Сценарий для внеклассной работы Спешите делать добро
Тема занятия «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром».
(ИЗ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ)
Цель. Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.
Задачи:
1.развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; 2.воспитывать внимательность, уважение к людям;
3.пробудить стремление совершать добрые дела;
4. формировать правильную самооценку.
Основные понятия: добро, зло, скромность, доброта, милосердие, честность, дружелюбие, вежливость.
Оборудование: название темы классного часа, разрезанные пословицы, рисунки детей о добре и зле, плакаты со словами «Добро» и «Зло», правила доброты, солнышко с лучиками, деревья с названиями заданий, цветочки, весы ,толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Магнитофон, запись песни Кота Леопольда.
Ход мероприятия «Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром».
Священное Писание
Воспитатель.
Итак, друзья, внимание –Ведь прозвенел звонок.Садитесь по удобнее, Начнём скорей урок!
Воспитатель. Прочитайте тему нашего занятия. (Дети читают.)
– Сегодня мы не только узнаем о том, что такое доброта, почему нужно спешить делать добрые дела, но и что дороже золота.
3. Беседа.
Слово воспитателя: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.
Ребенок . Прикоснись ко мне добротой,И болезни смоет волной,И печаль обойдёт стороной,Озарится душа красотой…
Воспитатель. Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)
Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор
Существует словарь Сергея Ивановича Ожегова. Называется «Толковый словарь русского языка». Здесь собраны краткие толкования, объяснения значения слов. Так вот, в словаре Ожегова (показ словаря), доброта определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)
Ребенок. В доме добрыми делами занята,Тихо ходит по квартире доброта.Утро доброе у нас,Добрый день и добрый час.Добрый вечер, ночь добра,Было доброе вчера.И откуда, спросишь ты,В доме столько доброты?
Воспитатель. Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Ученик.
Не стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Рвануться на выручку нужно, В любую минуту всегда.
Ученица.
И если когда-то кому-то, Поможет твоя доброта,Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!
Ребенок .Добрые сердца – это сады.Добрые слова – корни.Добрые мысли – цветы.Добрые дела – плоды.
Воспитатель. Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы посадим этот сад.
Дерево первое «Пословицы о добре»
Воспитатель. Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на презентации таблички-пословицы)
Добро помни, а пожнёшь
Что посеешь, то и зло забывай
За добро добра не делай никому
Худо тому, кто добром плати
Воспитатель. А какие пословицы вы приготовили? (дети называют заученные пословицы и объясняют некоторые)
Дети: Доброе слово лечит, а злое калечит.Злой не верит, что есть добрый.Добрая слава лежит, а худая бежит.Доброго чтут, а злого не жалуют.Учись доброму, худое на ум не пойдёт.Добра желаешь, добро и делай.Добро поощряй, а зло порицай.Сделаешь худо, не жди добра.Добро творить – себя веселить.Делать добро спеши.С добрым жить хорошо.Добрый человек добру и учит.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо поработали с пословицами и посадили первое дерево
Дерево второе «Рисунки о добре»
Воспитатель. В человеке от рождения заложено стремление к прекрасному – Добру, Правде, Красоте.
А чего больше в жизни: добра или зла? Давайте посмотрим на рисунки.
Определите Добро или Зло нарисовано на рисунке. (под руководством учащихся учитель разделяет рисунки на две группы)
Вывод: добрых рисунков больше, чем злых и мы тоже должны стремиться делать только добрые дела. Посадили второе дерево
Дерево третье «Волшебные слова»
Воспитатель. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
Предлагаю вспомнить вежливые слова.
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Посадили следующее дерево.
Дерево четвёртое «Правила доброты»
Воспитатель. Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
Сценка. (Мультфильм «Просто так») Воспитатель. Какое правило доброты вы услышали сейчас? (добрые дела надо совершать просто так)
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим правила «Спешите делать добро». (на слайде появляются отпечатанные правила)
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
Делать добро для близких и друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
Воспитатель. Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)
Дерево пятое «Добрые поступки»
Воспитатель. Легко или трудно быть добрым?(ответы детей) Ученица. Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Понять и исполнитьЖелание другого —Одно удовольствие —Честное слово!
Кривое зеркало (сценка)
Инсценировка басни в стихахпо мотивам сказки Ганса Христиана Андерсенадля постановки сценки в кукольном театре
Продолжительность спектакля: 3 минуты; количество актеров: от 2 до 5.
Действующие лица:
Тролль Первый Тролль помощникВторой Тролль помощникБабочкаРассказчик
Темная зловещая пещера-лаборатория, наполненная колдовскими и алхимическими принадлежностями.
Рассказчик
Жил-был тролль глубоко в пещере,Да такой на беду всем злющий,Что и лютые знали звери,С ним совсем не встречаться лучше.
Из-за кулисы выходит толстый рогатый Тролль, сделанный из темного воздушного шарика.
Тролль (сокрушенно)
Днем и ночью вредил я людям,Не щадил ни детей, ни женщин,Но, увы, сколько зла ни будет,А добра-то не станет меньше!Как бы сладить мне с ним?
Тролль задумчиво расхаживает взад-вперед по сцене.
Тролль (торжествуя)
Я знаю!Надо сделать стекло такое,Чтоб любой, сквозь него взирая,Вместо доброго видел злое!
Перед Троллем появляются несколько бутылок с разноцветным содержимым и устрашающими этикетками. Он начинает колдовать.
Тролль (с воодушевлением)
Полбутыли болотной слизи…Грязь с немытой сто лет посуды… (со страстью)Исказить, очернить, унизить!И тогда про добро забудут!Эй, лентяи!
Из-за кулисы появляются два маленьких тролля-помощника.
Тролль (повелительно)
Стекло несите!
Тролли убегают и возвращаются с большущим стеклом в золотой раме. Они останавливаются перед большим Троллем.
Тролль
Грязь втирайте в него до пота!
Тролли кладут стекло на край ширмы, некоторое время размазывают по нему грязь и снова возвращают в вертикальное положение.
Тролль
Так, готово. Теперь смотрите!Вот, что значит моя работа!
Тролль достает розу, помещает ее за стекло. Роза исчезает, и вместо нее за стеклом появляется нечто вялое и сморщенное. По сцене летит большая яркая бабочка. Она залетает за раму и за стеклом появляется безобразная отвратительная тварь. Тролль хохочет, тролли-помощники радостно хихикают.
Тролль (хвастливо)
Пусть увидят, поверят люди,Что такой мир на самом деле –Над добром насмехаться будут,Как злодеи всегда хотели.Зло же будет казаться краше,Выше ростом, прямее станом!
Тролль прячется за стекло, исчезает, и зрители видят вполне симпатичного господина.
Тролль (зрителям)
И тогда на погибель вашуЯ владыкою мира стану!
Тролль выходит из-за стекла в своем прежнем противном обличии.
Тролль
Всех ограблю, всех обездолю!Недовольных, как мух, прихлопну!Я! Да я…
Тролль с громким хлопком лопается. Волшебное стекло падает за ширму, слышится звон. Маленькие тролли в ужасе разбегаются.
Рассказчик
Тролль был так доволен,Что от важности просто лопнул!
Рассказчик показывает зрителям лопнувший шарик.
Рассказчик
Нет его, но рецепт остался,Зло порочит добро веками.Не злословь! Ведь тот тролль пыталсяСделать всех его зеркалами.
Ребенок . Добрым быть совсем-совсем не просто.Не зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфета.Только надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.
Воспитатель. Я вам предлагаю рассказать, какие добрые поступки вы совершили вчера и сегодня. (дети называют)
Молодцы! Сажаем следующее дерево.
«Ласковое солнышко»
Воспитатель. Ребята, а как говорят о добром человеке? ( Что у него доброе сердце, золотое сердце) А что согревает нас в жизни? (Доброта и солнце) Теперь представим себе, что у каждого из вас есть маленькое солнце. Это солнце — доброта. Она очень нужна, и вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце. Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы? На одну чашу - будем класть “зло”, (таблички с надписями: Зависть. Жадность. Грубость. Предательство. Война. Ложь. )- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили и положим их на чашу весов с “добром”.
(Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле ,и кладут на чашу “капельку”. Вскоре, чаша весов “добра” , перевешивает чашу “зла”.)
Воспитатель. Давайте задумаемся, а что мы с вами можем сделать, чтобы избежать зла, чтобы его не прибавлялось в мире? Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море, моря – в океан добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Ребята, а какие слова могут обидеть?(ответы детей)
Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Ученик читает стихотворение: “Обидное слово”.
Обидное слово, обидное слово!Как больно ударить умеет оно!Змеёй ядовитой ужалить готово,Ужалит – и станет на сердце темно.И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,Хотя миновала уж ссоры гроза,Молчат и не смотрят друг другу в глаза.Послушай совета, мой милый ребёнок,Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,Хорошее только старайся творитьИ слов унизительных не говорить.
Воспитатель: Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
В нашем саду светит солнце, но оно какое-то злое, холодное. На лучиках написаны «плохие» слова. Давайте сделаем наше солнышко добрым, красивым, ласковым. Замените злые слова добрыми. (учитель читает, а дети называют антонимы)
Грубый – ласковыйЗлой – добрыйГрустный – весёлыйГоре – счастьеВражда – дружбаОбман – правдаНевежливый – вежливыйНенависть – любовьЛень – труд
Обобщение. «Цветочная поляна»
Теперь солнышко ласковое, доброе. Сад наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками. Предлагаю дополнить наш сад цветами.
Сажая цветы, вы должны на них написать любые добрые пожелания, что вы можете сделать доброго. (под музыку учащиеся прикрепляют цветы на доску) . Получается общая красивая аппликация.
Воспитатель. Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.дПусть ваша работа будет визитной карточкой всех ваших уроков, логотипом ваших будущих творческих работ.
Воспитатель. Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (ответы детей)
Ребенок. Что такое доброта?
Это солнышко с утра,
Когда птичий хор весенний
Нам поет о потепление.
Что такое доброта?
Это радуга – дуга,
Что повисла над рекой,
В дождик теплый озорной.
Что такое доброта?
Это мамины глаза,
Её рук прикосновение
И улыбка в одобрение.
Вот что значит, вот что значит,
Вот что значит доброта!
Ребенок. . С детства мы любим Играть и смеяться С детства мы учимся добрыми быть. Вот бы такими всегда оставаться Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Ребенок. Я хочу чтоб все смеялись Чтоб мечты всегда сбывались Чтоб детям снились радостные сны Чтобы утро добрым было Чтобы мама не грустила.
Итог занятия
Воспитатель. Наше занятие подходит к концу. Так почему же нужно спешить делать добрые дела? Кому живется лучше, тому, кто делает добрые дела или тому, кто совершает злые? Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!
Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми.
Ведь делать добро — это здорово!
Как бы жизнь не летела –
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго – добро,
От злого зло родится.
Добро, сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.