ЗИМА НЕ ЛЕТО, В ШУБУ ОДЕТА
Предмет:ИЗОкЛАСС:3
Автор: Набиева Зульфия Тахаветдиновна
Тема «зима не лето, в шубу одета»
Цели:
ознакомить учащихся с русским народным костюмом, особенностями его украшения; формировать умение украшать элементы русского народного костюма по представлению, вообра-жению;развить умение творчески отображать предметы окружающего мира, пространственное воображение, наблюдательность и внимательность; способность чувствовать красоту окружаю-щего мира; развитие познавательных и творческих способностей учащихся в области русской культуры;воспитывать любовь к традициям родной страны, аккуратности;осуществить межпред-метные связи изобразительного искусства с историей, культурологией,
УУД: Личностные: осуществляют толерантное принятие разнообразие национальных ценностей и духовных традиций; овладевают навыками самостоятельной работы в процессе выполнения худо-жественно-творческих заданий;владеют навыками использования различных худоңественных материалов для работы в разных техниках.
Познавательные: осваивают основы изобразительой грамоты, особенности средств худо-жественной выразительности;приобретают практич.навыки и умения в изобр.деятельнос-ти;
Коммуникативные: умеют обсуждать коллективные результаты художественно-твор-ческой дея-ти;
Метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления худ-ой культуры в окр.жиз-ни.
Оборудование: ПК (вкл. Презентацию), комплект вырезанных пословиц / поговорок о зиме, загрунтованный гуашью альбомный лист, гуашь / акварельные краски, кисти, клей ПВА, шаблоны кокошника и шапки Мономаха, миски с набором природного материала (горох, фасоль, рис, кукурузная крупа) и образец педагогического рисунка, аудиозапись русских народных песенХод урока:
I.Организация класса
А) Приветствие детей с учителем.
Б) Проверка готовности к уроку.
II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
2.1. Постановка проблемы
- Ребята, вспомните, от кого на прошлом уроке изобразительного искусства мы получили письмо? (От зимы)
- Правильно. А что мы с вами рисовали по заданию Зимы? (Зимний пейзаж)
- Верно. Сегодня мы продолжаем зимнюю тему. Но чем именно будем заниматься, пред-стоит угадать. Разбейтесь на пары и получите задание: перед вами вырезанные слова пословиц и поговорок про зиму. Но везде есть ключевые слова. Сложив, как пазлы, пословицу / поговорку, вам нужно ее прочитать и пояснить, чему нам эта пословица / поговорка учит?
Зима не лето, в шубу одета.
Зимой без шубы не стыдно, а холодно.
В зиму шубы не занимают.
Шубка зимой не шутка.
Зимой тулуп всякому люб.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает.
(Дети собирают предложения, дают свои пояснения).
- Чему же учат все эти пословицы/поговорки? (Зимой надо тепло одеваться.)
- Верно. И сегодня мы поговорим о зимней одежде. Но не об обычной, а о древнерусской. Как вы думаете, зачем нам надо это знать? (Чтобы знать историю, чтобы быть культурными, образованными людьми, др.)
- У русской национальной одежды многовековая история. И она настолько обширна, что все мы за один урок никак не сможем охватить, а вот о древнерусской, да еще о зимней - успеем, успеем даже изобразить некоторые элементы. Почему зимняя одежда? Да потому что на моду Древней Руси оказывали, в первую оче-редь, климатические условия. Суровая зима, прохладное лето - послужили причиной появления теплых закрытых одежд.
Русский костюм. Зимняя древнерусская одежда [1]
Кожух - кожух это шуба сшитая мехом внутрь. Крытый кожух - сверху обшивался плотной узорной тканью: (бархатом, сукном, парчой, атласом). Расшивали кожух золотым шитьем. Кожухи могли украшать драгоценными камнями и жемчугом. Кожух был из меха куницы, горностая или соболя, в России благодаря большому количеству пушнины, кожух был и у богатого и у бедного, только у богатых кожух был соболиный, с богатой отделкой и не один, а у простого мужика – ко-жух медвежий или овчинный.
Шапка: "горлатная" меховая шапка - боярская шапка. Шапка была высокой шилась из гор-лышек соболей. Популярны были полусферические шапки - меховые, отороченные мехом и обши-тые тканью. (Шапка Мономаха).
Пояс: пояс назывался "юсало" "опоясок" "кушак". В старые времена он был обязательной частью древнерусского костюма, пояс носили мужчины и женщины, и дети. Пояс - был оберегом от всякой нечести. Пояса были шелковые и плетенные украшались золотой вышивкой.
Сапоги: выходная обувь у знатных людей резко отличалась от народной (валенки) она шилась из дорогой, цветной, тонкой кожи или сафьяна. Сапоги имели высокие каблуки, кованные серебряными подковами, носки завернуты слегка вверх. Голенище сапог украшались тиснением, жемчугом и драгоценными камнями.
Рукавицы: носили все жители древней Руси. Бояре и цари иногда носили перчатки. Маленькие рукавички назывались рукавками.
Женский костюм. Зимняя древнерусская одежда.
"Летних" - напоминает шубку. Длинный, длинной до пят, к низу расширялся за счет боко-вых клиньев, с широкими колокообразными рукавами и небольшим круглым меховым воротнич-ком. "Летних" шился из узорных тканей, часто вместо пуговиц использовали бубенцы или бусины.
Шугай - укороченная шубка с меховым воротником, шили из красивых узорных тканей, обшивали по краю декоративной полосой. Обычно шугай доходил до бедер. Он имел вид кофты с отрезной талией, нижняя часть - баска (от талии пышная сборка). Рукава длинные, собирающиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки.
Кокошник - парадным головным убором считался кокошник, изготавливали кокошник из твердого материала, обтягивали дорогой, узорной тканью и богато расшивали жемчугом. Кокош-ник имел матерчатое дно. На кокошнике была расшитая "сотка из жемчуга", а над висками крепи-ли "рясна" - подвески из жемчуга, ниспадающие до плеч. Косу украшали "накосником" - (бант об-тянутый дорогой тканью или кожей). В косу вплетали жемчужные нити.
Рукавка - меховая муфта, куда девушки и женщины прятали свои ручки.
Обратите внимание на разнообразие форм женского головного убора, на присутствующие расцветки в украшении.
Цвет в русском народном костюме всегда был символичным:
Красный цвет - жизнь, огонь, кровь.
Синий, чёрный - тьма, горе.
Жёлтый - огонь (немного).
Зелёный - (очень мало).
Охра - земля.
Голубой, серый - надежда.
На уроке мы с вами устроим мастерскую художников Древней Руси. Представьте, что мы с вами не в классе, а перенеслись на много – много лет назад. Мы – мастера -художники, и работа-ем по заказу очень богатых и влиятельных особо. Задание мальчикам: украсить шапку Мономаха - главную регалию русских великих князей и царей. А задание девочкам – украсить женский кокошник.
- Вспомните, с помощью каких материалов украшали головные уборы? (бисер, жемчуг, драгоценные камни) .- Верно, у нас с вами тоже есть драгоценные камни. Посмотрите, горох – это жемчуг, фасоль – крупные драгоценные камни, кукурузная крупа – бисер. И посмотрите на образец, наши головные уборы засияют красотой не хуже украшенных драгоценностями.
- Итак, наша задача: нарисовать с помощь шаблона головной убор, раскрасить фон, с помощью клея ПВИ и кисти, да с помощью наших мастеровых ручек – разукрасить.
III. Работа над темой урока
3.1. Объяснение темы / алгоритма работы
- Как мы работаем?
- Во – первых, нужно взять уже заготовленный, загрунтованный, лист бумаги. И приложив к листу шаблон, легким нажатием карандаша, обвести. Не забывайте, что шаблон нудно расположить посередине листа.
- Во-вторых, продумайте, какого цвета, будет основа головного убора? У шапки Мономаха, естественно, мех – коричневый, а центральная часть может быть золотой, или красной или др. цвета. Кокошник может быть любого цвета. Вспомните иллюстрации, преимущественно золотой, голубой, розовый, белый. Нарисуйте с помощью гуаши фон вашего головного убора. А пока он будет подсыхать мы проведем физминутку.
- После чего, продумайте сам эскиз: каким образом вы украсите головной убор, где буде располагаться горох / жемчуг, где фасоль/ крупные камни, как расположите крупу /бисер? И карандашом сделайте легкие пометки.
- Начинайте приклеивать с крупных элементов. Нужно взять клей ПВА и кисточку для клея, намазать колеем место, где расположится фасолина и просто положить ее туда, и так далее. Места, где скопление камней плотное, смазывайте клеем сразу и коалите туда свои сокровища.
- Если вы будете «обшивать бисером», то смажьте это место и посыпьте, как солью, крупою. Чистой кисточкой можно слегка придавить крупу.
- Как только работа будет окончена, можно отложить ее в сторону, чтобы подсохла, а в это время убрать рабочее место.
3.2. Практическая часть (ребята выполняют инструкции)
- Давайте начнем с нанесения выбранного вами цвета гуаши на головной убор.
Физминутка3.3. Объяснение темы (продолжение)
3.3. Практическая часть (Еще раз проговорить алгоритм. Самостоятельная работа детей. При необходимости учитель помогает)IV. Итог урока
4.1. Просмотр и оценивание работ
- Как красиво! Ребята, посмотрите, и вправду царские одежды. Какие замечательные мастера творят чудесные украшения! Какой убор вы выбрали бы, если бы оказались на ярмарке?
- Оценки
4.2. Рефлексия
- Что нового узнали? Как узнали? Что помогло?
- Как работал ты?
- Какие чувства вызывают изображения украшенных старинных головных уборов?
- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).