Статья на тему: Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников на логопедических занятиях.
Педагогические условия укрепления и сохранения здоровья школьников на логопедических занятиях
Понятие «здоровье» очень обширно и сложно.
Здоровье- не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.
К показателям здоровья детей относятся:
-уровень физического и психического развития детей;
-степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям;
-состояние основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний, отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорождённости).
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостаткамиотличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, лёгкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стёртых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объёму движений , недостаточному их темпу и переключаемости. По состоянию двигательной сферы они бывают возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) и заторможенные. Скованные и некоординированные движения при выполнении движений, недостаточная координация пальцев рук особенно заметны у детей с дизартрическим компонентом, поэтому логопедам приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка.
Итак, психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной или письменной речи таков:
низкая работоспособность, повышенная утомляемость
несформированность произвольности психических процессов
низкая учебная мотивация
низкая самооценка
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы школьного логопедического пункта здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации коррекционного процесса, при которой качественное обучение и коррекция речевых отклонений учащихся происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. В основе организации коррекционно-педагогической деятельности лежат следующие принципы:
1. Создание условий, обеспечивающих снятие стрессобразующих факторов коррекционного процесса (личностно-ориентированный подход, доброжелательность).
2. Обеспечение мотивации коррекционной деятельности.
3. Построение коррекционно-образовательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
4. Создание созидательной атмосферы коррекционно-образовательного процесса.
5. Учет системного строения высших психических функций.
6. Создание ситуации успеха.
7. Обеспечение адекватного восстановления сил (смена видов деятельности и периодов активной работы и расслабления, предупреждение переутомления учащихся).
Сегодня я хотела бы познакомить вас с системой работы по сохранению здоровья обучающихся, которая реализуется мною на логопедических занятиях и предложить вашему вниманию те её составляющие, которые могут быть использованы в работе учителя начальных классов.
Здоровьесберегающие технологии, внедряющиеся в коррекционно-образовательный процесс, содержат следующие компоненты:
развитие артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика;
развитие общей и мелкой моторики (арт- терапия,
кинезиологические приёмы );
укрепление и развитие дыхательного аппарата (дыхательная гимнастика)
профилактика нарушения зрения (гимнастика для глаз)
релаксация
Артикуляционная гимнастикаспособствует:
чёткому произношению звуков речи, что увеличивают скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале как оргмомент)
формированию навыков самоконтроля
– улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
– улучшает подвижность артикуляционных органов;
– укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;
– уменьшает спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Включение физминуток (динамических пауз) и пальчиковых игр в структуру логопедических занятий и каждого урока - необходимый компонент здоровьесберегающих технологий. Использование двигательных упражнений позволяет решить несколько задач:
•Способствует повышению речевой активности;
•Развивает речевые умения и навыки;
•Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
•Активизирует познавательный интерес;
•Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.
. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.
Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Цели, которые определяют занятия по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы: соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами. Мелкая моторика (арт-терапия)
Система работы по развитию мелкой моторики рук содержит комплексы пальчиковой гимнастики, графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры в "сухом бассейне", с раздаточным материалом, песочная терапия (игры с сухим и мокрым песком "Найди игрушку", "Изобрази предмет" и т.д.) помимо развития тонкой моторики пальцев рук оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние учащегося. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает «смазанность», нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.
Арт-терапия — метод психокоррекции, направленный на гармонизацию внутреннего состояния личности, основанный на активизации творческого потенциала:
– крупотерапия–это игры с крупой.
- Тестопластика–форма работы, способствующая эффективному речевому развитию детей, особенно с заключением ОНР.
- Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
- Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
- СказкотерапияОбщепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Использование арт-терапевтических методов позволяет решать ряд задач:
Воспитывать усидчивость, взаимопомощь, вызывать эмоциональное удовлетворение от результатов проделанной работы.
Воспитывать целенаправленность, аккуратность, умение довести работу до конца.
•Развивать мелкую моторику рук ребёнка, синхронизировать работу обеих рук;
•Обогащать сенсорный опыт детей, формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенности их формы, пропорций, цвета, фактуры;
•Вызывать положительные чувства и эмоции ;Улучшению общего состояния детей;
Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
Стимуляции речевой функции;
Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).
Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
Развитие мышления.
Развитие внимания.
Развитие памяти.
Развитие воображения
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Для успешного обучения ребенка, гармонизации его мыслительной деятельности необходимо учитывать его психофизиологические особенности при подборе методик обучения. Особенно важно это для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая коррекция может служить средством профилактики и преодоления нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют:
улучшению почерка, так как развивает мелкую моторику рук,
позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления,
повышают работоспособность, снижают утомляемость,
активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.
повышающие стрессоустойчивость
облегчающие процесс чтения и письма.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.
Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:
•систематичность выполнения
•постепенное увеличение темпа и сложности
•точность выполнения движений и приемов
•выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями; при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.
В ход занятия обязательно включается дыхательная гимнастика (для формирования физиологического и речевого дыхания, повышающие физическое и интеллектуальное развитие учащихся, а так же для снятия мышечного напряжения).
Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях- уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для Колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки», «Чья машинка быстро доедет до гаража?» (игрушки из киндерсюрпризов).Обучение детей правилам гигиены дыхания и навыкам его регуляции полезно и необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в школе, так как с дыханием связаны: речь, движение, кровообращение, терморегуляция, обменные процессы в тканях, активность нервной и иммунной систем, биологические ритмы организма.
Здоровьесберегающая технология формирования правильного дыхания направлена на увеличение объема дыхания и улучшение качества движений дыхательной мускулатуры: силы сокращений и выносливости, что способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания; автоматизацию нижнее - реберного диафрагмального типа дыхания; регулирование дыхательного ритма; формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный вдох - пауза - удлинённый выдох; формирование темпо-ритмических характеристик речи. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий. Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. На занятиях поддерживаю доброжелательный психологический климат (используются эмоциональные разрядки в форме шуток, веселых динамических, музыкальных минуток и т.п.)
Осуществляю личностно-ориентированный подход в коррекционном процессе. Занятия планируются и проводятся с учетом психофизиологии логопатов: учитываются гендерные особенности, тип нервной системы обучающегося (температмент), тип функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (правополушарные, левополушарные), ведущий канал восприятия (визуальное, аудиальное, кинестетическое восприятие)Поощряю инициативность к самостоятельности учащихся (различными формами: словесная похвала, письменная похвала (запись) в тетради, сообщение родителям, представление работы классу и т.п.)
На каждом занятии слежу за формированием правильной осанки (путем постоянных напоминаний о посадке, проведением разных комплексов упражнений, чередует позы обучающихся в зависимости от вида учебной деятельности).
Создание и соблюдение санитарно-гигиенических условий оптимальных для обучения
Регулярно выполняется гигиенический режим проветривания логопедического кабинета.
Расстановка школьной мебели в логопедическом кабинете соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Учитывается состояние здоровья, физическое развитие обучающихся при рассаживании в кабинете.
Кабинет оснащен современной мебелью, техникой, эстетически оформлен.
Итак, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся рассуждать. У них формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность. И, что очень важно, ребёнок приобретает веру в себя, в свои возможности.
Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
СОКРАТ
Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас!!!!
Один из рецептов возвращения к ЗОЖ – это УЛЫБКА
1. она поднимает настроение, даже если первоначально вызвана искусственно.
2.улыбка располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции учеников.
3.заметно подтягивает мышцы лица, позволяет выглядеть молодо и мило.
Будьте здоровы!!!
КОУ ВО «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Подготовила
Учитель-логопед
Чибисова Н.В.
05.11.2013
2013