Конспект интегрированного урока по окружающему миру на тему От Древней Руси к единой России (3 класс)


МБОУ «Начальная школа № 3»
Конспект интегрированного урока по окружающему миру, литературному чтению, изобразительного искусства для 3 класса по теме:
«От Древней Руси к единой России»
(1 урок из 2-х)
Учитель начальных классов Попова Елена Алексеевна
Ход урока.
Орг момент.
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу. Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их своими улыбками. Присаживайтесь. Начинаем наш урок.
II. Мотивационный момент.
_ Давайте посмотрим видеоролик и ответим на вопрос: О каких событиях идет речь в данном ролике?
Актуализация знаний.
--  Почему река времени начинается с IX века? (В IX веке образуется Древнерусское государство) слайд река времени + карта Древней Руси IX в.- Каким было это государство в IX-XI веках? (В Древней Руси строились города, развивались ремесла, торговля,  в  X веке принята новая вера – христианство, строились храмы, развивалась культура,  распространялась письменность и т.д.)- С какими опасностями удавалось справляться городам Древней Руси? (С юга со степняками-кочевниками, а с северо-запада с европейскими рыцарями.)- Посмотрим на реку времени. В XIII веке русло реки круто меняет свое направление. Почему? (В  жизни государства произошли сильные перемены)- Какое событие произошло в XIII веке и изменило жизнь государства? (Батыево нашествие)- Откуда шла эта опасность? слайд река времени + карта Древней Руси XIII в.
- Почему не удалось справиться с этим врагом? (В  середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества, русские князья вели между собой войны, что ослабило обороноспособность государства и этим воспользовались монгольские ханы)
Постановка цели урока.
Сегодня на уроке вы все ученые.
1 группа – историки.
2 группа – исследователи литературы.
3 группа – искусствоведы.
-Какие источники помогают нам узнать о прошлом? (летописи)
-Откройте конверт № 1. Прочитайте задание. (лист с отрывками из летописей)
Группа 1 – Расположить в правильной последовательности следующие события.
4. Установление власти Золотой Орды над Русью.
2. Нашествие войск хана Батыя.
5. Распад Древнерусского государства.
3. Образование Золотой Орды.
1. Войны между самостоятельными русскими князьями.
Группа 2 – Прочитать отрывки из летописей и озаглавить их. (В XIII веке Русь попала под власть Золотой Орды, В 15  веке Русь освободилась от власти Золотой Орды).
Группа 3 – Сложить пазл и рассказать о том что изображено на получившемся пазле - архитектуре Древней Руси.(Картинка города с деревянными постройками).
- Какое вы заметили противоречие? (В XIII веке не смогли защититься от врагов, а через 200 лет смогли освободиться).
 -Какой возникает вопрос? (Чем объяснить, что в  XIII веке русские князья были вынуждены подчиняться ханам  Золотой Орды, а спустя 2 века смогли освободиться?)
 
- Сформулируем основной вопрос (проблему) урока:
На доске появляется запись:«Почему Русь смогла стать свободной и независимой» ?
 
Поиск решения проблемы.
-Прочитайте текст на листе 3. («Собирание Руси»)
- Почему надо было силой и жестокостью объединять княжества? (Не все ещё поняли, что это необходимо, хотели справиться каждый сам).
- Да, нелегко было это сделать. Нам сейчас предстоит выяснить, благодаря каким людям совершилось объединение Руси.
-Откройте конверт № 2.(Лист 4) Прочитайте задание, узнайте о ком идет речь, заполните таблицу. После выполнения задания представить человека, о котором идет речь в задании:
1 группа – Дмитрий Иванович, князь Московский.
2группа – Сергий Радонежский (рассказ стихотворения –напутствие Дмитрия Донского).
3 группа – Андрей Рублев (сложить пазл икона «Троица»).
Освобождение Руси
Личности Деятельность
Андрей Рублёв  
Сергий  Радонежский  
Дмитрий Иванович, князь Московский  
Иван III, правнук Дмитрия  Донского  
Лист 4.Информация о людях, благодаря, которым произошло объединение Руси.
1. «Андрей  Рублёв – великий русский художник. Родился в 1360 году и прожил 70 лет.  Расписывал Благовещенский собор в Кремле, Успенский собор во Владимире и  другие храмы. Иконы Рублёва поражают своей мягкостью и человечностью. Самое знаменитое произведение Рублёва – икона «Троица». Праведному старцу явились три ангела в облике прекрасных юношей. Ангелы были олицетворением троицы: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. В этой картине воплощены идеи мира, человеколюбия и единения. Ангелы, склонив головы  друг к другу,  вели тихую беседу.
Люди, любуясь этой иконой, понимали, что надо действовать сообща, пора объединяться». 
2. «Сергий  Радонежский – один из самых почитаемых служителей православной церкви. Родился под Ростовым в семье боярина Кирилла и его жены Марии. Основал множество церквей и монастырей.
Принимал деятельное участие  в Куликовской битве. Он не только напутствовал Дмитрия Донского его армию на бой, но и отправил с ним двух лучших монахов своего монастыря Пересвета и Ослябю.
Именно с поединка Пересвета и татарского богатыря Челубея началась Куликовская битва. Оба поразили друг друга насмерть с первого удара копьями. Челубей сразу упал с коня, а мёртвого Пересвета конь понёс в бой». 
 3. «Князь Дмитрий  знал, что русские княжества должны объединить свои силы. И он разослал по всей Русской земле скорых гонцов. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси, около 150 тысяч человек! Сражение состоялось 8 сентября  1380 года на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы. Сразу после поединка Пересвета и Челубея русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Теснили монголы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк, из засады вышли отборные русские дружины. Отступавшая конница Золотой орды, опрокинула и растоптала собственную пехоту.  Многие славные русские войны полегли тогда на Куликовом поле, по данным историков, около 20 тысяч. Всё огромное поле   пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красны. Хоронили погибших 7 дней. Но войско Дмитрия Донского совершило великое дело - разгромили сильного врага. С Куликова поля возвращалось уже единое войско под руководством московского князя!» . 
4. «Иван III был правнуком Дмитрия Донского.  Иван III стал именовать себя государем всея Руси.  Его великие указы скреплялись печатью.  На одной её стороне был изображён герб России – двуглавый орёл, а на другой всадник, поражающий копьём змея. Он объединил под властью Москвы русские земли, отказался платить дань монгольскому хану и  избавил Русь от Золотой Орды».  
                                                
                                           Освобождение Руси.
Личности Деятельность
Андрей Рублёв
  Написал икону «Троица», которая
Послужила призывом к объединению Руси.
Сергий  Радонежский
  Основал Троицкий монастырь, призывал прекратить распри между людьми. Благословил Московского князя на битву с Ордой.
Дмитрий Иванович, князь московский Создал единое русское войско, с которым одержал победу в Куликовской битве в 1380 году.
Иван III, правнук Дмитрия  Донского Объединил Русские земли. Отказался платить дань хану. Первый правитель Московского государства.
- Да, в объединении Руси вокруг Москвы  участвовало много людей. Это князья и простые воины, монахи и художники.
Выражение решения проблемы.
- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
(Почему Русь смогла стать свободной и независимой?)
- Русь стала свободной?  (стала)
- Почему вы так считаете? ( Русь стала свободной и независимой,  потому что она смогла объединиться вокруг Москвы, в результате, Золотую Орду прогнали).   
Итог урока
Рефлексия.
-Кто же окончательно освободил Русь от татаро-монгол? (Иван ///).
- Что на уроке было самым интересным?
Утверждение Баллы
Я внес большой вклад в работу группы
Я доказывал свою точку зрения.
Я умею слушать других и принимать их точку зрения
Я умею работать с информацией
Утверждение Баллы
Я внес большой вклад в работу группы
Я доказывал свою точку зрения.
Я умею слушать других и принимать их точку зрения
Я умею работать с информацией
Утверждение Балл
Я внес большой вклад в работу группы Я доказывал свою точку зрения. Я умею слушать других и принимать их точку зрения Я умею работать с информацией