Урок по русской литературе
Урок литературы. 11класс. Сабирова Л.Р..
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество. Стихотворения «Заклятия смехом», «Еще раз, еще раз». Слово в художественном мире поэзии В.В. Хлебникова.
Цели урока.
Углубить и расширить знания о литературном течении футуризме через творчество ВелимираХлебникова
Дать представление о личности В.Хлебникова как гениального поэта, художника, историка, философа, фольклориста, языковеда.
Рассказать о философской концепции поэта, показать эксперименты Хлебникова в области языка и поэтической техники; выявить роль поэтического эксперимента в лингвистике.
Развить навыки анализа поэтического текста.
Привить любовь к родному языку, показать богатство и возможности русского языка. Формировать “критическое мышление” старшеклассников.
Оборудование.
Электронная презентация, портрет Хлебникова, выставка книг поэта.
Беседа перед началом урока о его названии
Подберём слова-разъяснения к названию, собираем список на доске: преобразователь, экспериментатор, творец, изобретатель, учёный-философ, лжеучёный, волшебник, кудесник, мистификатор, маг, безумный мечтатель и др.
Выпишите 2-4 строчки из стихотворений В.Хлебникова, которое вы бы прочитали для знакомства с поэтом, прочитайте их.
–Каково ваше отношение к произведениям Хлебникова?
Неповторимость и странность судьбы поэта сделала его легендой в истории поэзии 20 века. Хлебников не просто поэт или поэт для поэтов - это прежде всего реформатор, искатель новых путей в лирике. эпосе, драме. Многосторонность его одаренности не укладывается в рамки предвзятых теорий, не ограничивается пределами футуризма. Творчество поэта, при жизни признанного гением, начали серьезно изучать спустя полвека после смерти. Попробуем представить личность Хлебникова через воспоминания о поэте.
Индивидуальные сообщения учащихся, воспоминания о Хлебникове ( учащиеся записывают в тетради ключевые слова)
Хлебников – это…
Колумб новых поэтических материков.
В.Маяковский.
Хлебников - философ и поэт. Хлебников же и ученый, с гениальной простотой открывающий законы нового человечества. Это его изыскания сообщили литературному движению энергию мировой мощи. Расценивать футуризм можно по произведениям других его представителей. Но уверовать в футуризм можно в связи с знакомством с творчеством Хлебникова. Он -создатель стройной системы нового мироощущения.
Н.Асеев.
Практически Хлебников - неорганизованнейший человек. Сам за всю свою жизнь не напечатал ни строчки. Посмертное восхваление Хлебникова Городецким приписало поэту чуть не организаторский талант: создание футуризма, печатание "Пощечины общественному вкусу" и т.д. И это совершенно неверно. И "Садок судей" (1908 г.) с первыми стихами Хлебникова, и "Пощечина" организованы Давидом Бурлюком. Да и во все дальнейшее приходилось чуть ли не силком вовлекать Хлебникова. Конечно, отвратительна непрактичность, если это прихоть богача, но у Хлебникова, редко имевшего даже собственные штаны, бессребренничество принимало характер настоящего подвижничества, мученичества за поэтическую идею.
Во имя сохранения правильной литературной перспективы считаю долгом черным по белому напечатать от своего имени и, не сомневаюсь, от имени моих друзей, поэтов Асеева, Бурлюка, Крученых, Каменского, Пастернака, что считали его и считаем одним из наших поэтических учителей и великолепнейшим и честнейшим рыцарем в нашей поэтической борьбе.
Хлебников никогда ничего не "выдумывал", не "изобретал". Он открывал. Изобретатель создает несуществующее. Открыватель передает людям то, что всегда существовало. А открытия -- они всегда существовали, вопрос о возможности их существования даже не ставится. Электричество было открыто. Электрическая лампочка была изобретена. Гении открывают, таланты изобретают.
Хлебников не выдумывал слова. Хлебников показывал нам в языке такие стороны, о которых мы не подозревали.
Осип Брик
А вот в числе ненормальных вспоминается еще некий Хлебников. Хлебникова, имя которого было Виктор, хотя он переменил его на какого-то Велимира, я иногда встречал еще до революции (до февральской). Это был довольно мрачный малый, молчаливый, не то хмельной, не то притворявшийся хмельным. Теперь не только в России, но иногда и в эмиграции говорят и о его гениальности. Это, конечно, тоже очень глупо, но элементарные залежи какого-то дикого художественного таланта были у него. Он слыл известным футуристом, кроме того, и сумасшедшим. Однако был ли впрямь сумасшедший? Нормальным он, конечно, никак не был, но все же играл роль сумасшедшего, спекулировал своим сумасшествием.
Иван Бунин
Хлебников не дожил до конца свободы. Он умер от голода в 1922 году в 37-летнем возрасте, в смертельно-роковом возрасте для гениальных поэтов: Бержерака, Бернса, Байрона, Пушкина, Рембо, Маяковского... Умирали по-разному и от разного. Но что-то, вероятно, их гибельно объединяло. Банальная, однако, правдоподобная гипотеза: чем значительнее индивидуальность поэта, тем труднее поэт адаптируется к земному существованию. Прозаики, в среднем, живут дольше. В Хлебникове было больше от ребенка и святого, чем требуется для удержания «на плаву». Лиля Брик рассказала мне: зимой она с друзьями поэта купила совсем обносившемуся Хлебникову шубу. В тот же день он отдал ее первому попавшемуся нищему..
Николай Глазков
В.Маяковского, Л.Брик, Н.Асеева, записывают слова: «поэтический учитель, честнейший рыцарь, чудак страшный, сутулый поэт города и былинный богатырь».
Итак, как вы думаете, почему такие противоречивые отзывы о личности и творчестве Хлебникова? Кто же он...Чудак, вечный скиталец, тихий пророк, философ и ученый, предметом изучения которого были судьбы народов и цивилизаций, законы развития истории, связь чисел с законами природы.
- Давайте вспомним, к какому литературному направлению принадлежал Хлебников?
- Каковы лозунги футуристов? Итак, как вы считаете, нужен ли эксперимент в языке, в поэзии, что он даёт поэту?
У Хлебникова сложился необычный ,редкий тип художника: он пришел к слиянию двух противоположных областей научно-экспериментальной и непосредственно творческой. Эксперимент, теория и поэзия находятся в теснейшей связи друг с другом. Поэту принадлежит целый ряд новых терминов: словотворчество, «заумный» язык, самовитое слово.
Словообразовательный эксперимент Хлебникова. Анализ стихотворений.
Программным стихотворением автора было «Заклятие смехом»(1908-1909).
Чтение наизусть стихотворения.( ???)
Задания:
Найдите неологизмы и распределите их по частям речи, определите способ словообразования. Попытайтесь определить оттенки, нюансы значений слов.
1 ряд - существительные: смехач, рассмешище, смеяч, смешик, смеюнчик.(Суффиксальный).
2 ряд - глаголы: смеянствуют, иссмейся, усмей, осмей.(Приставочный).
3 ряд - прилагательные: усмейных, надсмейных.(Приставочный)
Наречия:смеяльно,усмеяльно,смейево.(Суффиксальный,приставочно-суффиксальный).
-От какого корня образованы эти слова?
-Как вы думаете, это бессмысленная словесная игра или проникновение в тайные глубины слова? Чего добивается Хлебников обилием неологизмов в стихотворении?
-Каким может быть смех?(Добродушный, ироничный, веселый, язвительный, жестокий).Какие неологизмы соответствуют этим типам смеха?
Почему стихотворение называется «Заклятье смехом»?
Вывод: это произведение-результат сложного эксперимента. Используя префиксальные и суффиксальные возможности языка, поэт из одного корня создал экспрессивное, похожее на языческий заговор стихотворение, демонстрирующее красоту и силу славянской речи.
Слово учителя: Хлебников не только открывал, но и изобретал. Неология поэта тесно связана с проблемой создания языка, а не просто создания слов. Помимо превращения славянских слов одно в другое Х. вынашивал и другую, глобальную идею – «найти единство вообще мировых языков, построенное из единой азбуки». С этой точки зрения у термина «звёздный язык» появляется значение всеобщий.
Особое значение у Х. приобретает фонема. По мнению поэта, каждый согласный звук несёт в себе определённую семантику, и уже сам по себе понятен всем в мире. Хлебников исходит из того, что древнему человеку было присуще образное восприятие мира, соотносящее звук и предмет, которое лишь в слабом, замутненном виде проступает в современных “умных” языках и более отчетливо прослеживается в заговорах, заклинаниях и других способах магического использования языка. По-видимому, язык так же мудр, как и природа, и мы только с ростом науки учимся читать его» размышляет он.
Работа со стихотворением «Бобэоби»
-Как построено стихотворение? (Похоже на двуязычный словарь: слева-
«заумное» слово, справа - его «умный» перевод.)
-О чем это стихотворение?
-Найдите «заумные» слова, что они обозначают?
В словарике, озаглавленном «Звукопись»,Хлебников сообщает о том ,что [м]-синий цвет, [л]-белый цвет, слоновая кость, [ч]-желтый, [б]-красный, рдяный, [з]-золотой, [к]-небесно-голубой, [п]-черный с красным оттенком. По Хлебникову согласные –это «плоть» слова, а гласные -его «душа».
-В каких строках больше согласных? В каких больше гласных?
-Что рисуют они? Как с помощью звуков рисуется лик, лицо?
(Губы-глаза+брови-облик-душа)
5.Анализ стихотворения «Кузнечик».
Перед этим чтение с комментариями фрагментов из статьи «Наша основа» В.Хлебникова (глава «Словотворчество»).
«Словотворчество учит, что все разнообразие слова исходит от основных звуков азбуки, заменяющих семена слова…Вся полнота языка должна быть разложена на основные единицы, и тогда звуко-вещества могут быть построены во что-то вроде таблицы Менделеева. Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка. Заменив в старом слове один звук другим ,мы сразу создаем путь из одной долины языка в другую, и, как путейцы, пролагаем пути сообщения в стране слов через хребты языкового молчания.»
Выразительное чтение стихотворения «Кузнечик».
-Найдите неологизмы.(Крылышкуя, золотописьмо и другие)
-Как образовались эти слова?(Крылышкуя-деепричастие настоящего времени)
(Золотописьмо-соединение частей слов,сочетание цвета и рисунка)
(Лебедиво-построено по модели огниво)
(Озари-озаряй,зори,представляется вспышка огня)
Сам автор говорил о стихотворении ,что это «малый выход бога огня». Подсчитайте согласные (5[к],5 дрожащих[р],5[л],5 шипящих [ж] и [ш],5свистящих[з] и [с],5[у]-пятилучевая конструкция).
Вывод. Мы видим тенденцию к пятеричным звуковым повторам. Хлебникову это явление подсказало аналогию с пятью пальцами рук или ног, со сходным строением морских звезд и пчелиных сот. А по последним исследованиям науки, строение клеток тоже имеет пятеричную структуру. Неслучайно читателей удивляет цельность этого образа.
6.По словам М.Цветаевой, почти у каждого поэта в раннем творчестве появлялось стихотворение, в котором в сжатой форме была заложена вся его будущая программа. Эти стихотворения можно считать своеобразной «автоформулой » поэта. Есть ли такая «автоформула» у Хлебникова? В 1908 году поэт написал стихотворение «Там, где жили свиристели…»
Какие слова наиболее часто употребляются в тексте?(«стая»,»времири»,»легкий»)
Как вы понимаете слова «свиристели», «времири»? (Птицы)
Найдите неологизмы, объясните их значение.(Поюны, вабна-привлекательная)
Какие эпитеты использует автор,почему?(Легкие ,звонкие)
Найдите слова ,передающие легкость птичьего полета .(Пролетели,закружились,зазвенели,улетели)
Почему поэт использует повторы?(Чтобы передать ощущение бесконечной повторяемости жизни и времени)
Слово учителя.
Хлебников создает картину первозданной природы, наполненной светом и воздухом, яркими и чистыми ,как краски ,звуками, передает легкость птичьего полета, ощущение непрерывности жизни. Все стихотворение проникнуто философским раздумьем о времени. В нем находятся исходные координаты будущих поисков поэта, которые должны были привести к созданию «законов времени».Здесь впервые намечена связь «птицы-время-судьбы». Птицы были тем живым символом, который должен был передать движение времени, связь между народами и континентами, единый «всеземлянский» язык. Время и слово –ведущие понятия лирики Хлебникова.
6.Заключительное слово учителя.
Итак, как бы вы сейчас ответили на вопрос, кто же был Велимир Хлебников?
Нужен ли эксперимент в языке, в поэзии? Что даёт он языку?
Хлебников оставил своеобразное завещание, в котором дал ключ к своим произведениям:
Еще раз, еще раз
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звезды:
Он разобьется о камни,
О подводные мели.
Горе и вам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьетесь о камни,
И камни будут насмехаться
Над вами,
Как вы насмехались
Надо мной.
(май 1922)
Сегодня на уроке мы попытались показать личность Велимира Хлебникова, поэта и философа, понять и принять его смелые эксперименты, его попытки создания «звездного» языка. Мы-будетляне, люди будущего.Почему мы обращаемся к его творчеству, чем он ценен сейчас? Вниманием к языку, верой в неисчерпаемые возможности русского слова.
Домашнее задание: проанализировать стихотворение В.Хлебникова «Времыши-камыши».
Напишите текст-размышление
« Стихотворение не уходит из памяти…»
Используя предложенные рифмы или дополняя, заменяя их своими, напишите стихотворение
Прокричали
Дрозды
Печали
звезды