разработка урока по литературному чтению Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Народы населяющие Россию.


Литературное чтение
2 класс
Тема «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (русская народная сказка). Народы населяющие Россию».
Учитель: Журавлёва Н. И.
МОУ «СОШ № 99»
2012 год
Цель урока.
Сообщить начальные знания о народах, населяющих Россию. Формировать умения пересказывать фрагменты произведения с использованием сказочной лексики.
Задачи урока.
продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения; использовать картины, воссоздающие воображение детей;
воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа.
Оборудование.
Выставка русских народных сказок; картина В.Васнецова «Алёнушка»; музыка из сказки; компьютер, слайды; иллюстрации к сказке, схема «Виды сказок», элементы сказок в кузовке; рисунки детей; проектные работы; презентация. Маршрутный лист сказочного путешествия.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И мы с радостью начнём урок.
Сегодня у нас необычный урок.
 
2. Актуализация знаний.
Много жанров есть на светеБасня, повесть и рассказ,Но с рожденья любят детиВолшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)
– Чем этот жанр отличается от других?
– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных – главные герои – животные.
Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
- Сказка с которой вы начали знакомиться на прошлом уроке какая по признаку( смотрим на схему). Бытовая с элементами волшебства.
 
3. Введение в проблему урока.Учитель. На сегодняшнем уроке я предлагаю вам побыть исследователями. Кто знает, кто такой следователь? Ученик. Человек, который что-то расследует.Учитель. Исследователь литературы – тоже следователь. Хотите присоединиться к расследованию?Для того, чтобы стать настоящими исследователями литературы, мало уметь читать… Надо уметь рассуждать, пересказывать, фантазировать.- А ещё сегодня мы будем путешествовать по сказке. Вот перед вами лист путешествия – маршрутный лист – он будет нам показывать маршрут или путь нашего путешествия.
- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке, определите сами, побывав на станции «Музыкальная кочка».( звучит музыка из сказки)Учитель. Кто догадался, что это за музыка?Ученик. Она из сказки.Учитель. Значит, какова будет тема нашего урока?Ученик. Будем говорить о сказках.
4. Работа над сказкой.
1) Введение в тему сказки.
Элементы разных сказокМы собрали в кузовок.Отгадай названье сказкиБудь внимателен, дружок.
-Итак, мы на второй станции «Кузовок загадок».
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. - “Гуси-Лебеди”, “Мальчик с пальчик”, “Иванушка-Дурачок”.
Кукла девочки. - “Снегурочка”, “Царевна-лягушка”, “Крошечка-Хаврошечка”.
Камень. – “Иван-Царевич и серый волк”.
Вода. – “По щучьему веленью…”, “Лягушка-путешественница”, “Золотая рыбка”.
Козленок.– “Волк и семеро козлят”, “Волк и коза”.
А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)
Сформулируйте цели урока: познакомиться …
учиться читать……
учиться отвечать на вопросы…
 
2) Работа над названием сказки.
– Чтение названия сказки с доски. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка(русская народная сказка). Народы населяющие Россию.
– По названию определите главных героев.
Что заметили в названии?
Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
Какие отношения между героями?
А теперь разберём вторую часть темы урока. Русскую народную сказку кто сочинил?
- Русский народ.
- Много вы знаете русских народных сказок? (- Много.)
- Посмотрите на выставку книг. Много сказок в нашей большой стране. А ещё вы вчера узнали, что в нашей стране живёт много других народов и у них есть свои народные сказки.
- Давайте вспомним народы населяющие Россию и посмотрим на карте.
- Ингуши, татары, осетины, якуты, буряты, ненцы.
- У каждого народа свои сказки, свой язык, свои традиции, свои костюмы. У нас сегодня костюмы русские народные. (Выходят ученики в русских народных костюмах). А я вам покажу костюмы других народов.- Я рекомендую вам пойти сегодня в библиотеку и взять книги со сказками народов России.
3)Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми по ролям.
Чтение 1 части сказки.
4) Беседа по вопросам.
Учитель. Почему автор сравнивает эту сказку с печальной песней? Ученик. Потому что в сказке есть слова похожие на песню. Это песня козлёночка. Найдите их и зачитайте.Учитель. Определите вид сказки.Ученик. Это сказка волшебная. Учитель. Докажите.- Ведьма оборачивается Алёнушкой. А мы в это время оказываемся на остановке «Пенёк – прыгунок».
5. Физминутка.В тёмном лесу есть избушкаСтоит задом наперёд В той избушке есть старушкаБабушка Яга живёт.Нос крючком, глаза большие,Словно уголья горят.Ух, сердитая такая!Дыбом волосы торчат.
Это была новая физкультминутка. А теперь покажем ведьме, как мы добром победим зло. Красивая физкульминутка «Бабочка».6. Продолжение работы над сказкой.
Учитель. Почему никто «ведьму не распознал», только Иванушке «всё было ведомо"?Ученик. Так как ведьма – представитель волшебного мира и её может видеть только тот, кто находиться сам в волшебном мире. А Иванушка, обернувшись в козленочка, тоже стал представителем волшебного мира.
- А мы в это время подходим к станции «Три ёлочки». Что это за станция? Мы сейчас узнаем, выполнив задания.Учитель. Сколько раз Иванушка просил выплыть Аленушку на бережок?Ученик. Три раза.Учитель. Найдите ещё примеры действия магии числа 3, поскольку это число волшебного мира. Ученик. Три раза просил напиться, три раза перекинулся через голову Учитель. Что ещё характерно для сказки, как русской народной?Ученик. Зачин и счастливый конец. Учитель. Давайте зачитаем то и другое.Учитель. Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу? Ученик. Алёнушка пошла на работу, т.к. они осиротели.Учитель. Через какое испытание им предстояло пройти?Ученик. Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал.Учитель. А почему же Иванушка превратился в козлёночка?Ученик. Не послушал старшую сестру. Учитель. Что же им помогло выдержать все испытания?Ученик. Они не оставили друг друга в беде и любовь друг друга. Учитель. В какой момент вы особенно переживали?Ученик. Когда ведьма бросила Алёнушку в воду, привязав ей камень на шею.Учитель. Многое мы узнали о Алёнушке. Но в сказке нет её описания какая она. Какой вы себе её представляете?Ученик. Добрая, нежная, ласковая, заботливая, спокойная.Учитель. А есть ли в этой сказке повторы? Найдите их в тексте. Ученик. Шли-шли, жить-поживать, одни-одинёшеньки, подумала-подумала.
7. Работа по картине.
- Новая станция «Окошко в прекрасное». Это подготовка к следующему уроку. Учитель. Как вы представляете облик Алёнушки, в тот момент, когда случилась беда? Ученик. Она плачет, грустная.Учитель. Художник В. Васнецов поможет нам сегодня увидеть Алёнушку в момент её горя. Рассмотрите картину внимательно.(выводится на экран) Здесь художник показывает нам как бы обобщённый образ русской девушки, выражает своё отношение к ней.Почему Алёнушка такая печальная и задумчивая? Ученик. Она плачет, жалеет о случившемся с её братом.Учитель. Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? Найдите его в тексте. Ученик. «Залилась Алёнушка слезами, села под стожок – плачет».Учитель. Как удалось художнику изобразить её беду?Ученик. Она сидит, опустив голову, волосы распущены, смотрит на тёмную воду, рот полуоткрыт и кажется, что вырывается стон.Учитель. При помощи каких средств художник показал, что девочка сирота?Ученик. На ней старая одежда, она босиком.Учитель. Как художник на картине усиливает грусть?Ученик. Нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес, одежда блёклая.Учитель. А почему В. Васнецов изобразил Алёнушку у воды? Ученик. Именно с водой связаны грустные события в сказке.Учитель. Какие именно, назовите.Ученик. – Иванушка обернулся козлёночком, потому что хотел пить;- В воду ведьма бросила Алёнушку;- Иванушка разговаривает с Алёнушкой, лежащей на дне реки.Учитель. Что роднит картину со сказкой?Ученик. Грустное настроение и лирическая тональность. Учитель. Содержание сказки вам теперь хорошо знакомо. Перед вами иллюстрация к данной сказке, ответьте на вопрос:Назовите право, которое нарушила ведьма в этой сказке? Ученик. Право на жизнь. У кого проект по картине – завтра его защищаете.
- И вот мы на последней станции «Мы в сказке».7. Проектная деятельность.
Заслушивается 2-3 проекта учащихся по сказке.
8. Обобщение.
Работа по учебнику – вопрос № 9. Работа в паре.
Учитель. Какие особенности волшебной сказки мы нашли?Ученики. – Зачин и счастливая концовка;- Волшебные предметы;- Повторы слов;- Уход из дома;- Испытание;- Превращения;- Магия числа 3;- Устаревшие слова;- Добро побеждает зло; Учитель. Чему учит нас эта сказка?Ученик. Слушаться старших, любить друг друга и не оставлять близких в беде.
9. Домашнее задание . Представить, что бы случилось, если бы Иванушка ослушался сестру с первого раза. Как бы изменился сюжет сказки?
10.Самооценка. Итог урока.
Учитель. Ребята, вам понравилось быть исследователями? Помните ли вы, какое предположение мы выдвинули вначале урока? Давайте сделаем вывод: чтобы стать настоящими исследователями литературы, нужно уметь:
Ученики.
– читать;
- рассуждать;
- думать;
- фантазировать.
Учитель. А сейчас, я попрошу вас оценить свою работу. Если вы довольны уроком и своей работой поднимите красный кружок, а если немного устали и поэтому работали не в полную силу, поднимите зелёный кружок.
- Наше путешествие закончилось, но завтра я вас жду на станции «Мы в сказке».
Спасибо всем за урок!