
152
172
32,000
46,000
66,200
17,7
20
23
16
Цырульник Г.
128
145
168
21,700
32,500
49,900
13,5
15,4
17,8
Возраст
1991 и 1992
г. р.
Ф.И.О.
Длина тела, см
Масса тела, кг
Индекс Кетле
1998 г.
1 класс
2002 г.
5 класс
2008 г.
11 класс
1998 г.
1 класс
2002 г.
5 класс
2008 г.
11 класс
1998 г.
1
класс
2002 г.
5 класс
2008 г.
11 класс
16
Амелина Н.В.
123
144
166
27,500
40,400
75,100
18,3
20,2
27,3
16
Боровик Н.В.
129
150
179
31,200
48,100
68,800
18,7
13,8
21
17
Горожанкина Л.С.
126
143
163
22,300
35,900
58,500
14,1
18
23
17
Донцова Н.Н.
120
142
166
19,200
34,000
60,200
13,3
17
22
17
Зайцева В.В.
116
139
157
20,000
36,100
48,300
15
19
19,3
16
Лазарев Е.А.
120
140
176
27,200
36,100
72,500
18,8
18,6
24
17
Мартыненко О.Н.
125
152
167
23,500
46,000
65,600
15
20
24
17
Морис М.Н.
128
149
165
24,800
45,500
79,400
15,5
20
29
16
Никулина А.В.
118
145
162
27,300
46,500
72,800
20
23
28
17
Никольский Н.С.
119
144
172
24,500
45,000
65,500
18
23
33
16
Панченко М.Д.
122
130
164
20,500
27,000
57,900
14
16
22
16
Скороход Т.А.
117
141
163
24,800
50,200
90,800
15
17
28
16
Чепцов Е.Н.
120
141
178
21,000
34,400
75,200
14,5
18
25
16
Чумичев Р.В.
121
140
175
22,000
36,000
68,200
14,6
18
22,7
17
Янковая О.О.
114
138
161
18,500
35,000
59,200
14
18
23
Приложение № 4
Возрастно-половые нормы для оценки массы тела
Возраст
( лет)
Массо-ростовой индекс Кетле
1
2
3
Дефицит массы
гармоничное
тучное
6 (обоего пола)
<13
15,0 – 17,0
>19
7 (обоего пола)
<13
15,0 – 17,0
>19
8 (обоего пола)
<13
15,0 – 17,0
>19
9 (обоего пола)
<14
16,0 – 18,0
>20
10 (обоего пола)
<14
16,0 – 18,0
>20
11 (обоего пола)
<15
17,0 – 19,0
>21
12 (обоего пола)
<16
18,0 – 20,0
>22
13 (обоего пола)
<17
19,0 – 21,0
>23
14 (обоего пола)
<17
19,0 – 21,0
>23
15 (юноши)
<17
19,0 – 21,0
>23
15 (девушки)
<18
20,0 – 22,0
>24
16 (юноши)
<18
20,0 – 22,0
>24
16 (девушки)
<19
21,0 – 23,0
>25
17 (юноши)
<19
21,0 – 23,0
>25
17 (девушки)
<20
22,0 – 24,0
>26
18 (юноши)
<19
21,0 – 23,0
>25
18 (девушки)
<20
22,0 – 24,0
>26
Коэффициент развития детей школьного возраста
Возраст, лет
Девочки
Мальчики
7
1,038
1,017
8
1,060
1,045
9
1,093
1,076
10
1,117
1,094
11
1,150
1,139
12
1,145
1,138
13
1,140
1,146
14
1,091
1,158
15
1,067
1,139
16
1,036
1,134
17
0,992
1,106
Показатель индекса гармоничности морфологического развития (ИГМР) снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Вычисленные показатели индекса Кетли
Учащиеся 1993-1994 года рождения
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Учащиеся 1992-1993 года рождения
Учащиеся 1991-1992 года рождения
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Показатели индекса крепости телосложения (индекс Пинье)
учащиеся 1991 и 1992 года рождения
Возраст
Ф.И.О.
Обхват грудной клетки
Показатели физического развития
на вдохе
на выдохе
в состоянии
покоя
ЭКГ
индекс
Эрисмана
индекс
Пинье
16
Амелина Н.В.
102
90
98
12
15
1
16
Боровик Н.В.
103
93
98
10
8,5
17,2
17
Горожанкина Л.С.
94
88
90,5
6
9
16,2
17
Донцова Н.Н.
95
87
90
8
7
18,8
17
Зайцева В.В.
90
87
88
3
9,5
21,7
16
Лазарев Е.А.
99
92
95
7
7
11,1
17
Мартыненко О.Н.
92
85
88
7
4,5
16,4
17
Морис М.Н.
88
84
86
4
3,5
1,6
16
Никулина А.В.
89
82
85
7
4
7,2
17
Никольский Н.С.
95
90
93
5
7
16,5
16
Панченко М.Д.
92
87
88
5
6
19,1
16
Скороход Т.А.
103
99
101
4
19,5
- 26,8
16
Чепцов Е.Н.
107
100
102
7
13
2,8
16
Чумичев Р.В.
96
90
93
6
5,5
16,8
17
Янковая О.О.
87
82
84
5
3,5
19,8
Учащиеся 1993 и 1994 года рождения
Возраст
Ф.И.О.
Обхват грудной клетки
Показатели физического развития
на вдохе
на выдохе
в состоянии
покоя
ЭКГ
индекс
Эрисмана
индекс
Пинье
15
Ангели Е.В.
86
80
84
6
1,5
35,3
14
Бородина.Т.В.
82
77
80
5
1,5
38,5
15
Виткалов С.Ю.
89
83
85
6
1,5
32,2
15
Волова А.С.
85
81
84
4
5
30,7
15
Деркач К.Г.
93
86
89
7
4,5
24,8
15
Кашков Д.А.
89
83
86
6
4
32
14
Корягина Д.Д.
87
82
84
5
4
18,2
15
Кузьмина Е.М.
88
82
85
6
4
27,9
15
Лахтикова Е.С.
84
78
81
6
1,5
34
15
Лазарева М.А.
89
82
86
7
4
34
15
Мисакян Д.Г.
93
87
90
6
6,5
6,5
15
Маер Е.Л.
83
78
81
5
1
36,1
15
Попов А.И.
88
83
84
5
3,5
27
15
Озаренко Е.Н.
91
85
88
6
4,5
25,3
15
НикушинаН.В.
90
85
87
5
7
22,5
15
Харченко А.А.
105
99
102
6
10,5
-14,5
Учащиеся 1992 и 1993 года рождения
Возраст
Ф.И.О.
Обхват грудной клетки
Показатели физического развития
на вдохе
на выдохе
в состоянии
покоя
ЭКГ
индекс
Эрисмана
индекс
Пинье
15
Ананьев К.Н.
91
86
88
5
4,5
21,9
16
Гусарова Д.В.
92
86
90
6
8
25,8
15
Денисов А.С.
91
86
88
5
3,5
19,1
15
Игнатин И.К.
92
87
89
5
4
22,2
16
Кашков
90
84
87
6
4,5
31,2
15
Крылова А.С.
91
84
87
7
4
27,1
16
Кузьмина В.И.
90
84
86
6
7
14
16
Первезенцев А.А.
103
95
99
8
6
15
16
Робенкова Ю.В.
95
87
90
8
6,5
25,5
16
Рожнова А.П.
89
84
86
5
4
31,5
15
Темных Е.Д.
95
88
92
7
6
20
17
Трофимова П.Л.
90
84
87
6
4,5
16
16
Чудакова М.А.
87
81
84
6
1,5
33,9
15
Шегушев З.Э.
92
87
90
5
4
14,8
16
Цырульник Г.В.
88
83
86
5
2
35,1
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Показатели индекса гармоничности морфологического развития школьников
9 класс
Возраст
Ф.И.О.
Т
(окружность
грудной
клетки)
L
(длина
тела, см)
Р
(масса тела, кг)
К
(коэффициент
развития)
ИГМР
15
Ангели Е.В.
84
165
49,7
1,067
106
14
Бородина.Т.В.
80
157
41,5
1,091
104
15
Виткалов С.Ю.
85
167
51,8
1,139
99
15
Волова А.С.
84
158
46,3
1,067
98
15
Деркач К.Г.
89
169
58,2
1,067
99
15
Кашков Д.А.
86
164
49
1,139
96
14
Корягина Д.Д.
84
160
59,8
1,091
87
15
Кузьмина Е.М.
85
162
52,1
1,067
98
15
Лахтикова Е.С.
81
159
47,0
1,067
103
15
Лазарева М.А.
86
164
48,0
1,067
103
15
Мисакян Д.Г.
90
168
74,5
1,139
77
15
Маер Е.Л.
81
160
45,9
1,067
105
15
Попов А.И.
84
161
51,0
1,139
93
15
Озаренко Е.Н.
88
167
56,9
1,139
92
15
НикушинаН.В.
87
160
52,5
1,067
93
15
Харченко А.А.
102
183
98,51
1,139
67
10 класс
Возраст
Ф.И.О.
Т
(окружность
грудной
клетки)
L
(длина
тела, см)
Р
(масса тела, кг)
К
(коэффициент
развития)
ИГМР
15
Ананьев К.Н.
88
167
59,1
1,139
90
16
Гусарова Д.В.
90
164
52,2
1,036
98
15
Денисов А.С.
88
169
63,9
1,139
89
15
Игнатин И.К.
89
170
60,0
1,139
92
16
Кашков
87
165
49,1
1,134
96
15
Крылова А.С.
87
166
54,9
1,067
99
16
Кузьмина В.И.
86
158
60,6
1,036
86
16
Первезенцев А.А.
99
186
76,0
1,134
86
16
Робенкова Ю.В.
90
167
54,5
1,036
101
16
Рожнова А.П.
86
162
46,5
1,036
105
15
Темных Е.Д.
92
172
64,0
1,139
89
17
Трофимова П.Л.
87
165
65,0
0,992
96
16
Чудакова М.А.
84
165
50,1
1,036
109
15
Шегушев З.Э.
90
172
66,2
1,139
89
16
Цырульник Г.В.
86
168
49,9
1,036
111
11 класс
Возраст
Ф.И.О.
Т
(окружность
грудной
клетки)
L
(длина
тела, см)
Р
(масса тела, кг)
К
(коэффициент
развития)
ИГМР
16
Амелина Н.В.
98
166
75,1
1,036
74
16
Боровик Н.В.
98
179
68,8
1,134
89
17
Горожанкина Л.С.
90,5
163
58,5
0,992
95
17
Донцова Н.Н.
90
166
60,2
0,992
98
17
Зайцева В.В.
88
157
48,3
0,992
86
16
Лазарев Е.А.
95
176
72,9
1,134
84
17
Мартыненко О.Н.
88
167
65,6
0,992
97
17
Морис М.Н.
86
165
79,4
0,992
82
16
Никулина А.В.
85
162
72,8
1,036
87
17
Никольский Н.С.
93
172
65,5
1,106
89
16
Панченко М.Д.
88
164
57,9
1,036
95
16
Скороход Т.А.
101
163
90,8
1,036
56
16
Чепцов Е.Н.
102
178
75,2
1,134
79
16
Чумичев Р.В.
93
175
68,2
1,134
89
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
Показатели самооценки текущего состояния здоровья учащихся по результатам анализа объективных и субъективных показателей
Учащиеся 1991 и 1992 г. р.
Класс
Пол
БАЛЛЫ
Состояние
Само-
чувствие
Работоспо-
собность:
умственная/
физическая
Сон
Настро-
ение
Аппе-
тит
Сос-
тояние
имму-
нитета
Адапти-
вные
возмо-
жности
Масса
тела
Итого
кожи
ногтей
волос
11
класс
жен.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/- 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1
7
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
+ 1
- 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
- 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/- 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
12
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1
8
- 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
11
класс
муж.
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
6
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
8
- 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
- 1
4
учащиеся 1992 и 1993 г. р.
Класс
Пол
БАЛЛЫ
Состояние
Само-
чувствие
Работоспо-
собность:
умственная/
физическая
Сон
Настро-
ение
Аппе-
тит
Сос-
тояние
имму-
нитета
Адапти-
вные
возмо-
жности
Масса
тела
Итого
кожи
ногтей
волос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
10
класс
жен.
- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
10
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1
6
- 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
10
класс
муж.
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
- 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
10
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
10
- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
учащиеся 1993 и 1994 г.р.
Класс
Пол
БАЛЛЫ
Состояние
Само-
чувствие
Работоспо-
собность:
умственная/
физическая
Сон
Настро-
ение
Аппе-
тит
Сос-
тояние
имму-
нитета
Адапти-
вные
возмо-
жности
Масса
тела
Итого
кожи
ногтей
волос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
9
класс
жен.
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
- 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
10
+ 1
- 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
- 1
+1
+ 1
+ 1
- 1
4
- 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
- 1
8
- 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
- 1
+ 1
+ 1
6
9
класс
муж.
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
8
- 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
4
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
- 1
6
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
12
- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1/+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1
8
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
+ 1/- 1
+ 1
- 1
+ 1
+ 1
+ 1
- 1
4
ПРИЛОЖЕНИЕ № 9
Показатели уровня здоровья учащихся
Уровень здоровья учащихся
Доля учащихся по уровню здоровья
9 класс
10 класс
11 класс
Высокий уровень здоровья
13 %
20 %
7 %
Средний уровень здоровья
56 %
53 %
53 %
Низкий уровень здоровья
31 %
27 %
40 %
Приложение № 10
Показатели уровня здоровья учащихся
2008 – 2009 учебный год
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Приложение № 11
Образец информационной карты школьника
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА
Фамилия, имя ______________________________________________________________
Возраст __________________ пол (жен., муж.) __________________________________
Школа ____________________________________ класс ___________________________
Дата обследования __________________________________________________________
Данные обследования
Длина тела, см ___________________ Масса тела, кг ___________________
Обхват грудной клетки: на вдохе ______________________
в состоянии покоя _________ на выдохе ________________
Индексы, показатели
Полученные значения
Оценка физических показателей
Индекс Кетле
телосложение:
Индекс Эрисмана
уровень:
Индекс Пинье
уровень:
Показатель ЭКГ (экскурсия грудной клетки)
уровень:
Индекс гармоничности морфологического развития
уровень:
Общий уровень физического развития:
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Рекомендации______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Предупреждения_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
13PAGE 15
13PAGE 141115
Root EntryArial Cyr 1 классQнормальная _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·нормальная