Конспект урока обучения грамоте на темуБуква ы(1 класс)
Звук ы, буква ы
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой ы; научить выполнять звуковой анализ слова «рыбы», наблюдать за позиционной сменой гласных и согласных звуков (твёрдые – мягкие); создать условия для развития фонематического слуха, памяти, внимания, речи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают букву ы; умеют выполнять звуковой анализ слов «рыбы», «дым», «усы», «мышка».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: логические – классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
-Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Все мы - очень дружный класс, всё получится у нас!
-Доброе утро, ребята! Пусть эти слова будут девизом нашего урока. Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения. Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, улыбнитесь и им. Садитесь.
Актуализация знаний.
( На доске записаны буквы печатные и письменные) (А, О, У, И).
- Что вы видите на доске? (Знаки изображения звуков - буквы.)
- Что нужно сделать, чтоб они зазвучали? («Включить речевой аппарат».)
-Правильно, давайте с вами потренируем речевой аппарат.
-Резко надавить кулачками по надутым щекам.
- Произнесите скороговорку внятно и медленно.
- Произнесите с вопросительной интонацией и с интонацией удивления.
Шла кукушка мимо сада, поклевала всю рассаду.
-Хорошо, мы с вами потренировали речевой аппарат, а теперь давайте послушаем, как звучат звуки. (Хоровое чтение)
- В чём сходство этих звуков? (Они все гласные.)
- Какой звук называется гласным?
- Придумайте слово со звуком [а] в начале слова, со звуком [о] в середине, со звуком [и] на конце.- Сколько гласных звуков вы уже знаете? (3)Назовите их([а],[о], [у])
Мотивационно- целевой этап
(Учитель читает стихотворение)
- Послушайте внимательно стихотворение и обратите внимание, какой новый звук повторяется?
Мышки вышли из норы,
Грызли сытные сыры.
И конфеты и бобы.
И котлеты и бобы.
- Что вы заметили? (Во всех словах стихотворения есть новый гласный звук.)
- Какой это звук? (Звук [ы] ).
- Что вы можете рассказать об этом звуке? (Он гласный) Почему?
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Звук ы ,буква ы)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Унать новые сведения о звуке [э], составлять звуковые схемы слов, узнать, какой буквой обозначается этот звук).
-Замечательно! В конце урока мы с вами вспомним эту цель и посмотрим, все ли её достигли.
2. Операционально – исполнительский этап
-А прежде чем приступить к работе по теме урока, я предлагаю вам провести гимнастику для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть.
Нужно глубоко вздохнуть.
Глаза по кругу побегут.
Много- много раз моргнут.
Глазкам стало хорошо.
Увидят мои глазки все!
Работа по теме урока.
Работа по «Букварю» (стр.54)
-Откройте, буквари на странице 54. Что вы видите на первом рисунке?
- С каким звуком нас знакомит этот рисунок (показать картинку). (Со звуком [ы]).
- Что можно сказать о нём? (Это гласный звук.)
-Почему? Докажите!
-Кто из вас знает, какой буквой обозначается этот звук? Найдите эту букву на ленте букв.
-На что похожа буква ы? Почему нас знакомят с одной буквой ы?
- Хорошо.
- Молодцы! Давайте вернемся к нашему слову «рыба».
-Какое задание вы можете придумать для ребят по этому слову?
-Составление схемы слово «рыба».(интерактивная доска, индивидуально)
- Ребята, кто согласен с этой схемой, хлопните в ладоши.
- Молодцы!
(*на слайде портрет)
Самуил Яковлевич Маршак-советский поэт, переводчик, сценарист, с произведениями которого мы познакомимся в дальнейшем на уроках литературного чтения, а сейчас мы с вами прочитаем стихотворение про букву ы.
-Прочитайте, пожалуйста, это стихотворение шепотом. Сейчас нам вслух прочитает это стихотворение Радалина, а в это время Русалина, Ильяс, Эвелина и Радмилла подсчитают сколько букв э встречается в стихотворении, а остальные следите за читающим.(8р)
-О чем говорится в стихотворении? Кто такие маляры? Откуда мы можем узнать значение слова?*В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка (маляр-это рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений)
-Давайте, немного отдохнём. Физминутка.
-Отдохнули, и за работу! Посмотрите на картинку рядом со стихотворением. Что вы видите? Из-за чего может возникнуть дым?
-Какое задание мы можем предложить по схеме, которая дается рядом со стихотворением?
-Хорошо, давайте поработаем в парах. Но для начала вспомним правила работы в парах (на слайде)
-Составление схемы слова «эхо». Проверка с документ-камерой.
3.Рефлексивно – оценочный этап.
-Прежде чем подвести итог урок, вспомним, с каким звуком мы с вами познакомились на уроке. Какой он? Почему?
-Какой буквой он обозначается на письме.
-Замечательно, для закрепления ваших знаний, выполните следующее задание в группах. У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова. Ваша задача – подчеркнуть слова, в которых есть буква ы.(мама,мышь,книга,рыба,песок,рысь,карандаш,лось,шышка,сыр,лист, стол, бусы, тыква)
*Представитель от каждой группы с места по очереди читают по одному слову. На слайде правильно выполненное задание. Проверка хлопком.
-Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока. *на слайде (Узнать новые сведения о звуке [ы], составлять звуковые схемы слов, узнать, какой буквой обозначается этот звук).
-Оцените свою работу и то, как вы достигли цели сигнальными карточками.
-Молодцы! Спасибо! Урок окончен!
Мама,мышь,книга,рыба,песок,рысь,карандаш,лось,шышка,сыр,лист, стол, бусы, тыква
Мама,мышь,книга,рыба,песок,рысь,карандаш,лось,шышка,сыр,лист, стол, бусы, тыква