Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. (4 класс)

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 53










Урок русского языка
в 4 классе
на тему: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного
и множественного числа»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Коротеева Н.В.







Цель: познакомить учащихся со склонением местоимений 3-го лица единственного и множественного числа; формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами; развивать навык точного употребления в речи местоимений, умение различать местоимения по лицам и определять падеж личных местоимений; воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ.

Оборудование: запись на доске: «Отпустил он рыбку золотую и сказал  ей  ласковое слово. На него старуха взглянула, лишь с очей  прогнать его  велела».

Ход урока

I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний
1. Минутка чистописания
- Запишите число, вид работы.

2. Словарный диктант
- Какое словарное слово изучали на прошлом уроке? (металл)
- Как пишется это слово?
- Какие существуют слова-ориентиры для правильного написания этого слова?
- Давайте запишем слово металл.
Металл, Елена, салют, тарелка, одиннадцать, инженер, медведь, Егор, ноябрь, искра, ель.
- Какое слово лишнее? (Одиннадцать). Почему? (Числительное).
- Подчеркните в каждом слове первую букву. Прочтите получившееся слово. (Местоимение).

3. Минутка правил
- Что называется местоимением?
- Как изменяются личные местоимения?
- Назовите местоимения первого лица.
- Назовите местоимения второго лица.
- Назовите местоимения третьего лица.
- Какие местоимения мы учились склонять на прошлом уроке?
- Что такое начальная форма?
- Как определить лицо местоимения в косвенном падеже?

III. Сообщение темы и задач урока
- Выберите в предложениях, записанных на доске, местоимения третьего лица.
Отпустил он рыбку золотую и сказал  ей  ласковое слово. На него старуха взглянула, лишь с очей  прогнать его  велела.
- А как вы определили, что местоимения ей, на него и его относятся к 3-му лицу? (поставили в начальную форму).
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Чему нам нужно научиться?

IV. Изучение нового материала
1. Устная работа с таблицей и с правописанием местоимений с предлогами на с. 60.

2. Тренировочное упражнение
- Вернемся к нашему тексту. Спишите. Определите грамматические признаки местоимений.
Отпустил он (3 л., ед.ч., м.р., И.п.) рыбку золотую и сказал  ей (3 л., ед.ч., ж.р., Д.п.)  ласковое слово. На него (3 л., ед.ч., м.р., В.п.) старуха взглянула, лишь с очей  прогнать его (3 л., ед.ч., м.р., В.п.) велела.

Физкультминутка
- Присядьте столько раз, сколько лиц имеют местоимения.
- Подпрыгните столько раз, сколько падежей есть в русском языке.
- Топните ногой, если не согласны, хлопните в ладоши, если согласны:
местоимения не называют предмет и не указывают на него;
местоимения 3 лица множественного числа изменяются по родам;
местоимения в речи заменяют имена существительные;
слово она является местоимением 2-го лица;
местоимение о нас стоит во множественном числе;
слово её является местоимением женского рода.

- Сделаем синтаксический разбор первого предложения
Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. (повеств., прост., распр.)

V. Закрепление
1. Работа с учебником (с. 62, упр. 130)

2. Работа со словарным словом победа
- Запомните написание этого слова.
- Разберите как часть речи
Победу – сущ., что?, н.ф. – победа, нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл., в В.п., в ед.ч., вт.чл.

VI. Итог урока
- Кому из вас понравился урок?
- Какая работа понравилась?
- Что было трудным?
- Кто доволен своей работой на уроке?

VII. Домашнее задание
С. 62, упр. 131 (списать любую группу предложений, заменяя выделенные имена существительные местоимениями), правило.

15