Урок русского языка в 11 классе Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Тема "Однородные члены предложения и знаки препинания при них".
11-й класс
Цели:
обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,
закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;
развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;
познавательные исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
развитие культуроведческой компетенции;
Ход урока
I. Организация урока.
Вступительное слово учителя. Запись числа, классной работы, тема пока не записывается. Слайд 1
II. Целеполагание.
Продолжаем работу над разделом «Простое предложение», определимся в теме урока. Для этого обратимся к стихотворным строчкам Анны Ахматовой. Слайд 2
Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну чёрный стыд И новым именем покрою Боль поражений и обид.
Дать характеристику этого предложения. Каков алгоритм наших действий? Что сначала надо сделать?
Выделить грамматическую основу предложения.
Отметьте, где ошиблись, чтобы повторить материал. Слайд 3
Итак, 1-ый шаг – выделение грамматической основы; какой 2-ой шаг?
Разбор по членам предложения.
Разберите. Проверим! Слайд 4
Проанализируйте, что осложняет это предложение? Слайд 5
Выдвигаем гипотезу: есть повторяющиеся элементы – есть ряды однородных членов. Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения?
Однородными являются члены предложения,
которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации перечисления или интонации и сочинительных союзов.
Слайд 6
Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения?
Расстановка знаков препинания.
Соответственно тема урока Слайд 7 – «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
А цель урока какая? Слайд 8
обобщить и систематизировать знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»;
закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, т.е. уметь определять структуру предложения;
составлять предложения с однородными членами предложения,
поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);
расширить представления о русской культуре.
Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой?
Задания 7, 15, 24 - грамматические ошибки,
однородные члены предложения,
при работе с текстом рецензии.
Вспомним! Слайд 9.
1. Солнце комнату наполнило Пылью жёлтой и сквозной.
2. Ни стоном ни взглядом Окаянной души не коснусь.
3. Я помню только сад сквозной осенний нежный И крики журавлей и чёрные поля...
4. Для детей для бродяг для влюблённых Вырастают цветы на полях.
5. Волшебный ветерок перелетал И то лесною веял земляникой То соснами столетними дышал.
III. Освоение предметного содержания.
Итак, рассмотрели несколько примеров, видим, что существуют разные комбинации с однородными членами, соответственно по-разному расставляются знаки препинания. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, что нужно уметь?
Находить основы предложения, отличать простое или сложное,
находить однородные члены предложения, знать правила расстановки знаков препинания.
Где возьмем информацию? Обратитесь к оглавлению, найдите нужную информацию.
§72 с.262-263
Прочитайте про себя §72, соотнесите с материалом таблицы. Слайд №10
Как вы считаете, достаточно ли материала учебника, чтобы сделать задание 15 ЕГЭ? Данное – да, все схемы есть. Проверим на практике, какие еще могут быть комбинации однородных членов предложения, не рассмотренные нами.
Слайд 11, 12, 13
Ещё одно задание связано с предложениями с однородными членами – задание 7, грамматические ошибки в построении предложений с однородными членами.
Слайд 14, 15
Проверим свои знания! Слайд 16, 17
В начале урока, когда мы ставили цели, говорили о том, с помощью каких форм лучше систематизировать знания по этой теме, сказали, что в конце - проверочный тест.
IV. Зарядка для глаз «Наш милый колобок»
V. Проверочный тест (распечатка)
VI.Подведение итогов урока
(какие ставили цели – систематизировать и обобщить знания, достигли или нет).
VII. Рефлексия
Если бы не посмотрели в учебник, вспомнили бы или нет схемы однородных членов, правила расстановки знаков препинания? Отметьте себе – какие схемы стоит повторить, на какие случаи стоит обратить внимание.
VIII. Домашнее задание: упр. 406 или составить тест (задание 15)
Решить самостоятельно, выполнение какого упражнения на эту тему вы посчитали бы целесообразным?


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]