Волшебная сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
«Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»
Подготовила учитель начальных классов Бут Татьяна ИвановнаТема урока: Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях; продолжать формировать интерес детей к чтению; рассматривать сказку как систему отношений
Задачи: Содействовать формированию УУД:
Личностные УУД: формировать умение сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев, учить ребят оценивать поступки героев произведения;
Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Познавательные УУД: : формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; формировать умение составлять художественное описание; читать по ролям;
Коммуникативные УУД: принимать участие в работе группами
Оборудование: сравнительные таблицы по сказке Ершова и русской народной сказке «Сивка – бурка», выставка книг, снежинки со стихами В. БерестоваХод урока
Организационный момент.
За окном мороз, падает пушистый снежок. К нам в класс залетела несколько снежинок. Но снежинки не простые, а волшебные. Они принесли нам подсказку к уроку. Прочитайте стихотворение, написанное на снежинках и сформулируйте тему урока.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.
В. Берестов
Сегодня мы продолжим работу со сказкой П. Ершова и познакомимся с новой сказкой.
Проверка домашнего задания
Работа по сказке П. Ершова «Конёк – горбунок»
Р а б о т а в г р у п п а х
1 группа
Пронумеруйте события, произошедшие с главным героем, в соответствии с их последовательностью.
Перо Жар-птицы проспал.
Царь-девицу украл.
В котлах не сварился.
Ездил за кольцом.
У Месяца гостил.
Рыбе-киту прощенье выпросил.
Жар-птицу поймал.
На Царь-девице женился.
Нашел перо Жар-птицы.
На службу царскую попал.
2 группа
Сравнение сказок «Конёк горбунок» и «Сивка –бурка»
Сравниваем П. П. Ершов
«Конек-Горбунок» Народная сказка
«Сивка-бурка»
Кол-во сыновей
трое трое
Их отец старик старик
Задания Ивана Поймать Жар-Птицу,
достать кольцо Допрыгнуть до царевны
Награда Ивана Царь-девица Царевна
3 группа
Сравнение сказок «Конёк горбунок» и «Сивка –бурка»
Сравниваем П. П. Ершов
«Конек-Горбунок» Народная сказка
«Сивка-бурка»
Имена главных героев Конек-Горбунок
Иван-дуракСивка-бурка
Иван-дуракНаказ отца Ходить в дозор Ходить на могилу
Награда Ивана Царь-девица
Конек-Горбунок Царь-девица
Сивка-бурка
Как Иван превратился в богатыря Прыгал в бочки Влезал в одно ухо Сивки-бурки, из другого вылезал
Чем похож конёк-горбунок на коней из русских народных сказок? Чем отличается от них?
– Красив ли он? – Почему же Иван дорожил Коньком и все свои беды и трудности делил с ним? (Внешность – это не главное в дружбе.)
– Что является главным в дружбе? (Понимание, взаимовыручка, взаимопомощь.)
Введение в тему.
– Сегодня у нас вновь встреча со сказкой. Посмотрите на выставку книг: «Гуси-лебеди», «Мальчик-с-пальчик», «Царевна-лягушка», «Крошечка-хаврошечка» Эти сказки вам давно знакомы. Определите вид сказок. (Это волшебные сказки.)
– Мы с вами не только читатели, но еще и исследователи. Сегодня на уроке постараемся ответить на вопрос: без чего не может существовать сказка.
Работа по теме урока.
– Прочитайте вступительное слово автора учебника. Что поняли? (Сказка будет напевная, печальная, в прозе.)
1. Ч т е н и е с к а з к и у ч и т е л е м.
– Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?
– Прочитаем название сказки еще раз. Только медленно, не торопясь, вслушиваясь в каждое слово… Итак, «Сест-ри-ца Але-нуш-ка и бра-тец Ива-нуш-ка». Вы слышите нежную, протяжную мелодию, способную настроить нас на сочувствие к судьбе двух одиноких детей, которые бредут по белу свету в поисках лучшей доли.
– Может быть, сказку можно назвать по-другому, например, «Аленушка и Иванушка»? (Автор ласково называет сестрицу и братца, подчеркивая близкие родственные отношения между ними.)
2. С л о в а р н а я р а б о т а- работа в паре
– Объясните, что обозначают следующие слова и выражения, соедините слова с их толкованием:
 Мочи нет – нет сил терпеть и ждать.
 Села под стожок – села под стог сена.
 Хоромы – богатый дом.
 Распознал – угадал.
 Ведомо – знакомо.
 Ножи булатные – стальной клинок, меч.
 Проведал – узнал.
 Ключевая вода – вода из ключа (родника).
 Перекинулся через голову – перекувыркнулся.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
3. Ч т е н и е с к а з к и у ч а щ и м и с я в с л у х.
– Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над ответом на вопрос: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И если повлияли, то как?
– Слушал ли Иванушка свою сестру? (Брат верит, что только родная душа, предчувствуя неладное, способна отвести беду. Но чисто по-детски не утерпел, предостережениям сестры не внял. Он несет за это ответ. Таковы законы сказки.)– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком? Зачитайте.
– Почему ведьму никто не распознал, только Иванушке все было ведомо? (Ведьма – представитель волшебного мира. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире, и другую, волшебную, сторону событий.)– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? (Нет. Радость и горе они переживали вместе.)– Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить ему напиться?
– Прочитайте эти отрывки текста: 1-й отрывок по ролям; 2–3-й отрывки – инсценировка.
– Сколько раз понадобилось козленочку перевернуться через голову, чтобы обернуться мальчиком Иванушкой? (Козленочек три раза перевернулся через голову и стал мальчиком...)
– Назовите еще волшебные числа. (Три копытца поджидают Аленушку и Иванушку на дороге. Козленочек три раза зовет Аленушку выплыть на бережок. Аленушка тоже отвечает ему три раза со дна реки.)– А в других сказках какие волшебные числа вам встретились? («Три поросенка», «Три медведя»... Но не только число «три» волшебное. Число «семь» тоже волшебное. Это число встречается не только в сказках, но и в пословицах: «У семи нянек дитя без глаза»; «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Некоторые сказки даже в названии имеют это число. «Белоснежка и семь гномов». А числа «четыре» и «тридцать три» тоже волшебные. Четыре стороны света, четыре времени года. Да еще говорят, когда сердятся: «Иди на все четыре стороны».)В ы в о д: волшебная сказка не может существовать без волшебных предметов, без волшебных чисел.
– Есть ли еще версии по поводу того, без чего не может существовать сказка? (Сказка не может быть без героев – злых и добрых. Волшебная сказка не может быть без превращений.)Итог урока. Рефлексия
– Как в сказке показано, что добро побеждает зло?
– Чему учит сказка? (Не бросать близких в беде, любить их.)
– Назовите сказку, в которой главными героями тоже являются брат и сестра, с ними тоже случилась беда. («Гуси-лебеди».)
Оцените, как работали вы на уроке.
74803020256500Заполните рисунки-лица, как работали на уроке:
Я----
14255753048000Моя группа---
1425575508000Весь класс----
Домашнее задание: с138-142, пересказать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», проиллюстрировать; представить Алёнушку, ее внешний облик; подобрать слова, характеризующие ее.
Список используемой литературы:
В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть. Издательский дом «Федоров» 2012г