Модель самореализации обучающихся и педагога в процессе преподавания филологических предметов.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Модель самореализации обучающихся и педагога в процессе преподавания филологических предметов.
Творческий проект
Выполнил учитель русского языка
и литературы Волкова И.Б.
Научный руководитель:
_____________________
Воронеж 2013
Содержание
Введение_______________________________________________ с. 3
I. Понятие самореализации________________________________ с. 3-4
II. Модель самореализации________________________________ с. 4
1. Метод проектов _______________________________________ с. 4-7
2.Индивидуальная исследовательская деятельность____________________________________________ с. 7
3. Проблемное обучение__________________________________ с. 7-10
4 Уроки-практикумы____________________________________ с. 10-11
5. Творческие самостоятельные задания _____________________с. 11-13
6. Игра как возможность самореализации обучающихся________с. 13
7. Дистанционные технологии ____________________________ с. 13-14
III. Самореализация учителя ____________________ с. 14
Список используемой литературы и Интернет-ресурсов_______ с. 15
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Введение
Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые, способные к сотрудничеству люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Федеральный государственный стандарт общего образования выдвигает в качестве главных задач школы формирование общей культуры ученика, решение в процессе обучения мировоззренческих, развивающих и воспитательных задач, задач социализации. Поэтому школа должна обеспечить учащегося универсальными навыками.
Понятие самореализации
Среди внутренних условий развития ребенка важное место занимает возможность самореализации личности. Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. С тех пор было сформулировано множество определений понятия, но в последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Определим интересующее нас понятие как стремление человека совершенствоваться, выражать, проявлять себя в значимом для него деле. В такой трактовке близкими по содержанию являются понятия «самореализация», «самоопределение», «самоактуализация», «самоосуществление».
Еще К. Юнг отметил, что самое сильное желание и самая заветная мечта человека состоит именно в этом, - в возможности раскрыться целостности своего существа, которую обозначают понятием - личность.
Проблема самореализации личности относится сегодня к числу ключевых проблем педагогики. Усиление внимания к данной проблеме сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. Школа является местом, где ребенок проводит большую часть времени. На современном этапе обучения школа должна не только формировать у учащихся определенный набор знаний. Необходимо пробуждать и постоянно поддерживать стремление их к самообразованию, реализации творческих способностей.
По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности. Особенно остро перед современной школой встает проблема отсутствия у многих учащихся внутренней мотивации к учению. Регламентация учебного времени и жесткие требования учебных программ ведут к снижению активности, самостоятельности и творчества учащихся, следовательно, и возможности самореализации. Основной целью образовательного процесса становится усвоение и воспроизведение знаний.
Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:
требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность ребенка, и направленностью процесса обучения на освоение школьниками определенной суммы знаний;
потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения;
Решение данных противоречий можно найти в использовании таких видов учебной и внеучебной деятельности, которые способствуют самореализации школьника. Среди них особое место занимает творческая деятельность. Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя – помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового, т.е. творчества. И только в творчестве возможно развитие личности.
Творчество любят все дети. Если организовать обучение так, чтобы всякий раз они открывали что-то новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, эффективнее будут достигаться образовательные цели.
Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личное качество, и среда, создающая условия для самореализации.
Использование ИКТ в творческой деятельности учащихся расширяет возможности педагога, помогает ему увидеть в ребенке самое лучшее; ученику дает импульс к самосовершенствованию, раскрытию способностей, самореализации. Деятельность с использованием ИКТ входит в жизненное пространство личности, компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащихся, позволяет создать условия, при которых каждый ученик может реализовывать себя в каком-либо виде деятельности. Диалог в компьютерной среде позволяет ученику осознать свои возможности, умения и навыки. Автономность поведения в работе с компьютером актуализирует личность к свободе выбора решения. Современные ИКТ позволяют создать ситуации, направляющие ученика к концентрации творческих усилий, креативности в деятельности, независимости в суждениях и ответственности за свои действия и поступки.
Модель самореализации
Модель самореализации учащихся может включать в себя разные формы творческой работы на уроке и во внеурочной деятельности: метод проектов, игры, формы дистанционного обучения, творческие самостоятельные и домашние работы, создание проблемных ситуаций и их решение, конкурсы, исследовательская деятельность и др.
Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых продуктов. «Метод проектов предполагает обучение через «Ум, руки, сердце», то есть включение ребёнка в эмоциональную, умственную и практическую деятельности». В традиционной методике информацию предлагает учитель, а в проектной – знания добывает сам ученик. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными ,т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный практический результат, готовый к применению.
В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: коммуникативные, личностные, социальные, технологические, творческие и др. Проекты могут быть разными по продолжительности: от 10-15 минут до 1 года. Для работы с проектным методом подходят практически все программные продукты, изучаемые на уроках и на дополнительных занятиях.
Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Именно такой тип проекта я чаще всего использую на занятиях.
Например, на уроке в 11 классе, посвященном лирике А. Блока, проводим сравнительный анализ стихотворений Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» и А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Безусловно, сначала выявляем общее, а зачем уже различия. Класс делится на малые группы, которые получают задания:
1 группа получает следующее задание: определить тему и идею стихотворений. Подумать над тем, что явилось причиной создания этих произведений.
2 группа определяет композиции этих стихотворений и делает вывод об их сходстве и различии.
3 группа - Каковы основные образы в этих стихотворениях? Каково мироощущение лирического героя?
4 группа определяет, какие выразительные средства используют авторы и какова их роль в произведениях?
5 группа выясняет, какие стихотворные размеры используют авторы и как это отражается в стихотворениях?
По окончании работы представитель каждой группы сообщает о результатах исследований своей группы, после этого учащиеся приходят к выводу об особенности развития темы любви в лирике А. Блока, отражают настроение лирического героя, говорят о его понимании жизни: истинная чистая любовь невозможна в этом «страшном» мире.
творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и др.).
Возможность самореализоваться, на мой взгляд, появляется у учащихся в процессе участия в творческих проектах. Обычно после изучения большой темы на уроках литературы в 10-11 классах, помимо письменной творческой работы, учащиеся защищают свои проекты, чаще индивидуальные, иногда они объединяются в группы. Так, на первом уроке, посвященном началу изучения творчества М.Ю. Лермонтова, учащимся было предложено опережающее творческое задание: подготовить проект «Мой поэт». У девятиклассников была полная свобода выбора: можно было создать сборник своих любимых стихов М. Лермонтова или написать собственное творение, можно было создать презентацию, можно было нарисовать иллюстрацию. Были представлены очень интересные работы: это были литературные зарисовки, в которых учащиеся пытались объяснить свое понимание личности поэта.
С учащимися 5 класса был создан краткосрочный творческий проект. Урок был посвящен написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень». Часть учащихся анализировала тексты Вс. Рождественского, А. Куприна, С.Я. Маршака, фрагмент из энциклопедии. Они пришли к следующим результатам: так о сирени могут писать люди, по-настоящему любящие и понимающие природу. При этом каждый из них использует разные художественные средства. Читая стихотворение, мы представляем себе грозди сирени после грозы, ее благоухание. Другая группа подбирала эпитеты из различных текстов, характеризующие цветы сирени, третья - описывала корзину, в которой располагается букет, четвертая – думала над тем, как выглядит сад, в котором рос этот букет, какие звуки услышали бы они, какие запахи почувствовали. Результатом этого проекта стали сочинения – описания, созданные учащимися.
приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
Такой тип проекта в моей практике обычно находит применение в работе с учащимися среднего звена. Во время изучения басен И. Крылова, юмористических рассказов А. Чехова учащиеся готовятся к мини-спектаклям. Они сами объединяются в группы, сами выбирают произведение для постановки, распределяют роли, продумывают костюмы, реквизит, декорации. Периодически группы приходят на совет, чтобы обсудить, что получилось или не получилось. Такие уроки проходят с большим интересом.
Индивидуальная исследовательская деятельность.
Учащиеся получают возможность самореализации и через индивидуальную исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.
Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.
Одна из возможностей приблизиться к пониманию стиля того или иного автора – это урок-исследование. Один из таких уроков был проведен в 11 классе после изучения творчества А.А.Блока. Тема урока: Роль выразительных средств в ранней лирике А.Блока и С.Есенина. Вот фрагмент этого урока.
Для анализа были выбраны ранние стихотворения А.Блока «Фабрика» и С.Есенина «Черная, потом пропахшая выть..». Учащиеся отметили, что оба поэта пишут о том, что близко и понятно, но Блок – поэт города, Есенин – деревни, оба используют звукопись и цветопись. Работающие в группах, исследовав тексты, рассказывают о своих выводах. Оказывается, что при совершенно разной цветовой гамме оба поэта используют сходный цвет – черный. Но у каждого поэта этот цвет имеет свое значение: у Блока это цвет мистики, вселенского зла, у Есенина – символ любимого крестьянского труда, потом пропахшей крестьянской земли. Анализируя слова, обозначающие звук, другая группа приходит к выводу, что и в одном, и в другом стихотворении встречается слово «глухо», но и его лексическое значение различно. У Блока оно обозначает « навсегда, безвозвратно, невозможно открыть», у Есенина – « тихо, спокойно, мягко». В конце урока учащиеся делают вывод о том, что языковые средства, которые используют поэты, различны, так как и мировосприятие поэтов различно. В ранней лирике Есенина мир прекрасен, труд, даже тяжелый, крестьянский, - радость, для Блока мир вокруг это «страшный мир» действительности, труд – это унижении, кабала. На следующих уроках по творчеству Есенина учащиеся продолжат говорить о различии мировосприятия, стиля С.Есенина и А.Блока. Любое открытие, сделанное учащимся, не важно, маленькое или большое, доставляет радость , помогает ему осознать свою значимость.
Исследовательская работа продолжается и во внеурочной деятельности. На протяжении уже почти десяти лет мои учащиеся принимают участие со своим исследовательскими работами по литературе в работе научно-практической конференции в ВГУ и занимают призовые места. Так, например, моя ученица Анастасия Д. впервые участвовала в конференции с работой на тему «Эмоционально окрашенные слова в рассказах М. Зощенко», будучи ученицей 6 класса, получила диплом 3 степени. В 2011 году она, ученица 11 класса, выступала на конференции в ВГУ с работой «Цветопись в поэзии С. Есенина и В. Маяковского» и получила диплом третьей степени. Сейчас она студентка филологического факультета ВГУ.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность - это путь самореализации учащегося.
Проблемное обучение
На каждом своем уроке пытаюсь обеспечить самореализацию каждого обучающегося через пробуждение его любознательности и мотивацию, подчеркивая важность изучаемого материала при решении практических задач, поддерживаю связь обучения с жизнью и практикой. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Задачи:
1. Изучение мотивации всех участников образования, способность актуализации, закрепления и обобщения полученных знаний, самостоятельное конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.
Активные методы позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;
- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
На своих уроках я использую такие приемы создания проблемных ситуаций:
- подвожу учеников к противоречию и предлагаю им найти способ его решения,
- побуждаю школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,
- ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения,
- даю исследовательские задания по тексту.
Обязательным условием творческой познавательной деятельности является развитие самостоятельности, что позволяет ученику реализовать на практике свои потребности, следовательно, способствует процессу самореализации. Значит необходимо обеспечить активное включение учащихся в процесс формирования обобщённых знаний. Для чего ученик должен не просто работать по готовой заданной схеме, а предполагается создание условий для самостоятельного продвижения. Динамика - свойство присущее поисковой деятельности. Познавательная задача, проблемная ситуация образуется на грани знания и незнания учеником материала, при изучении знания в развитии. Цели и способы их решения определяются самим ходом работы.
На уроках русского языка стараюсь при объяснении нового материала создавать такие ситуации, при которых мои ученики не просто слушают объяснение учителя и запоминают правило механически, а участвуют в создании этого правила. Так, например, в 6 классе объяснение темы «Разносклоняемые существительные» строю следующим образом: даю небольшой текст с пропущенными орфограммами – окончаниями существительных и прошу вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор. В тексте есть разносклоняемое слово «времени», по существующему правилу, которое известно учащимся, в этом слове они написали «е» как у существительного 2 склонения, стоящего в п.п. После этого я открываю слайд с тем же заданием, в котором уже вставлены окончания. Шестиклассники проверяют и находят несоответствие, пытаются его объяснить и говорят, что это какое-то исключение. Таким образом, они самостоятельно приходят к понятию «разносклоняемые существительные».
Очень интересна учащимся 5 класса повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья». С каким удовольствием читают ее ребята, как сопереживают ее героям: Васе, Вальку, Марусе. Начинаем урок, посвященный образу Васи с очень важного проблемного вопроса:
Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице?
Дети находят правильный ответ: Вася оказался на улице, потому что дома он был никому не нужен. Отец тяжело переживал смерть жены, матери Васи, а нянькам не нравилось шумное Васино поведение, и Вася стал пропадать на улице.
Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? Потому что там он был нужен, потому что там было бедно, но детей там любили, с ними по- своему, но занимались.
Возможна ли эта история, произошедшая с Васей в XXI веке?
Эти вопросы заставляют учащихся задуматься об очень важных проблемах, о себе, о своем месте в жизни, о сочувствии и сострадании.
В 9 классе в начале второго урока литературы, посвященного изучению лирики М. Ю. Лермонтова, для разрешения предлагается проблемная ситуация – слова В. Белинского, сказанные о стихотворениях «Дума» и «Как часто пестрою толпой я окружен»: «Вот пьеса, означенная рубрикой «1 января»: читая ее, мы опять входим в совершенно новый мир, хотя и застаем в ней все ту же думу, то же сердце, словом - ту же личность, как и в прежних». Размышляя над стихами, ребята задумываются над словами критика, пытаются оспорить их, отмечают, что эти стихи близки по настроению: оба направлены против лжи современной Лермонтову общественной жизни. Оба написаны сходным, в основном, стихотворным размером – шестистопным ямбом. Но на этом сходство и заканчивается.
Стихотворение «Дума», написанное раньше, представляет собой давние раздумья М. Лермонтова и результаты этих раздумий, это итог его размышлений, поэтому оно воздействует прежде всего на разум читателя, а уж потом на чувства. «Как часто пестрою толпой я окружен» повествует о реальной, жизненной ситуации; пережитое поэтом становится основой поэтического создания и позволяет автору высказать свой взгляд на произошедшее, свою боль, свое негодование. Может быть, поэтому оно обладает таким эмоциональным воздействием на чувства читателя.
Учащиеся говорят о том, что отличаются эти стихотворения и по композиции. Стихотворение « 1 января» отчетливо делится на три смысловые части: первая часть – картина бала, « образы бездушные людей», вторая часть – это мир светлых воспоминаний поэта, третья часть – возвращение поэта в чуждый ему мир. «Дума» же построена в форме размышления: в начале стихотворения исходный тезис, окрашенный эмоционально: «Печально я гляжу на наше поколенье». В дальнейших строчках дается объяснение: «Его грядущее – иль пусто, иль темно, меж тем, под бременем познанья иль сомненья, в бездействии состарится оно».
Учащиеся отметили и различные выразительные средства, которые придают одному стихотворению необыкновенную эмоциональность, лиричность, наполняют его ощущением горечи и боли, другое – делают произведением ораторского искусства. Ребята отметили, что многие выражения из «Думы» стали афоризмами. Конечно же, это обусловлено ораторской направленностью стихотворения. В конце урока возвращаемся к высказыванию В. Белинского и делаем вывод об особенностях этих произведений. Уже потом через год, когда они будут учиться в одиннадцатом классе, учащиеся обязательно вспомнят стихотворение «Как часто пестрою толпой я окружен», сравнят его со стихотворениями В. Маяковского «Нате» и В. Высоцкого «Маски» и сделают для себя выводы: настоящий художник всегда чувствует себя одиноким в своем времени.
Проблемная ситуация создается на уроках литературы в 10 классе при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». В начале урока о Базарове цитирую статью М. Антоновича «Асмодей нашего времени», который писал о Базарове: « Это не человек, а какое то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь поэтическим языком асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце, не видно в нем и следа какого-нибудь увлечения или страсти». Согласны ли вы с автором? Пытаясь спорить с автором статьи или соглашаясь, учащиеся листают роман, приводят фрагменты, цитаты в защиту Базарова и против, спорят друг с другом и, наконец, приходят к мысли о том, что Антонович не прав. Базаров – человек с любящим , «бунтующим сердцем».
Уроки-практикумы
Деятельностный подход к обучению, обеспечивающий условия самореализации личности, может быть успешно реализован в ходе уроков-практикумов. В ходе практикума реализуются задачи личностно ориентированного обучения: с учётом имеющегося у каждого обучающегося опыта познания развивать и совершенствовать его индивидуальные способности, формировать ответственную личность, способную к сознательной, самостоятельной деятельности, результаты которой важны как для самой личности, так и для коллектива (группы) в целом. Предполагается система психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией на конкретного ученика, с учётом его индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Согласно принципам индивидуализации и дифференциации обучения предусматриваются задания разных типов, чтобы, с одной стороны, оптимально выявить уровень овладения материалом (усвоение теории, фактов, приобретение необходимых умений и навыков), с другой стимулировать учащихся к самостоятельному выбору наиболее значимых для них способов проработки учебного материала (словесного, письменного, графического, с использованием ИКТ и пр.).
Практикум выполняет различные функции: развитие культуры умственного труда и речи (монологической, диалогической, письменной), освоение различных приёмов работы с текстом, предоставление каждому обучающемуся возможности самому определять и выполнять определённую функцию в работе группы (аналитика, исследователя, эксперта, оформителя, Web-дизайнера и пр.). Формируются метапредметные умения и навыки: поисковые, исследовательские, презентационные, навыки работы с учебником, научной статьёй, мемуарной, справочной литературой. Языковой разбор текста является здесь не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста, так и его создание. Приблизиться, прикоснуться к «словесной ткани» художественного произведения – значит найти путь к постижению его содержания, авторского замысла, значит попытаться разгадать загадку, которая содержится в каждом настоящем произведении.
В методической литературе предлагается такая цепочка групповой работы:
- сообщение темы, мотивация
- постановка познавательной задачи
- распределений заданий по группам
- осмысление заданий и планирование работы в группах
- распределение функций (при групповой работе)
- индивидуальное выполнение задания
- обсуждение индивидуальных результатов работы в группах
- предъявление (презентация) результатов деятельности
- подведение итогов работы в группах
- рефлексия
Так, например, на уроке-практикуме русского языка при изучении темы «Понимание текста – процесс творческий» проводится комплексный анализ текста. Класс делится на группы и получает задание.
Прочитайте внимательно текст:
«Деревья по-разному уходят на покой: неистово кричит, весь полыхая желтым пламенем, могучий дуб; кровавится осина; гордо не желая расставаться с зеленью, принимает смертный час живучий тополь. Никнет, дугой выгибается под тяжестью ягод рябина.
Лишь березка тихо, по-русски, как должное, покорно принимает свою судьбу. Она и в кончине излучает свет и радость людям»
1 группа
1. Докажите, что перед нами текст, определите его стиль и жанр.
2. Создайте новую миниатюру на основе данной, сохраняя авторский стиль.
2 группа
1. Выражает ли заглавие основную мысль текста? Предложите свой вариант.
2. Определите общую тему данного фрагмента, выделите микротемы.
3. Передайте своё «осеннее» (или иное) настроение в жанре эссе.
3 группа
1. Какие выразительные языковые средства передают настроение текста?
2. Дополните текст новыми словосочетаниями или предложениями, содержащими изобразительно-выразительные средства, которых нет в исходном тексте.
Индивидуальные задания:
Создайте собственное описание осени, используя различные художественно-выразительные средства.
Разверните тезис, отображающий главную мысль текста. Приведите примеры из художественных произведений, подтверждающих эту мысль.
Творческие самостоятельные задания
Домашние задания тоже способствуют самореализации учащегося и предусматривают проявление их творчества и фантазии. Также ребята должны применить приобретенные знания и умения в новой ситуации.
Конечно, учащимся 5-6 класса предлагаются посильные задания: придумать сказку по пословице, написать поучение младшему брату, сестре, однокласснику, написать частушку на школьную тему.
Так, например, в 9 классе при изучении «Слова о полку Игореве» предлагаю следующие домашние задания по выбору: нарисовать устную картину по выбранному отрывку, используя лексику произведения, или, если есть желание у ученика, он может нарисовать и иллюстрацию. Можно написать сочинение-миниатюру на любую понравившуюся тему: «Ярославна в Путивле», «Игорь и Всеволод на поле боя», «Князь Игорь в плену». На мой взгляд, такое задание не только заставит учащихся еще раз обратиться к тексту, но и покажет, как осмыслены образы произведения. По желанию предлагается еще один вид письменной работы: используя прием стилизации, рассказать о каком-то важном событии современной жизни нашей страны.
В 8 классе при изучении темы «Односоставные предложения» предлагаю учащимся выполнить упражнение из учебника или выписать из пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» 10 односоставных предложений или написать сочинение-миниатюру, используя только односоставные предложения.
В качестве домашнего задания учащимся старшего звена предлагаю составить сборник понравившихся стихов какого-либо автора или подготовить статью для электронной энциклопедии.
В 10 классе обязательно после изучения романа «Отцы и дети» еще один урок посвящаю «Стихотворениям в прозе». На мой взгляд, эти произведения наполнены философскими размышлениями о жизни, которые важны и современному молодому человеку. В качестве творческого задания по желанию предлагаю самим написать стихотворение в прозе. Удивительно, но каждый раз желающих много. Приведу несколько фрагментов работ десятиклассников:
«Исшарканная серость бетонного тротуара, шероховатая поверхность улицы с ухабинами, бесцветная обнаженность маленьких деревцев за железными, заржавелыми оградами палисадников. Краски вокруг похожи на его мысли, отвечают его душевной потребности. Не предметы проплывают мимо, а нематериальные образы, принявшие разный облик смутные ощущения. В рассеянии замечает он сучья, ветви и стволы деревьев, очертания домов. Деревья черные, словно сделанные из угля. Мрак могилы... В вышине, над головой, раскинулось вездесущее небо. Оно простерлось над пыткой. Вдруг повеявшим ветерком снова вспорхнула манящая мысль-искушение: «Достать. Любой ценой достать. Пройти через все, но найти во что бы то ни стало». Страшная, похожая на фильм ужасов короткая жизнь наркомана». (Анастасия Д.)
«Я знаюНет, я точно знаю, вся наша жизнь - сплошное ожиданье. Мы постоянно ждём чего-то. Любви, успеха, дня рожденья..
Надеемся и верим в далёкий мир открытий, в котором не будет зла, а счастье будет бить ключом и войн не будет никогда.
Но жалко лишь, что в нём не поживём ни ты, ни я». (Алексей Г.)
«Он сказал мне: «Я тебе ничего не обещал». И сердце у меня упало, голова закружилась, и промчалась по телу дрожь. Ведь я не ожидала от него таких слов. Мне обидно. Ничего не понятно. Я не могу забыть те слова. И когда встречаю его, я снова вспоминаю его безразличное лицо и движение губ, произносящих неожиданные для меня слова. Вспоминаю, как трепетало моё сердце, ведь я его отчаянно любила и надеялась, что он это поймёт.
Но когда он увидел на моём счастливом лице надежду, он произнёс эти слова: «Я тебе ничего не обещал». (Марина К.)
В процессе изучения каждого произведения проводится целая система письменных работ. Их цель не только контроль над усвоением изучаемого материала, но развитие письменной речи, умения рассуждать, анализировать, делать выводы, творить, т.е реализоваться. Это и тесты, самостоятельные работы, литературные диктанты, проверяющие знание текста, и сочинения-миниатюры, и письменные ответы на вопросы, и письменные работы – исследования, и итоговые сочинения после изучения произведения. Например, вот такие темы для сочинений – миниатюр предлагаются: «Экскурсия по городу, изображенному в поэме Н.Гоголя «Мертвые души», «Обломовка во сне и Обломовка в мечтах Обломова», Для работ – исследований предлагаются такие темы: «Катерина Кабанова и Катерина Измайлова», «Образы-символы в романе Достоевского «Преступление и наказание», « Роль ремарок и художественных деталей в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад», « Как используется евангельский текст в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита» и в рассказе Л.Андреева» Иуда Искариот» и другие.
Игра как возможность самореализации обучающихся
Игра тоже способствует самореализации ребенка, является методом обучения, который направлен на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в конкретной ситуации, ее основной целью является углубление интереса к учебе и тем самым повышение эффективности обучения. Внешне кажущаяся беззаботной и легкой, на самом деле, игра требует у ребенка отдачи максимума своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Играть можно целый урок или использовать игровые фрагменты на уроках, нельзя забывать об эффективности использования данной технологии во внеурочное время.
- игры «Третий лишний», «Угадай слово!», «Составь слово»
- урок-игра: «Звездный час», «Колесо истории», «Умники и умницы», КВН.
Психологами доказано, что ученик лучше усваивает новую информацию в активном состоянии. Для развития умения воспринимать информацию возможно использование приемов: «активная лекция», «составление кластера», «толстые и тонкие вопросы». При работе с книгой или во время лекции учителя учеников необходимо задействовать.
Например, при изучении в 8 классе темы «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя» можно предложить ребятам задания на выбор: составить кластер, план или подготовить вопросы по темам «Личность Гоголя», «Гоголь – историк», «История создания комедии «Ревизор». За эту работу ученики получают оценку по ходу урока и могут презентовать свою работу как устно, так и письменно.
Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. На уроках литературы можно использовать различные формы прогнозирования: прогнозирование темы урока или литературного произведения по отличительным признакам или ключевым деталям, прогнозирование времени написания произведения и этапа биографии писателя или поэта.
Дистанционные технологии
Дистанционные технологии тоже дают возможность учащемуся реализоваться, выстроить собственную траекторию развития. Вот уже второй год МКОУ «Богучарский лицей» участвует в осуществлении дистанционного обучения. Учащиеся по желанию выполняют набор интернет-уроков в «Телешколе» или работают на онлайн-тренажерах или симуляторах ЕГЭ. Если учащийся не доволен своим результатом, он может повторно выполнить тот или иной урок. Работа осуществляется в рамках дополнительного образования: для консультации учащихся, для подготовки к ЕГЭ или ГИА и для детей, которые временно отсутствуют на школьных занятиях.
После зачисления в Интернет-школу учащийся получает право доступа к образовательному ресурсу школы. Он может познакомиться с теоретическими аспектами изучаемого материала, комментариями учителя, выполнить различные упражнения на отработку тех или иных навыков, пройти контроль (тестирование) и получить результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку), подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. При необходимости учащийся может получить консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме он-лайн всегда доступно для учащегося, более того, может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах.
Онлайн-тренажеры позволяют:
выполнять работу в интерактивном режиме,
получать оценку в режиме on-line, выполнив задания частей «А» и «В» единого государственного экзамена,
проанализировать свои ошибки,
получать консультации сетевых учителей.
Все это позволяет учащимся самореализоваться, проявить себя в том или ином виде деятельности.
Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Никто не сомневается, что будущее нашего общества зависит от сидящих за школьной партой ребят. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.
А можно ли назвать современным учителя, который не занимается своим самообразованием, ничему не учится от своих учеников? Наши дети по - иному видят окружающий мир, рисуют его яркими радужными красками. В этом мире, напоминающем радугу, много теплоты, света, любви. А мысли наших учеников? Наверное, многие замечали, что порой высказывания наших учеников значительно отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Современный учитель не только должен учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников.
Отличительными чертами современного педагога, педагога-мастера являются постоянное самосовершенствование.
Хочется почаще вспоминать замечательные слова Мюнхгаузена: « Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!». Что можно к ним добавить? Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку, пока они работают совместно.
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
13PAGE \* MERGEFORMAT141415
[Введите текст]
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15