Внеклассное занятие Спеши делать добро
ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа –интернат»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ:
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Нефедова Л.А.
Цели и задачи:
* сформировать представление о нормах этического поведения в отношениях с людьми, ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении;
*сформировать представление о доброте, отзывчивости, чуткости.
Организационный момент:
Вступительное слово воспитателя
- Мы начинаем сегодня занятие с того, что пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь о своих пожеланиях. А что вы хотите мысленно пожелать?
(Дети – здоровья, добра, послать привет, поздороваться, пожелать не болеть, не получать двоек, чтобы друзей было много, чтобы вместе играть)
Игра «Добрые мысли – добрые чувства».
А сейчас я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали добрые мысли и добрые чувства?
(Дети – было весело, стало очень хорошо, я чувствовала добро, все были такие хорошие, никто не баловался, интересно так играть, понравилось)
Ход занятия.
Сегодня мы с вами будем говорить о доброте.
- В народном творчестве много произведений о добрых людях и добрых делах.
- Ребята, вы любите сказки? (отв.)
- А у вас есть любимые сказки? (отв.)
- А почему Таня, тебе нравится эта сказка? А тебе Саша?
- Вот видите, ребята, в сказках героев ждут интересные приключения, в них много неожиданного, а еще там всегда все кончается хорошо. Добрые, веселые, смелые – побеждают злых, коварных, трусливых и жадных.
- А как вы думаете, дети, почему положительным героям всегда помогают птицы, звери, природа, вещи? (отв.)
- Давайте с вами вспомним сказку «Гуси – лебеди». О чем говорится в этой сказке?
(Дети начинают вспоминать, по ходу рассказываю сама , выразительно читаю маленькие отрывки и показываю картинки. Если дети знают сказку, то внимательно сосредотачиваюсь на двух отрывках: когда девочка разыскивает брата и когда бежит с Иванушкой домой).
«Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
Печка ей отвечает: -Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки пшеничные не едятся
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка – скажу.
- У моего батюшки садовые не едятся
Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная речка – кисельные берега, куда гуси – лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся.
- Речка - матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька с молоком.
Девочка поела и сказала спасибо. Река укрыла их под кисельным бережком.
- Яблоня – матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка!
Девочка поскорее съела и спасибо сказала.
Яблоня заслонила их ветвями, прикрыла листьями.
- Печка – матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь спряталась.
- Почему печка, речка и яблонька не ответили Маше. Куда гуси – лебеди полетели? (отв.)
- Верно, она была неприветлива, не по-доброму обратилась к ним, обидела. А потом помогли ей? (отв.)
- Да потому, что Маша уважила их просьбу, была ласкова и приветлива, оценила их труд. Им стало приятно, что девочка так себя повела, и они охотно выполнили ее просьбу.
- Есть очень хорошая пословица- «Доброе слово, что ясный день». Как вы понимаете эту пословицу?
- Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что, словом можно согреть человека.
- Помните, как падчерица согрела теплым словом деда Мороза в сказке «Морозко». Кто помнит эту сказку?
(Останавливаю внимание на двух эпизодах: беседа падчерицы и родной дочери с Дедом Морозом.)
Игра «Положительный герой, отрицательный герой».
Рассмотрев отрывки из сказок, и правильно их, оценив, предлагаю игру.
- Сейчас я буду показывать отрывки из сказок, а вы должны определить положительный это герой или отрицательный.
Демонстрируются отрывки из сказок.(показ слайдов , если герой положительный хлопаем в ладоши 2 раза, если отрицательный – хлопаем 1 раз)
- Продолжая наша беседу о доброте, я предлагаю вам поиграть в «ромашку».
- Ребята, посмотрите на нашу волшебную ромашку, сколько на ней красивых лепестков, а под каждым лепестком скрывается пословица. Желающие могут оторвать лепесток, прочитать пословицу, объяснить ее смысл.
1. «С добрым жить хорошо»
2. «Поспешай делать добро»
3. «Доброе дело и в воде не тонет»
4. «Не устоять худу против добра»
5. «Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила»
6. «За доброго человека сто рук»
7. «Доброе слово лечит, а злое калечит»
- Вот и получается, что народ, слагая пословицы, прославлял слово ласковое, теплое, дело доброе.
Звучит тихая музыка.
- Представите себе, что у вас в руках находится «волшебный цветок добра». Протяните обе руки вперед, так как будто вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, вашу душу. Вы можете мысленно рассмотреть «Цветок Добра», какой он. Какого цвета, большой или маленький, на что он похож? Может быть, он имеет запах? И тогда вы сможете его понюхать. А может от него исходит какая-то музыка? И вам хочется ее послушать
Мысленно все добро этого «Цветка» положите внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости
Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам «Волшебный цветок Добра», как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце.
И в тех случаях, когда вам грустно вы сможете помочь себе сами, вспомнив то, что вы представили сейчас, на этом занятии, вместе с нами.
Итог:
Сегодня на занятии мы с вами много говорили о добре, определяли положительный или отрицательный герой. А сейчас вы выберите качества, которые относятся к положительным или отрицательным. (карточки)
Почему вы к положительным или отрицательным героям выбрали эти качества?
- Ребята, какими бы качествами хотели бы овладеть вы?
- Так давайте с вами договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет такое настроение, как в ясный день.
А в заключении нашего занятия Вова расскажет нам стихотворение «Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С Добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я вслед.
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
спеши делать
добро