Урок математики в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

ТЕМА УРОКА: СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ 5 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
обучающие: познакомить с правилами вычитания и сложения десятичных дробей, сформировать умение по применению правил на практике;
развивающие: продолжить работу по развитию алгоритмичности выполнения мыслительных операций, развитие видов умственной деятельности учащихся; внимания, памяти, воображения; создать дидактические условия для дальнейшего овладения учащимися математического языка; продолжить формирование умения устного счета.
воспитывающие: через исторические и биографические сведения вызвать интерес к изучению предмета; создать устойчивую мотивацию, способствующую более глубокому овладению ЗУН, более рациональной организации учебного труда, включающего в себя помимо освоения нового материала, само- и взаимооценку учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Предварительная подготовка: распечатать задания для самостоятельной работы ( если нет проектора), подготовить задания двух уровней для закрепления новой темы, жетоны - двух цветов.
Сценарий урока
Организационный этап
Сигналом к началу урока служит музыка.
Мотивационный этап
Здравствуйте, ребята. Древнегреческий мудрец Пифагор говорил: «Числа управляют миром». Существуют различные числа, а мы пока знакомы только с двумя видами чисел - натуральными числами и дробными числами. Поэтому в качестве устного счета я предлагаю вам выполнить действия над этими числами. Перед вами 6 примеров, ответ на каждый пример даст вам букву, буквы сложатся в слово, которое зашифровано.(Слайд 2)
1.
125 + 275;

2.
3220 - 120

3.
2 3/10 + 5/10;

4.
1 73/100 + 2 31/100;

5.
28/100 - 18/100;

6.
3 7/10 - 1 8/10.


В
С
Е
Т
И
Н

4,04
400
2,8
3100
0,10
1,9



Молодцы! 5 лучшим счетчикам вручаю красные жетоны, следующей пятерке - желтые. Ученики, набравшие 3 красных жетона, за урок получат оценку «5», за три желтых жетона - оценка «4».
Вы угадали слово «Стевин».(слайд 3) Это фамилия фламандского ученого Симона Стевина, жившего в эпоху Возрождения. Он впервые в Европе подробно описал правила действий и преимущества открытых им десятичных дробей. Но мы с вами знаем, что он открыл уже открытое. А первым о десятичных дробях миру поведал Джемшид ибн Масуд аль - Коши. Давайте и мы вспомним, что нам известно о десятичных дробях. Составим цепочку вопросов и ответов. Мой вопрос:
Какие дроби мы называем десятичными?
Ответ ученика...
Следующий вопрос задает ученик... и т. д.
Знаний о десятичных дробях у нас еще недостаточно. Мы еще не знакомы с правилами действий над ними. И этому мы посвящаем наш урок.
Этап приобретения новых знаний
Откройте тетради, запишите тему урока: « Сложение и вычитание десятичных дробей».
Наша цель - научиться правильно складывать и вычитать десятичные дроби.
Во время устного счета мы столкнулись с обыкновенными дробями, которые можно записать в виде десятичных дробей. Запишем их:
2,8; 4,04; 0,10; 1,9.
Эти же результаты можно получить, если сложить соответствующие десятичные дроби, используя правило:
Записать числа друг под другом так, чтобы запятая оказалась под запятой.
Сложить, как натуральные числа.
Поставить запятую под запятой.
А кто, ребята, догадается, как сложить числа 2,7 и 13,25?
Правильно, можно сначала уравнять количество цифр в дробной части, а затем сложить. Другой пример: вычесть 12,72 из числа 15,9.
Следующий случай: 5 -3,275.
4 Рефлексивно - оценочный этап
Кто из вас может составить правило для сложения и вычитания десятичных дробей?
Посмотрим, что об этом написано в учебнике. По оглавлению найдем п.32. Каким знаком выделяется правило?
Давайте заучим его на уроке. 1 вариант читает 2-му, затем 2 вариант читает 1-му. 1 вариант пересказывает 2-му, 2 вариант пересказывает 1 -му.
Кто попытается рассказать правило наизусть? (Вручаю жетоны).
Теперь необходимо закрепить это правило вычислениями.
У меня на столе не