Конспект урока Спешите делать добро, 5 класс коррекционной школы 8 вида
Обобщающий урок по теме
«Спешите делать добро»
Цели: формирование представлений об окружающем мире, обобщение полученных знаний; воспитание интереса к учебе, к предмету, умения работать в команде; развитие и коррекция пространственного мышления, связной устной и логической речи.
Оборудование: ИКТ, презентация.
Ход урока.
«Смотри дерево в плодах, а человека в делах.»
Пословица
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте!
Я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение, добрые лица, лучистые глазки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Тем более, что у нас сегодня не обычный урок. На нашем занятии присутствуют гости.
Сегодня мы попытаемся обобщить знания, полученные при изучении раздела, который называется («Спешите делать добро») (слайд 1).
- А что такое добро? Как вы понимаете это слово?
- Какие качества человека определяют доброту?
2.Литературная викторина. Задание: вспомнить, из какого произведения взяты отрывки, кто из героев их говорит.
-«Есть на свете вещи, которые стыдно не знать.» (Н.Хмелик. «Будущий олимпиец») (слайд 2)
-«Я буду каждое утро открывать вам ставни, а вечером – закрывать, и у вас в комнате станет тепло и солнечно» (О.Бондарчук. «Слепой домик») (слайд 3)
-«Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, того не вернёте.» (В.Осеева. «Бабка») (слайд 4)
- «Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя – маленькое, а большое!..» (А.Платонов. «Сухой хлеб») (слайд 5)
-«Погоди, Игреня, погоди, отдохни. Не сразу. Ишь ты, сразу захотел. Сел – и то хорошо, и то давай сюды. Сичас отдохнёшь и подымешься. Ничё, ничё. Ох ты, Игреня ты, Игреня» (В.Распутин. «Люся» (слайд 6)
-«Пускай мы погибнем, но город спасём» (Р.Рождественский. «Огромное небо») (слайд 7)
3. Обобщение пройденного материала.
- Мы вспомнили названия произведений, герои которых спешили делать добро. Это Саша Журавлёв, Рома, мальчик Митя, мама, лётчики.
- Кто из этих героев вам больше всех понравился? Почему? Докажите, что они спешили делать добро.
- Мы назвали одно произведение, в котором никто из героев не совершает добрые дела? Это Почему же этот рассказ включён в раздел «Спешите делать добро»? Чему он учит?
О чём предупреждает автор? Как к этому рассказу относится выражение спешите делать добро? Можно ли к этому выражению добавить слова а то будет поздно? Почему?
- Прочитайте пословицу (слайд 8): «Смотри дерево в плодах, а человека в делах». Можем ли мы сказать, что добры
·е дела, совершённые героями произведений, говорят об их душевных, нравственных качествах? Что вы можете о них сказать, какие они?
- Вспомните, какие добрые дела совершили вы?
- А какие добрые дела были совершены по отношению к вам?
4. Экскурсия в «картинную галерею».
5.Народная мудрость.
- Люди издавна стремились к добру и ненавидели зло. И это своё стремление они отразили в пословицах и поговорках, которые передавались из уст в уста.
- Какие пословицы о добре, доброте вы знаете?
Класс делится на две группы. Задание: кто быстрее соберет рассыпанные пословицы.
- На добрый привет – добрый ответ.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Человека красят добрые дела.
- Добро побеждает зло. (слайд 9)
6. Игра «Добрый – злой».
Вы все любите сказки. Одной из главных тем сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечаете мне, какой он. Если добрый - хлопаете в ладоши, если злой – топаете. (Проводится игра).
(Иван Царевич, Золушка, Баба Яга, Змей Горыныч, царевна, Лиса, Кощей Бессмертный, Волк, мачеха, Снегурочка)
- На каких героев вы хотели бы быть похожи? Почему? 7. Обобщение.
Путь к доброте нелегкий, долгий. Это дорога, на которой нас ожидают взлеты и падения, подъемы и спуски, чередование добра и зла. Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Мы должны чаще останавливаться и размышлять о совершенных нами поступках. А помогать нам преодолевать трудности будут замечательные произведения, которые мы читаем на уроках чтения. Они учат нас быть добрыми, отзывчивыми.
Будьте добрыми! Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на нее и добрыми делами помочь, как это делают герои прочитанных нами произведений.
Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,Доброта от холода согреет,Если доброта на солнце светит, Радуются взрослые и дети.
Только надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.(слайд 10)
Спешите делать добро! (слайд 11)
8. Подведение итогов.
(слайд 12)
15