Конспект урока русского языка по теме Предложение. Типы предложений по цели высказывания (Перспектива
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Предложение. Типы предложений по цели высказывания
ФИО (полностью) Иванова Ольга Игоревна
Место работы МАОУ « СОШ №55» г. Набережные Челны
Должность Учитель начальных классов
Предмет Русский язык
Класс 3 класс
Тема и номер урока в теме Предложение. Типы предложений по цели высказывания и по интонации.
Базовый учебник Русский язык. Л. Ф.Климанова, Т. В. Бабушкина, 2012г.
Цель урока: познакомить с типами предложений по цели высказывания
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи: 1)обучающие -дать детям представление о типах предложений,
-учить определять их вид по цели высказывания;
2) развивающие -развивать речь, память, воображение;
3)воспитательные -формировать интерес к предмету,
-воспитывать умение работать в группах .
Оборудование: распечатки слов, таблицы, презентация.
Ход урока.
I этап. Организационный момент. Настрой урока.
- Как настроение? Я вам желаю удачи на сегодняшнем уроке. У вас всё получится.
- Откройте тетради.
- Проговорим орфографически число. Запишите число, классная работа.
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Слайд 1
- Вспомните, что такое предложение?
Слайд 2
Предложение
Слова связаны по смыслу.
Выражает законченную мысль.
- Прочитайте запись и подумайте, какие ряды слов можно назвать предложением.
Слайд 3
на, созрел, урожай, поля;
как, быстро, пролетела, осень;
небу, тучи, по;
наступает, красавица, зима;
- Почему вы считаете, что это предложения?
- Задайте вопросы по теме «Предложение».
- Запишите предложения в тетрадь.
Слайд 4
Проверка
- Почему разные знаки препинания в конце предложений?
- Итак, предложения по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.
Слайд 5
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Посмотрите, в нашей таблице есть знак вопроса. Какие же ещё бывают предложения? На этот вопрос вам и предстоит ответить.
III этап. Сообщение темы и целей урока.
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите карточки со скрепкой. Разложите карточки на столе. Разделите слова на три группы – зачем, с какой целью мы говорим.
Слайд 6
Прверка
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
- Итак, общаясь, люди ставят перед собой разные цели. Посмотрите ещё раз на нашу таблицу.
Слайд 7
Предложения
по интонации ?
восклицательные невосклицательные
- Итак, мы знаем, какие бывают предложения по интонации. А что бы вы написали на месте вопросительного знака?
- Какая тема урока?
Тема: Предложения по цели высказывания.
- По интонации предложения делятся на две группы. Как вы думаете, а по цели высказывания будет деление на какие – либо группы?
- Наша задача – узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания).
- А помогут вам в этом слова – волшебники. Возьмите карточку с глаголом и магнит. Надо распределить глаголы по трём основным группам – задачам общения.
- Подумайте, в какую группу вы определите свой глагол.
- Выходите к доске парой.
сообщить спросить повлиять
повествовать узнать побудить к действию
рассказать расспросить запретить
объяснить выяснить посоветовать
оповестить разведать попросить
- Прочитайте первую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – сообщить, повествовать?
- Прочитайте вторую группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – узнать, спросить?
- Прочитайте третью группу слов. Как бы вы назвали предложения, где цель общения – повлиять, побудить к действию?
- Таким образом, предложения по цели высказывания бывают…..
- Сравните наши выводы с таблицей.
Слайд 7
Таблица «Предложения по цели высказывания».
- Молодцы! Замечательно поработали, открыли новые знания. Какую теперь задачу поставим перед собой?
V этап. Применение новых знаний на практике.
- Вернёмся к предложениям, записанным в тетрадях.
Как быстро пролетела осень. Наступает красавица зима!
- Можно ли сказать, что это фрагмент какого-то текста? Почему?
- Какие записаны предложения по цели высказывания? Составьте побудительное и вопросительное предложения так, чтобы получилось продолжение текста.
- Запишите предложения.
Слайд 8
Работа по учебнику, стр. 86 упр. №140.
- Прочитайте предложения.
Какие они по цели высказывания? Как вы это определили?
Проверка.
- Читайте предложение и называйте, какое оно по цели высказывания и интонации.
Слайд 9
Физминутка
VI этап. Закрепление.
Работа у доски.
- Запишем предложения и укажем какие они по цели высказывания и интонации.
Пушистый зверёк прыгнул на ель. (Повеств., невоскл.)
Ты был в Москве? (Вопр., невоскл.)
Мойте руки перед едой. (Побудит., невоскл.)
Сколько грибов в лесу! (Повеств., воскл.)
Работа в парах
- Сейчас вы будете работать в парах. Приготовьте листочки с квадратиками.
- Я вам читаю предложение, а вы ставите в квадратиках знак препинания, которые , по вашему мнению, должен стоять в конце предложения.
- Начинаем работу с верхней левой клетки.
1. С деревьев опадают листья.
2. Подул холодный ветер.
3. У народа глаз верен, а ум догадлив.
4. Давай помолчим.
5. Девочка, почему ты плачешь?
6. Не утонет в речке мяч!
7. В нашей школе три этажа.
8. Сегодня идёт дождь.
9. Не обижайте маленьких и слабых.
10. Какие книги вы прочитали летом?
11. Как чудесен русский лес!
12. Мы шли по узкой тропе.
13. Лужи покрылись льдом.
14. Под деревьями спрятались грибы.
15. Наступило ясное солнечное утро.
- Закрасьте квадратики, в которых стоят точки. Что получилось?
(Предложение)
Слайд 10 (проверка)
VIII этап. Рефлексия.
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какова цель высказывания у повествовательного предложения?
- Какова цель высказывания у вопросительного предложения?
- Какова цель высказывания у побудительного предложения?
- Молодцы, вы были очень активны, старались. Спасибо за урок.
IX этап. Домашнее задание.
стр.86 – правило;
стр.87 упр.143 составить предложения: