ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ У ПОДРОСТКОВ МУЖСКОГО ПОЛА, НАХОДЯЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ.
Приложение 2
Детский проективный тест «Человек под дождем».
РИСУНОК В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ
Статья из цикла «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии»
Наверное, настало время, когда ни один практический психолог не может обойтись без помощи проективных графических тестов. Уже мало кто из его клиентов удивляется, когда слышит задание: «Нарисуйте свою семью», или «Нарисуйте дерево», или «Нарисуйте несуществующее животное». Использование рисунка для определения индивидуальных особенностей и проблем клиента становится традиционным.Несмотря на растущую популярность графических тестов, остается немало проблем с их психологическим анализом и интерпретацией. Мы заметили, что немало наших коллег интерпретируют рисунки с позиции поиска проблем клиента, при этом часто забывая об оборотной стороне поиске его ресурсов.Сегодня мы хотим преодолеть существующее положение, найти способы психологического анализа рисунков, в котором будут отражаться и «ресурсные», и «теневые» проявления их автора.В своей сказкотерапевтической работе мы делаем основной акцент на понимании внутреннего мира клиента и формировании перспективных задач психологической работы с ним. Такой подход обусловлен ориентацией на быструю психологическую помощь, которой ожидает клиент, обращаясь к психологу, сказкотерапевту.Наш опыт работы с графическими тестами показал, что на основании одного лишь рисунка довольно сложно составить представление об особенностях клиента. Поэтому мы предлагаем для рисования несколько заданий (обычно три) и получаем серию рисунков.Мы стараемся подбирать серии рисунков таким образом, чтобы иметь возможность исследовать внутренний мир клиента и его жизнь с разных точек зрения. Поскольку большинство обращений к нам связано с внутрисемейной проблематикой, мы используем серию рисунков семьи («Моя семья», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев»).Множество вопросов к психологу связано с необходимостью формирования навыков «социальной успешности». Поэтому специалисту необходимо знать о том, насколько хорошо человек способен противостоять неблагоприятным воздействиям внешнего мира. Для этого мы применяем серию рисунков, направленных на определение психологической резистентности («Человек», «Человек под дождем», «Дождь в сказочной стране»). Именно об этом пойдет речь в статье.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось с помощью рисунков «человек» «человек под дождем» «дождь в сказочной стране».
Символика дождя
Одним из ресурсов социальной адаптации является способность человека противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, стрессовым факторам. Эта способность задействует множество психологических механизмов: темперамент, волю, интеллект, самосознание. Кроме того, потребность безопасности и защиты стимулирует формирование конструктивных механизмов психологической защиты.Психологическая защита является многомерным явлением. Защитные механизмы исключительно индивидуальны, многообразны, нередко иррациональны, поэтому не всегда поддаются анализу.Как пишет Е. Романова, «среди исследователей нет единой точки зрения ни на общее количество механизмов защит, ни на степень их соотнесенности друг с другом, ни даже на их ясные определения в некоторых случаях. Это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации индивида».В данной статье мы не ставим перед собой задачу внести свой вклад в исследование психологической защиты. Для нас важен аспект реагирования, ситуативного поведения человека в условиях моделируемого стресса.В качестве «стрессового фактора» в нашем случае выступает фактор внешней среды дождь.Попробуем понять символическое значение дождя.Дождь является важным символом плодородия и связывается в архаических земледельческих культурах с божественным семенем. Вспомним, как Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, благодаря чему родился герой Персей. В шаманизме призывание дождя было связано с процессом вхождения в контакт с духами.Согласно Д. Тресиддеру, «высший бог плодородия ацтеков Тлалок (Чак в пантеоне майя) был богом дождя; его отличительный признак зубчатая корона, символизирующая дождь. Ему на вершинах гор приносили в жертву детей, их слезы и кровь считались предзнаменованием скорого дождя. Подобная связь между кровью и дождем встречается и в иранской мифологии, где богу дождя Тиштрие приносили жертвы, чтобы он в образе белого коня боролся против черного коня засухи. Божественное, небесное происхождение дождя сделало его эмблемой чистоты, и поэтому ритуалы очищения часто проводились именно для того, чтобы вызвать дождь. В магических ритуалах, прямонаправленных на вызывание дождя, в танце заклинания дождя топанье ногами имитировало стук падающих на землю капель».Итак, в данном контексте дождь может символизировать жизненную силу, проливающуюся с неба, благословение и откровение Бога. Так проявляется его созидательная ипостась.Но, с другой стороны, дождь (ливень) может быть источником потопа и разрушений, проявлением гнева Бога. Свидетельство тому Всемирный потоп. В Книге Бытия сказано, как Господь объявил Ною: «...чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». И далее: «Чрез семь дней воды потопа пришли на землю... Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».Таким образом, дождь представляет собой амбивалентный символ. Есть люди, которые любят дождь, есть те, у кого он вызывает дискомфорт. Предлагая людям нарисовать человека под дождем, мы увидели, что одни рисуют жизнерадостные картины, другие совсем наоборот. Вероятно, так проявляются две стороны глубинного символизма дождя.Для более полного понимания клиента важно посмотреть, как он «ведет себя» под дождем. Это даст нам возможность либо обратиться к его внутренним ресурсам (если восприятие дождя жизнерадостное), либо проработать способы преодоления жизненных трудностей (если мы видим «плачевную картину»). Нельзя сказать, чтобы эти рисунки были информативны относительно психологической защиты клиента, но, тем не менее, они дополняют общую картину его мировосприятия.
Устойчивость к стрессу
Методика «Человек Человек под дождем» была предложена Е. Романовой и Т. Сытько для оценки адаптивных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Рисунки рассматриваются в сравнении. Дождь символизирует стрессовую ситуацию. По тому, как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно судить об отношении автора к трудностям и способам их преодоления. Например, на первом рисунке мужчины изображен бравый моряк. На рисунке человека под дождем изображена остановка, скамейка, под скамейкой лежит мужчина; из-под колес отъезжающего от остановки автобуса вырываются брызги. Если дождь это символическая трудность, препятствия, сложная ситуация, то легко сделать вывод, что навыки конструктивного реагирования и поведения в стрессовых ситуациях у автора данных рисунков не сформированы.Спорным моментом в использовании данного теста является вопрос о том, с какого возраста целесообразно его использовать. Анализ эмпирического материала позволяет сделать следующий вывод до 8–9 лет рисунки человека под дождем являются малоинформативными.В каких ситуациях психологу необходима информация о способности человека к противостоянию негативным влияниям? Во-первых, в ситуациях, когда надо составить прогноз социальной адаптации (например, для выпускников школ, учебно-воспитательных учреждений); оценить, имеет ли подросток ресурсы для того, чтобы самостоятельно преодолеть трудности. Во-вторых, в ситуациях, когда психологу необходимо составить индивидуальную программу социальной адаптации ребенка или подростка. В этом случае оценка способности к противостоянию «трудным ситуациям» позволит сформировать перспективные задачи психологической коррекции. В-третьих, в ситуациях, когда перед психологом стоит задача профессионального отбора сотрудников на работу, предполагающую повышенную степень риска. В этом случае психологическая устойчивость и способность сопротивляться негативным воздействиям явится показателем профессиональной пригодности.
ОРГАНИЗАЦИЯПРОЦЕДУРЫ ТЕСТИРОВАНИЯ
Материалы: 3 листа белой бумаги формата А4; набор цветных карандашей.Время рисования: обычно 20–25 минут. Желательно, чтобы все три задания были выполнены за один раз.
Инструкция №1
Пожалуйста, нарисуйте человека.Примеры вопросов психолога. Расскажите об этом человеке: как он себя ощущает, чувствует? Какое у него настроение? В какой момент времени мы его застали? Какие у него перспективы?
Инструкция №2
Нарисуйте человека под дождем.Примеры вопросов психолога. Насколько комфортно чувствует себя человек в этой ситуации? Что ему больше всего хочется сделать? Дождь пошел неожиданно или согласно прогнозу? Человек был готов к тому, что пойдет дождь, или для него это неожиданность? Любите ли вы дождь? Если да почему? Если нет почему? Если человеку под дождем дискомфортно (плохо), то чем ему можно помочь? Что сам человек может сделать, чтобы помочь себе справиться с дождем?
Инструкция №3
Нарисуйте дождь в сказочной стране.Примеры вопросов психолога. Расскажите об этой сказочной стране. Что произойдет в сказочной стране после того, как дождь закончится? Как относятся к дождю жители сказочной страны? Что дает дождь жителям сказочной страны? Давайте попробуем придумать сказку, которая начинается словами: «Однажды в одной сказочной стране пошел дождь...»После рисования психолог организует обсуждение.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ«ДОЖДЛИВОЙ» СЕРИИ
Человека под дождем изображают по-разному. Примерно в 40% случаев наблюдается дискомфортное, подавленное состояние; в 20% комфортное, радостное; в 40% нейтральное, деловое.Иная картина наблюдается в отношении инструкции «Нарисуйте дождь в сказочной стране». В рисунках на эту тему преобладает комфортное состояние. Мы можем ранжировать эти рисунки по уровню комфорта: от бурной радости до ощущения защищенности и покоя.Мы полагаем, что сама тема «Дождь в сказочной стране» актуализирует у человека ресурсные переживания, стимулирует формирование чувства перспективы, защищенности. В этом контексте информативность рисунка «Дождь в сказочной стране», как носителя ресурса противостояния неблагоприятным факторам, довольно велика. Вероятно, эта тема актуализирует глубинные ассоциации с дождем как носителем божественной благодати и процветания.Цель психологического анализа рисунков «дождливой» серии: понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях и найти ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.Логика психологического анализа рисунков может быть следующей.Первый шаг: сравнить рисунки «Человека» и «Человека под дождем», выявить изменения и понять характер поведения человека в неблагоприятных условиях.Шаг второй: проанализировать сюжет и символизм рисунка «Дождь в сказочной стране» и найти индивидуальные ресурсы противостояния неблагоприятным воздействиям.Шаг третий: соотнести выявленные трудности с установленными ресурсами и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором рисунков.
Шаг первый.Сравнительный анализ рисунков«Человек» и «Человек под дождем»
Эстетика рисункаМожет измениться как в «лучшую сторону», так и в «худшую». Если эстетика рисунка меняется в «лучшую сторону», возможно при воздействии неблагоприятных факторов, давления, автор мобилизуется. Если эстетика меняется в «худшую сторону», возможно в условиях действия неблагоприятных факторов, давления, автор «дичает», перестает за собой следить и пр. По нашим наблюдениям, эстетика рисунка меняется редко.Размер рисункаКапли дождя нередко заходят за невидимые границы листа (40 мм от краев). Но бывает, что размер рисунка существенно уменьшается. Возможно, это свидетельствует о бессознательном стремлении автора минимизировать «энергозатраты» в связи с воздействием неблагоприятных обстоятельств, спрятаться, укрыться.Размер фигуры. Изменяется часто. Либо уменьшается, либо увеличивается. Нередко изменения незначительны. Резкое же уменьшение размера фигуры в рисунке «Человек под дождем» может свидетельствовать об ощущении собственного бессилия, о потребности в поддержке. Иногда размер фигуры резко увеличивается до такой степени, что ногам не хватает места на листе. Это также является признаком ощущения бессилия, потери опоры, «почвы под ногами».Расположение относительно центра. В рисунке «Человек под дождем» нередко «теряется центр». Это свидетельствует об ощущении внутреннего дискомфорта, потери «стержня», «центра» вследствие действия неблагоприятных факторов.Характер действий человека, стиль поведения под дождемМожет меняться динамика рисунка. В рисунке «Человек» фигура стоит, в рисунке «Человек под дождем» бежит, идет, двигается. Изображение двигающегося человека под дождем свидетельствует о склонности к активным действиям. Важно, какого они характера. Человек под дождем может спасаться бегством, спокойно идти, прыгать от радости, лежать или сидеть в луже все это покажет характер действий человека в неблагоприятных условиях.Цвет. Если была выполнена инструкция № 1, можно установить, какие цвета используются при раскрашивании в рисунке «Человек» и «Человек под дождем». Нередко в рисунке «Человек под дождем» используются отвергаемые цвета или, наоборот, предпочитаемые. Цвет позволит определить бессознательное отношение к дождю, к себе, к ситуации.ПолЧасто под дождем «меняется пол». Пол показывает преимущественную модель поведения в условиях действия неблагоприятных факторов. Можно действовать по «мужскому» или «женскому» типу. «Мужской тип» свидетельствует о том, что автор рисунка склонен проявлять активность, ответственность, принимать решения, искать выход. «Женский тип» отражает пассивность, доминирование интуиции, чувствительность, ранимость, избегание и пр. Когда автор меняет пол, это говорит об изменении стиля реагирования и поведения.ВозрастНередко меняется возраст человека. Он становится либо старше, либо младше биологического возраста рисующего. Увеличение возраста «под дождем» может говорить о стремлении проявлять мудрость, зрелость в сложных ситуациях, а также свидетельствовать о потребности в поддержке, добром совете. Рисование ребенка под дождем указывает на «детское начало» в авторе. Какой характер носит актуализированное «детское начало», можно увидеть из образа действий и настроения изображенного ребенка. Если он плачет, сидя в луже, можно предположить, что автор в сложных ситуациях проявляет инфантилизм и бессилие. Если ребенок радуется, танцует, бежит за радугой, вероятно, это можно использовать как творческий ресурс противостояния стрессу. Также подобная картина может отражать потребность в личностном росте.Средства защиты от дождяТрадиционно в рисунке «Человек под дождем» рисуют зонт, плащ, накидку. Человек использует средства защиты и продолжает заниматься обычными для себя делами это естественно. Однако бывает, что человек хоть и находится под зонтом, но от дождя его это не защищает капли проникают всюду. Подобное положение дает психологу сигнал о том, что прежние способы реагирования, защиты, противостояния стрессу исчерпали себя и требуется проработка нового стиля сопротивления неблагоприятным воздействиям. Встречается и другая картина. В рисунке «Человек под дождем» изображена фигура в непроницаемом плаще, с зонтом, а дождь и тучи не нарисованы. Такая картина характерна для человека «чрезмерно защищенного», который всегда «готов к удару». Безусловно, он успешен в противостоянии стрессу, но какого напряжения это требует! Стоит ли игра свеч, предстоит решить автору совместно с психологом.Лужи, тучиТуча источник дождя. Лужа след от дождя. Бывает, что туча символизирует конкретную стрессовую ситуацию в реальной жизни человека. Мы заметили, что лужи рисуют люди чувствительные, долгое время переживающие последействие стресса.Дополнительные образы: солнце, радуга, растения,предметы, объекты окружающего мираДополнительные образы, имеющие позитивное символическое значение (солнце, радуга, дерево и др.), могут являться указанием на ресурсы психологической адаптации. Образы, имеющие негативное символическое значение, усугубляют ситуацию стресса и конкретизируют содержание неблагоприятного воздействия.Общий эмоциональный фонИзменение общего эмоционального фона укажет на динамику настроения и состояния.
Шаг второй.Поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиямс помощью рисунка «Дождь в сказочной стране»
Эстетика рисункаРисунки преимущественно эстетичны, выполнены с любовью, аккуратно, старательно.Сюжет рисункаСюжет рисунка часто отражает благоприятную для автора ситуацию, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно; в которой он восстанавливает свои силы.Образы рисункаОбразы рисунка символизируют либо наиболее гармоничные способы защиты, либо представление о том, что несет комфорт и безопасность.Цвет. При раскрашивании используются преимущественно предпочитаемые цвета. Даже капли дождя могут становиться разноцветными, приятными, безопасными.Собственно, активность фигуры человека под дождем, появление позитивных символов и другие признаки уже свидетельствуют о наличии ресурса противостояния неблагоприятным воздействиям. Если к этим данным присоединить информацию рисунка «Дождь в сказочной стране», мы получим довольно полную картину.Если автор согласится сочинить историю или сказку, у психолога появится дополнительная информация о том, какие ресурсы можно задействовать для противостояния неблагоприятным воздействиям.Рисунок «Дождь в сказочной стране» является символическим выходом из стресса и отражает благоприятную, идеальную перспективу разрешения трудной ситуации на бессознательно-символическом уровне.
Шаг третий.Определение перспективных задачпсихологической работы
«Дождливая» серия позволяет собрать информацию, в основном, о состоянии потребности в безопасности и защите, а также потребности в самоуважении, самоактуализации и личностном совершенствовании.Одной из важных психологических задач в данном аспекте будет работа над стилем реагирования и поведения в неблагоприятной ситуации. Таким образом, будет идти работа над потребностями в безопасности и защите, а также потребностью в самоуважении.Другой важной задачей является формирование философского отношения к стрессовым ситуациям, понимание их причин и перспектив. Через это будет осуществляться работа с потребностью в самоактуализации и личностном совершенствовании.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОАНАЛИЗА РИСУНКОВ
1. Фамилия, имя, отчество, возраст __________________________2. Дата психологического обследования «_____» _______ 200___3. Общие сведения о рисунках3.1. Цветовые предпочтения: _______3.2. Общее описание
«Человек»
«Человекпод дождем»
«Дождьв сказочной стране»
4. Шаг первый: сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем»
Признак
Проявление признака в рисунках«Человек» и «Человек под дождем»
5. Шаг второй: поиск ресурсов противостояния неблагоприятным воздействиям
Признаки ресурса в рисунке«Дождь в сказочной стране»
Проявление признака в рисунке«Дождь в сказочной стране»
6. Психологические выводы
Тема рисунка
Психологические выводы
7. Шаг третий: определение перспективных задач психологической работы
Задача
Содержание задачи
Безусловно, для определения перспективных задач психологической работы требуются опыт и навыки психологического анализа рисунков. Этому можно научиться на специальном семинаре. Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Наиболее продуктивно использовать данную методику в паре с рисунком «Человек». Процедура является стандартной. Испытуемому предлагают чистый лист бумаги, простой карандаш, набор цветных карандашей и просят его нарисовать сначала человека, а потом, на другом листе, «Человека под дождем». Сопоставление первого и, второго рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, как он ощущает себя при затруднениях. Прежде всего, при анализе важно определить, в каком состоянии находится «человек под дождем». Ощущает ли он себя несчастным, маленьким, беспомощным, сломленным, занимающим подчиненную позицию и т. д. или, напротив, он «расцветает», чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с жизнью, испытывает к ней интерес, как бы стимулируется неприятностями; или же спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. В рисунке «Человек под дождем», по сравнению с рисунком «Человек», обнаруживается ряд отличий, существенных для анализа. Изменение экспозиции. В рисунке «Человек под дождем» может меняться экспозиция. Изучение вариантов экспозиции очень важно для анализа. Так, например, если человек изображен уходящим, удаляющимся, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, стремлением избегать не приятностей. Особенно сильно эти тенденции проявляются, когда фигура человека изображается как бы наблюдаемой с «высоты птичьего полета». В случаях смещения фигуры «человека под дождем» в правую или левую часть листа, вверх или вниз, интерпретация строится с учетом того, что говорилось ранее (см. «Человек»). Так, например, если персонаж рисунка перемещается в верхнюю часть листа, можно предположить склонность к отходу от действительности, потере опоры под ногами, наличие защитных механизмов по типу фантазирования. Поворот фигуры в профиль или спиной указывает на определенный тип реагирования человека (см. «Человек»), для которого характерна некоторая скрытность уход в себя, потери целостности самоощущения и реагирования. Изменение размера фигуры. Увеличение размера фигуры «Человека под дождем» встречается иногда у людей, которые в трудных ситуациях чувствуют себя более сильными, уверенными. Неприятности мобилизуют их. То же имеет место у людей, которые только демонстрируют свою мужественность, жизнестойкость, уверенность другим людям по типу компенсаторных защитных механизмом, но в действительности не обладают этими качествами. Для более точной интерпретации необходимо учитывать все детали рисунка и особенности изображения. Уменьшение фигуры «человека под дождем» имеет место в рисунках людей, пасующих перед неприятностями, нуждающимися в защите и покровительстве, имеющих тенденцию к регрессивному, инфантильному способу реагирования на сложные ситуации и стремление перенести ответственность за собственную жизнь на других людей. Трансформация фигуры человека под дождём. Изменение пола персонажа в рисунке «Человек под дождем». Изображение человека противоположного, пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, либо более маскулинный, либо более феминный. Изменение возраста омолаживание или, наоборот, увеличение возраста, указывает на самоощущение Человека в ситуации жизненных неурядиц; чувствует ли он себя ребенком пли беззащитным стариком, например. Изменение типа изображения когда, например, романтический персонаж в рисунке «Человек» преобразуется в деловой или в человека в униформе, это отражает специфику психологических защитных механизмов и тип реагирования на ситуацию. В - случае трансформации фигуры человека может иметь место «включение» поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мамы, бабушки). Например, в детском рисунке, в качестве «человека под дождем» изображается собственная бабушка, или в мужском рисунке собственная жена. Если в рисунке «человек под дождем» при изображении фигуры человека пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), интерпретация проводится в соответствии со значением этих деталей изображения и указывает также на специфику защитных механизмов и особенности проявлений ЭГО реакций, Очень важно определить, в каком настроении пребывает персонаж в рисунке «Человек под дождем»: радужном, ликующем, удручённом, застывшем и т. д. Одежда человека в рисунке также имеет существенное значение. Согласно символическому значению образов, одежда это «личина», маска, защита (поведенческие, культуральные образы поведения). Функцией одежды является «формирование защиты от стихий». Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной, защите и стремление к стереотипам. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных культурных стереотипов, поведения, импульсивность реагирования, в ряде случаев любование своими проблемами и переживаниями. Более точная интерпретация возможна при использовании языка образов и тех указаний, которые даны в разделе «Человек». Дождь, тучи, облака в рисунке. Дождь - стихия, помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Дождь изображается различным образом, он может состоять из редких капель, из тяжелых закрашенных капель, из линий, из точек. Изображается небрежно или тщательно прорисовывается. Характер «подачи» дождя связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: как временная, преодолимая, проходящая, постоянная, тяжелая. Связанная с деловой, эмоциональной, личностной сферой; провоцируется мужчинами или женщинами. Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева, от человека), и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с теми значениями, которые приписываются правому и левому сторонам листа или сторонам фигуры (когда капли дождя (располагаются) на фигуре человека). Важно обращать внимание на степень «попадания дождя» на фигуру. Дождь может литься только на зонт (при этом фигура остается сухой); дождь может мочить только голову, нижнюю часть туловища или верхнюю часть. Может быть и так, что в руках есть зонт, но он не защищает и дождь падает на всю фигуру человека. Тучи. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность (степень заштриховки), размер и расположение на листе, сочетание туч и дождя. В депрессивном состоянии пессимистическое отношение к жизни может проявляться в изображении тяжелых, грозовых «свинцовых» облаков, нависающих над человеком и занимающих все небо. Лужи, грязь. Лужи, грязь символически отражают последствия невыгодной ситуации. Они как бы символизируют те переживания, которые остаются после «дождя». Много информации дает манера изображения луж, их форма, число, глубина, степень закрашенности, брызги, используемые для их создания цвета. Важно отмечать, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон, или он сам стоит в луже). Дополнительные детали. Если в рисунке присутствуют дополнительные детали, то рисующий как бы стремится структурировать ситуацию и пытается укрыться от неприятностей, уйти в иллюзорную атмосферу, уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности. В качестве дополнительных деталей могут быть представлены как аксессуары одежды (сумочки, куклы, шпаги, цветы, книги), которые персонаж держит в руках, ограничивая свободу функционирования; так и дома, скамейки, тротуары, автобусные остановки, деревья, машины и т. д. Все дополнительные детали можно рассматривать как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, поддержке при воздействии внешних неблагоприятных факторов. Более полная расшифровка изображения деталей основывается на расшифровке символического значения представленных образов. Зонт. Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий или своеобразное «убежище» от несчастий. Кроме того, с точки зрения трактовки образов, зонт может рассматриваться как отображение взаимоотношений с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол материнское начало, а ручка зонта отцовское. Зонт в руках «человека под дождем» может быть изображен как защищающий от непогоды, не защищающий, ограничивающий поле зрения персонажа, иногда в рисунке зонт отсутствует. Так, например, если в рисунке изображен огромный зонт, напоминающий «грибок на детской площадке», может иметь место сильная эффективная зависимость от матери, спасающей, указывающей, защищающей, решающей все сложные ситуации за человека. Следует обратить внимание на характер прорисовки купола зонта. Это может быть очень информативным. Встречаются следующие изображения зонта: зонт, как плоский блин, зонт-шапка (глубокий и маленький) зонт-бабочка, «вызывающий» со сложными узорами, вывернутый зонт (прорисована его внутренняя часть), полузакрытый сломанный зонт. Ручка зонта может быть прорисована также весьма разнообразно длинная, короткая, тонкая или толстая, нитеобразная, прозрачная, закрашенная, прямая |или искривленная. Важно учитывать размер и расположение зонта в отношении фигуры человека. Он может быть непропорционально большим, как крыша, нормальным или маленьким. Данная характеристика указывает на интенсивность действия механизмом психической защиты. Показательна также степень погруженности человека «в зонт». Зонт может быть расположен высоко над головой; лежать на голове; закрывать голову, лицо, плечи, как будто человек весь спрятался в зонт от дождя. Иногда зонт может располагаться так высоко над головой, что создается впечатление, что он летает. Может находиться справа или слева от фигуры, в руке, быть сложенным, упавшим на землю или унесенным ветром. Данная проективная методика дает богатейший диагностический материал и может применяться как самостоятельно, так и в наборе, наряду с другими проективными тестами, может быть рекомендована специалистам для более широкого применения [4]
15