Программа элективного курса Вероятность и статистика
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23 г. Йошкар-Олы»
Программа элективного курса
для обучающихся 7-8 класса
«Вероятность и статистика»
Автор: Чендемерова Людмила Анатольевна
2014 годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс “Вероятность и статистика” предназначен для учащихся 7-8 класса, который компенсирует недостатки обучения по математике, дополняет и углубляет базовое предметное образование. Кроме этого, одно из направлений курса – подготовка школьников к успешной сдаче экзаменов в форме ГИА-9. Уже в 2011 году в задания ГИА-9 по математике были включены задачи по теории вероятности и комбинаторике. Это было учтено в элективном курсе «Вероятность и статистика».
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Планирование рассчитано на 1 час, всего 68 часов. (34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе). В программе курса указана тематика задач, перечислены основные изучаемые методы их решения. Соответствующие теоретические вопросы входят в программу основной программы; на занятиях курса при необходимости они повторяются в ходе решения задач. Основная методическая установка курса – организация самостоятельной работы учащихся при ведущей и направляющей роли учителя.
ЦЕЛИ КУРСА:
Формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений;
дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, законченное элементарное представление о теории вероятностей и статистике и их тесной взаимосвязи;
подчеркивать тесную связь этих разделов математики с окружающим миром, как на стадии введения математических понятий, так и на стадии использования полученных результатов; иллюстрировать материал яркими, доступными и запоминающимися примерами;
развитие таких качеств личности, как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
расположение к самостоятельному поиску решений.
ЗАДАЧИ:
Ознакомить с процессом построения модели вероятностных событий, учить анализировать их;
сформировать у школьников представление о статистическом исследовании;
развивать у школьников коммуникативных умений и навыков, навыков самостоятельной работы, самооценки и взаимооценки;
формировать навыки и интерес к научной и исследовательской деятельности и воспитывать устойчивый интерес к математике;
подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате успешного изучения курса обучающиеся должны :
Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.
Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.
Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами; представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий; использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей; решать простейшие задачи математической статистики; интерпретировать полученные результаты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Название темы
Кол-во часов
Форма подведения итогов
Дата
Таблицы
7 класс
1.
Введение. Что изучает теория вероятностей.
1
2.
Статистические данные в таблицах
2
3.
Поиск информации в таблицах
1
4.
Вычисления в таблицах
1
Диаграммы
1.
Столбиковая диаграмма
2
2.
Круговая диаграмма
2
3.
Диаграмма рассеивания
2
практ. раб.
Описательная статистика
1.
Среднее значение
3
2.
Медиана
3
3.
Наибольшее и наименьшее значение. Размах
3
4.
Отклонения. Дисперсия
2
практ. раб.
Случайные события и вероятность
1.
Случайные события
3
2.
Вероятности и частоты
2
3.
Монета и игральная кость в теории вероятности
4
практ. раб.
Математическое описание случайных событий
1.
Случайные опыты
1
2.
Элементарные события
2
зачёт
8 класс
3.
Вероятности элементарных событий
3
4.
Благоприятствующие элементарные события
3
5.
Вероятности событий
3
практ. раб.
Вероятности случайных событий. Сложение и умножение вероятностей
1.
Противоположное событие. Диаграммы Эйлера
3
2.
Объединение событий
3
3.
Пересечение событий
3
практ. раб.
4.
Правило сложения вероятностей
2
5.
Формула сложения вероятностей
2
6.
Случайный выбор
2
7.
Умножение вероятностей
2
зачёт
Элементы комбинаторики
1.
Правило умножения
2
2.
Перестановки. Факториал
2
3.
Сочетание
2
Урок – зачёт “Счастливый случай”
1
зачёт
Итоговое занятие. Защита проектов.
1
Защита проектов.
Всего
68
Использованная литература:
Булычев В.А. Вероятность вокруг нас и в школьном учебнике математике. – М. Мир,1996.
Бунимович Е.А. Вероятность и статистика. М., «Дрофа», 2009.
Бунимович Е.А., Суворова С.Б. Методические указания к теме «Статистические исследования».// Математика в школе, № 3 – 2003
Лютикас В.С. Факультативный курс по математике. Теория вероятности. –М.Просвещение, 1990.
Плоцки А. Вероятность в задачах для школьников. М. Просвещение, 1996.
Семеновых А. Комбинаторика. // Математика. Приложение газеты «Первое сентября», № 15, 16, 17 – 2004
Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко. Теория вероятностей и статистика – 2-е изд., переработанное. – М.: МЦНМО: ОАО «Московские учебники», 2008. – 256 с.
Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. изд. М.:Просвещение,2009.
15